Формирование нравственных качеств личности через ознакомлением с городом Саров
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей города
1 слайд.
Возраст от 4 до 7 лет психологи называют возрастом «моральных реалистов», в этом возрасте общепринятые нормы поведения принимаются детьми чистым сердцем, без сомнения в их необходимости.
В старшем дошкольном возрасте программным требованием является и формирование чувства гордости своей Родиной и ее достижениями.
Наш родной город Саров предоставляет прекрасные возможности для решения этой непростой задачи. Почему? Город находится в центре России, на территории одного из крупнейших в Европе зеленых лесных массивов, на Нижегородской Земле, славной золотыми руками народных умельцев, героическими защитниками русской Земли, современной промышленностью.
В младшем и среднем дошкольном возрасте задачи нравственного воспитания решались через различные формы работы: наблюдения, беседы, праздники, досуги, развлечения, детскую продуктивную деятельность.
2 слайд.
Направлениями в этой работе с детьми стали:
-Создание условий в детском саду;
-Непосредственно-образовательная деятельность;
-Самостоятельная деятельность;
-Сотрудничество с семьями воспитанников.
3 слайд.
В детском саду работают мобильные, сменяемые выставки в реакриациях - Нижегородская область, моя Родина-Россия, собран большой справочный, иллюстративный, демонстрационный материал о Нижегородском крае и городе, подобран видео и музыкальный материал, 5 педагогов нашего детского сада прошли курсы по духовно-нравственному воспитанию при САРФТИ. Семинары-практикумы, проводимые в детском саду , позволили освоить педагогам некоторые народные промыслы России и Нижегородского края. Изготовленные педагогами работы можно увидеть сегодня на выставке. Мы отобрали содержание доступного пониманию детей исторического материала, оформили его в виде конспектов НОД, досугов, праздников, конспектов бесед, кроссвордов, загадок для детей. Условием успешной работы являлось и согласие родителей. Мы понимали, что при знакомстве с историей города мы столкнемся со стихийными представлениями детей о православной жизни, о вере, вопросами детей, на которые мы должны отвечать правдиво и грамотно. Анкетирование родителей группы показало, что все родители принимают, одобряют, кто-то даже приветствует это направление педагогической деятельности.
4 слайд.
Темами непосредственно образовательной деятельности детей в группе стали: Старое Городище, Сатисско-Саровская Пустынь, Серафим Саровский, Их именами названы улицы, Памятники природы Сарова, Город в годы Великой Отечественной войны, Ими гордимся ( о современных тружениках города).
5слайд.
Беседа с детьми о городе ( Страница № 1 из истории города)началась вопросом к детям: -Что мы чувствуем, когда произносим слова: родители, родные, родина, природа, родник? Что в них общего? Почему эти слова кажутся нам теплыми, добрыми, ласковыми, надежными, словами защитниками. Рассуждая о нашем родимом месте , его особенностях, мы говорим , что у нашего Сарова совершенно необыкновенная, чудесная история, узнать которую мы сможем , если очень захотим. 1 я страница книги « История Сарова» создается прямо на занятии- созданием макета- густые смешанные леса, 2 чистые речки, много зверей, приход первых людей , строительство 4 городков, окруженных валами и рвами. На данном занятии педагог обращает внимание детей на взаимоотношения древних людей и природы - человек брал у природы ее богатства по закону просьбы , относился к ней очень бережно и любовно – и рыба сама прыгала в сети ( мордовские сказания). В каждом материале из истории города важно найти те ключевые слова, факты, демонстрационный материал, который затронет чувства детей, вызовет познавательный интерес. Заочная экскурсия ( по фотографиям) по монастырю помогла увидеть детям сколько труда, старания, умения, смекалки необходимо было приложить первым строителям, чтобы без техники, машин построить такие величественные, красивые Храмы. Музыкальное сопровождение в записи ( хоры, колокольные звоны) обогащают такие занятия.
6 слайд.
Наш детский сад находится в шаговой доступности от замечательных мест– Заливного луга, ближней и Дальней Пустынки, монастырского комплекса, Вечного огня и стелы памяти, библиотеки им. В Маяковского, Городской Художественной Галереи.
7 слайд.
В творческой продуктивной деятельности дети свои впечатления отобразили в работах: коллаж «Серафим Саровский в природном Храме», « Колокольня-символ нашего города», « Наши мечты» и других.
8 слайд.
Но, наиболее яркие впечатления дети получают на экскурсиях. Маршрутный экскурсионный лист наших детей достаточно обширен.
Детский маршрут: детский сад, Храм Серафима Саровского, колокольня, Храм Всех Святых, Храм Иоанна Предтечи, стела Победы, Художественная галерея, детский сад.
9 слайд.
Итоги детской и семейной экскурсий были представлены в фотовыставке « Наши первые шаги в историю Сарова».
Отдельными маршрутами стали экскурсии, связанные с памятью Серафима Саровского и являющиеся также памятниками природы- в Ближнюю и Дальнюю Пустынку. Содержание материала экскурсий, особенность впечатлений, связанная с прикосновением к духовно-нравственным святыням нашего народа , оставят , как нам кажется, в душах детей неизгладимые впечатления.
10 слайд.
Семейный маршрут: район детского сада, проспект Мира, подземный храм, Висячий мост, Заливной луг(монастырские огороды), площадь Ленина.
11 слайд
Работа по ознакомлению детей с историей города с самого начала проходила в тесном сотрудничестве с семьями наших воспитанников.
12 слайд. Видео.
13 слайд.
Одним из ярких направлений здесь считаем изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Изучение своей родословной помогло детям начать осмысление того, что семья - хранительница родовых корней и корни каждого - в истории и традициях семьи.
В работу по изучению своего генеалогического древа включились многие семьи. Родители вместе с детьми выясняли своё происхождение, слушали воспоминания бабушек, дедушек и с удовольствием рассказывали их в группе.
14 слайд.
Результативной оказалась и детско-взрослая конференция «Саров – мой любимый город».
Конференцию предварила большая работа.
На конференции прозвучали следующие выступления. «Старое Городище», «Саровские колокола », « Герб нашего города», «Колокольня - символ нашего города», « Мои любимые места в нашем городе».
Детский сад работает и по программе « Юный эколог» , которая предполагает серьезное , деятельное изучение природы родного края и участие в сохранении ее. В работе нам помогают хорошие творческие контакты с библиотекой им. В. Маяковского, Художественной Галереей, которые дети посещают ежемесячно, контакты с воинским частями , ГИБДД, с городским профилакторием, музыкальной и художественной школами.
15 слайд
Подведем некоторые итоги нашей работы :
Безусловно, теснее, душевнее, открытее, терпимее стали взаимоотношения детей между собой, более полным взаимопонимание с семьями наших воспитанников;
Расширились представления детей о добре, дружбе, взаимопонимании, милосердии, любви друг к другу;
Расширились представления детей о Родине: своей семье, своем городе, своей области, своей большой Родине_- России;
Повысилась познавательная активность детей. В нашей группе почти все дети читающие. , поэтому в свободной деятельности их часто можно увидеть в групповой библиотеке за рассматриванием энциклопедий, чтением книжек из серии « Моя первая книга», работой с кроссвордами , картами в уголке « Мой любимый город».
Что впереди? Впереди интересные дальнейшие открытия родного края через экскурсии и походы, важные дела, связанные с празднованием нашей Родиной великого дня_- Дня победы, выступление с концертом перед ветеранами Великой Отечественной войны в городском профилактории, посадка деревьев и кустарников в день Земли.
Скоро для наших детей прозвучит первый школьный звонок. Мы надеемся , что педагоги школ в своей работе с детьми найдут возможность поддержать то светлое и высокое , что стало формироваться в душах детей при ознакомлении их с историей своей родины и нравственно-патриотическом воспитании в детском саду.
15