МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА БЕЛОГРУДКА
Методическая разработка
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
ТЕМА: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем…»
Пояснительная записка
Автор (фамилия, имя, отчество автора методической разработки) Попова Екатерина Александровна
Место работы (полное наименование ОУ), должность МБОУ «Великодворская СОШ» Тотемского района Вологодской области, учитель русского языка и литературы
Адрес 161323 Вологодская обл., Тотемский р-н, д. Великий Двор, д. 63, кв. 3
Предмет методической разработки Литература
Класс класс
Название методической разработки «Прикоснуться к красоте можно только сердцем…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажёр, методическая разработка, статья и т.п.) Методическая разработка урока внеклассного чтения
Продолжительность занятия 1 урок (можно варьировать в данной разработке определённые задания, виды, приёмы и формы работы, исходя из разных причин: подготовленность класса, количество рабочего времени на уроке, наличие мультимедийного оборудования и т. д.
Цель урока Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру
10. Задачи урока 1.Уметь давать аргументированные ответы на вопросы;
2.Уметь анализировать и оценивать поступки героев рассказа;
3.Использовать текст с целью доказательства высказанных мыслей;
4.Развивать связную речь и творческие способности учеников;
5.Формировать навыки работы в парах и группах;
6.Воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю.
Необходимое оборудование и материалы для занятия Мультимедийное оборудование, ноутбук, экран, презентация к уроку, портреты и фотографии, связанные с жизнью и творчеством писателя, выставка книг В. П. Астафьева, иллюстрации учащихся к рассказу, запись голосов птиц и песни «Раненая птица», мягкие игрушки, необходимые материалы для проведения рефлексии.
12. Возможные риски 1. Если ученики, которые должны были готовить сообщения, читать стихотворения, выступать с рисунком или отзывом, заболели или по другой причине отсутствуют на уроке, необходимо заранее продумать выход из этой ситуации. (Если нет возможности подготовить другого учащегося, то учитель может заменить ребёнка сам или убрать, по возможности, данный материал из урока и т.д.)
2. Ученики уже работают в привычных им парах и группах. Если на момент проведения урока будет отсутствовать несколько человек, нужно пересмотреть состав пар и групп заранее, чтобы на занятии не было заминки.
3. Если работа со словарями или литературоведческими терминами проводится не систематически, то лучше пусть дети на переменке найдут необходимую информацию в словаре и сделают закладки. (Мы постоянно работаем и со словарями разных типов и самодельный словарь-тетрадь литературоведческих терминов у учащихся есть, поэтому данные задания не вызывают особых затруднений и отнимают не так много времени).
Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой самодостаточной личности, способной легко адаптироваться в изменяющемся окружающем мире. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место.
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой – всё богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.
Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась особенно востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
В своей методической разработке я обращаюсь к поучительному произведению одного из ярких деятелей современной литературы, «писателю с мировым именем, последнему классику современности», как называют его критики – В.П. Астафьеву. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-9 классах: «Васюткино озеро» в 5 классе, «Конь с розовой гривой» в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе, главы из «Царь – рыбы» в 9 классе. Такое малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на мой взгляд, не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Органическим продолжением изучения творчества В.П. Астафьева на уроках я считаю внеклассную деятельность. Уроки внеклассного чтения позволяют уделять большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.
Когда-то кто-то решил объявить человека «царём природы». Но «царь» этот оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчиненного, а в раба. Точнее, попытался превратить. Потому что природа не сдаётся просто так. Человек объявил ей войну,— она готова дать достойный ответ. И тут вспоминаются слова Егора Полушкина из романа Е. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царём-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»
Именно такой философский подход использует в своем творчестве Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью её Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через всё творчество писателя. Она связана с высокими гуманистическими традициями всей русской классической литературы.
Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни не так давно. Таких, как он, людей называют «совестью нации». Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а ещё постоянный герой произведений Астафьева - природа.
В.П. Астафьев - писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
Рассказ «Белогрудка» повествует о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать — куница, но она, как и любая мать, бесконечно любит и бесконечно страдает, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы». А иногда автор, будто её глазами видит окружающее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры». Видимо, это удивительное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзительно искренними и честными.
Поражает в писателе его неуёмная борьба за всё живое на земле: будь то вырубка кедрачей или уничтожение муравейников. Он считает, что в природе ничего зря не происходит. Любая травинка, любой цветок употребляет неимоверное усилие, чтобы выжить зимой и взойти весной. Вот почему человек должен понять одну простую истину: «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».
Данная методическая разработка направлена на повышение интереса учащихся к изучению творчества В.П. Астафьева и современной литературы в целом, на укрепление взаимосвязи литературы с жизнью. Практическая направленность занятия заключается в поисках решений важной проблемы современности - проблемы отдаления человека от природы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Учитель: Рубрика «Поэтическим пером». «Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосклон…» Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину: журчит, лепечет ручеёк, о том, что путь далёк-далёк. Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжёлый жук, листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины. Ты слышишь голоса весны…
Учитель: Ребята, представим, что мы с вами находимся в весеннем лесу. Давайте немного отдохнём и расслабимся. Мысленно совершим прогулку по лесу, послушаем пение птиц. Взгляните вокруг, полюбуйтесь пробуждающейся жизнью. Сядьте, закройте глаза и помечтайте под эти птичьи голоса о чём-то светлом и радостном.
Учитель включает звуки леса, голоса птиц. Релаксирующая пауза. (Метапредметные связи: с музыкой)
Вопрос классу: С какими мыслями, чувствами и настроением вы слушали звуки природы, этот разноголосый гомон птиц? О чём мечтали?
Ответы учащихся.
РЕФЛЕКСИЯ «Солнце-тучка». Учитель: А теперь покажите своё настроение. (У каждого учащегося на парте лежит по 2 рисунка: изображения тучки и солнышка, такие же рисунки, только в увеличенном виде висят постоянно на магнитной доске. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению).
Варианты: Можно использовать самые разные способы, приёмы и упражнения для рефлексии: «Волшебные линеечки», «Забавные личики», «Сигнальные полоски», Красно-чёрные коробочки» и др.
Учитель: Замечательные мысли вы высказали, ребята, спасибо вам, я рада, что мы с прекрасным настроением начинаем наш урок.
Учитель: Наша планета Земля очень щедра и богата. Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята. Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.
Весело птица поёт, песнею день начинает. Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки! Пенью у птицы учись, а трудолюбию у пчёлки!
Вспоминая ваши чувства и мечты после прослушивания голосов птиц, хочется отметить, что вы мечтали о доброте и красоте, об этом же следующие поучительные слова словацкого поэта П. Гвездослава, которые помещены на щите экологической тропы в Измайловском парке, организованной учащимися 446 школы г. Москвы.
Учитель:
Я сорвал цветок - и он увял…
Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
Учитель: ТЕМА нашего сегодняшнего урока является как раз частью данной цитаты. Давайте прочитаем её вслух, вдумываясь в каждое слово и вкладывая в него свою душу и глубокий смысл: «ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…». Мы сейчас поставили с вами ПРОБЛЕМУ. В конце нашего с вами урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»
Метапредметные связи: с русским языком: Учитель: Задание (на доске): Какое из перечисленных собственных имён существительных вам наиболее знакомо? Почему? (Связь с русским языком) Карагёз, Арто, Белогрудка, Сбогар)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Учитель: Действительно, вы дома знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Скажите, а как можно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся сами ставят цель урока.
Цель: Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Учитель: Скажите, а каковы задачи урока?
Рубрика «Слово о писателе». На уроках литературы Вологодской области мы уже знакомились с жизненным путём В.П. Астафьева. В.П. Астафьев - писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
Варианты: 1. Сообщение ученика на тему «Слово о писателе»;
2. Слово учителя на тему «Очерк жизни и творчества В.П. Астафьева
Дополнительные материалы к рубрике «Слово о писателе.
Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея – Овсянке. Трудное, но счастливое детство кончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отношения с молодой мачехой не складывались, и Виктор уходит из дома, потом он попадает в детский дом и там заканчивает школу. Много позднее, став уже известным писателем, Астафьев скажет о маме с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я попросил бы у судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей… Они бывают только раз и никогда не возвращаются». Памяти матери он посвятил повесть «Перевал».
Много писал и всегда с любовью отзывался Астафьев о своей бабушке, Катерине Петровна, которая заменила ему и отца и мать. Несмотря на внешне крутой нрав, ее доброты хватало на всех. «Генералом» её звали в деревне. Но бабушка была добра ко всем и всему. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она брошенного щенка несет; обманул ее внук, но пряничного коня она ему все же купила, штаны ему сшила, а он их тут же их в грязи вымазал. Но она не сердилась: слава богу, сам жив остался. Уже став взрослым он вспоминает о ней с любовью и благодарностью в рассказах «Монах в новых штанах», «Зорькина песня», «Ангел-хранитель», «Бабушкин праздник», которые позднее вошли в сборник «Последний поклон».
Окончив шесть классов в детском доме В. Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал письмоводителем, конюхом при сельсовете, учился в ФЗО. А когда началась война, ушел добровольцем на фронт. В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям, война лишила его глаза и плохо слушалась рука. Виктор Петрович был награжден орденом и тремя медалями. О войне он тоже рассказал в своих книгах «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война» и др. После войны Астафьев работал слесарем, кладовщиком, рабочим, литературным сотрудником газеты. Пройдет много лет и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Он напишет интересные книги не только для взрослых, но и для детей.
Астафьев пожил и в Красноярске, и в Перми, и в Вологде, потом насовсем перебрался в Сибирь. В родной своей Овсянке поставил себе дом против бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять милую землю детства. В.П. Астафьев - Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России, Пушкинской премии.
29 ноября 2001 года писателя не стало. Похоронен он, согласно собственному завещанию, в родном селе Овсянка.
Послушайте стихотворение, посвящённое В.П. Астафьеву «Последний поклон»: Был полон зал, все замерли и ждали, что к нам на встречу выйдет исполин, Что загремят на пиджаке медали, и долго будет говорить один.
Но тут с трудом поднялся к нам на сцену седой, как лунь, сутулый человек. Сомнений нет, он жизни знает цену, крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба, босое детство, белые снега,
Большая жизнь – неписаная книга, поклон последний – память на века.
(Читает подготовленный ученик)
Рубрика «Анализ рассказа». Вопросы:
Поделитесь своими чувствами, настроением, которые у вас возникли после прочтения произведения.
Прочитайте, пожалуйста, план рассказа, который вы составили дома.
Зачитывание 2-3 своих планов рассказа учащимися (остальные сдают работы учителю).
Варианты работы с планами: 1. Рецензия планов; 2.Сравнить планы у учащихся; 3. Оценивание планов и др.
Работа в парах:
1 пара: – Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?
2 пара: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью,– говорил В.П.Астафьев,– и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь. Кто это? (Растения). Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?
3 пара: Белогрудая куница. Почему она выбрала этот косогор? Чем занималась, наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?
Метапредметные связи: с зоологией. Рубрика «Юные зоологи» (Сообщение о кунице подготовленного ученика)
ВОПРОСЫ для анализа рассказа:
Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?
Почему Белогрудке были противны запахи деревни? – Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные)
Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась» (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась).
Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?
Что можно сказать о Белогрудке-матери? Какой она была матерью? (Старательной) (Подберите синонимы к этому слову: заботливая, внимательная, любящая). Справлялась ли она с материнскими обязанностями? Как относилась к своим кунятам? Докажите текстом.
Зачитайте, какими были новорождённые котята? Какое образное средство использует писатель, говоря о детёнышах куницы? Сравнение («Маленькие, как бобовые стручки») Какой художественный приём использует автор, чтобы показать нам величину котят? (Литота)
ФИЗМИНУТКА. А сейчас физминутка. 1) Найдите на своих рабочих местах прикрепленные листочки-роли. Ученики находят роли, изображают своё животное, все за ними повторяют.
УЧИТЕЛЬ: Человек природе друг, уважает всех вокруг:
Пингвинёнка и (2) зайчонка, (3) воробья и (4) Лягушонка, (5) медвежонка
и (6) лисёнка, и (7) забавного котёнка.
Хором: Человек природе друг! Знают это все вокруг!
Варианты физминуток:
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели на пенёчке посидели.
Всюду бабочки летали, птички крыльями махали
Дружно мы похлопаем, ножками потопаем!
Мы природу любим? УЧЕНИКИ (ХОРОМ): Да! С ней мы верные друзья.
А теперь ребята давайте послушаем прекрасные стихотворные строчки о том, как надо относиться к природе и что обязан помнить человек.
(Заранее раздать слова ученикам, чтобы они выучили)
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все: и я, и ты,
Ели мы сорвем цветы, опустеют все поляны, и не будет красоты!
Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную течь.
Всё это называется природа. Давайте же всегда её беречь!
Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом!
Давай пройдёмся медленно по лугу, «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица, и доброе лицо им показать!
Берегите эту Землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!
Даже хрустнувший под колёсами жук – укор человеку! На нас, людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на Земле. Это обязанность сильного.
УЧИТЕЛЬ: Ручки мы поднимем выше и легко-легко подышим. Отдохнули все чуток, впору продолжать урок!
! Физкультминутки лучше подбирать экологического направления, по тематике урока, чтобы дети не только немножко отдохнули, но и ещё раз задумались о данной актуальной проблеме.
ВОПРОСЫ для анализа рассказа:
Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? (Кража котят) Как он называется в литературе? (Кульминация)
Что испытала куница в один из дней, когда вернулась радостная с охоты и увидела, что гнездо пустое? В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?
(«Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы». Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке – тире. Оказывается, не только эпитеты, метафоры и другие образные средства передают авторскую мысль, но и знаки препинания тоже).
Почему мальчишки похитили котят? (Превратить в игрушку) Учитель показывает игрушки. Вот игрушки! Играйте ими! Помните, что не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, зайчонка, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Непонимание убивает в нем самое лучшее – чувство справедливости, милосердие. Это опустошает его изнутри.
Работа в группах
1 группа: Состояние Белогрудки после того, как её котят похитили. Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днем стала появляться у домов. Почему? Поведение куницы. Докажите текстом.
2 группа: Месть Белогрудки людям. Почему такой мирный и скрытный зверёк стал вести себя так жестоко? Можно ли понять жестокость куницы?
(Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Если раньше кунице были противны даже запахи деревни,то теперь она может там находиться часами, днями. Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы).
Мы знаем, что Белогрудка погибает, но так ли пессимистичен, печален финал рассказа? Докажите текстом, к чему призывает писатель, заканчивая произведение на такой жизнеутверждающей ноте? Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?
(Пусть будет больше косогоров и других мест, где животные не прячутся от людей и не боятся их. Где человек - не хозяин природы, а мудрый друг её и помощник. Где люди понимают, что животные, птицы тоже могут любить и ненавидеть).
Рубрика: «Наше творчество». Работа по иллюстрациям. К уроку в нашей галерее появились ваши рисунки, ребята. Давайте послушаем авторов. Что оказалось в центре вашего внимания? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими?
Варианты работы по рисункам: 1. Слово по рисунку; 2. Цитата под рисунком из рассказа; 3. Рецензии рисунков; 4. Обращение к чувствам детей: почему именно этот эпизод они изобразили и др.
Один из учеников может прочитать ещё один рассказ Астафьева, например, «Капалуха». Можно попросить поделиться его своими впечатлениями.
(Отзыв учащегося о рассказе В. Астафьева «Капалуха»).
Учитель: Спасибо, нас очень радует, что рассказ не оставил тебя равнодушной. Персидский поэт Саади писал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания хорошего человека».
Учитель. Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них, животных. Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый цветок или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга».
Учитель: Красная Книга, Красная! Значит природа в опасности! Значит нельзя терять даже мига. Всё живое хранить зовёт, пусть зовёт не напрасно Красная Книга, Красная Книга!
Ученик: Охраняется Красной Книгой столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы!
Учитель: Давайте вспомним отдельные растения, животные и птицы, которые занесены в Красную книгу.
Вариант: Отдельные учащиеся могут подготовить небольшие выступления о животных, птицах и растениях, занесённых в Красную книгу (кратко).
Что должен понять человек, чтобы избежать катастрофы?
(Воспитывать чувство переживания, сочувствия, доброты; воспитывать бережное отношение к природе, растениям, «братьям нашим меньшим». Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас»).
Учитель: Скажите, какие цитаты подходят к проблеме, поставленной на нашем уроке? А) Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев). Б) Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки). В) Спешите творить добро, пока Вы еще не устали (Е. Антошкин).
Метапредметные связи: с музыкой. Включить запись песни «Раненая птица». О чём призывает задуматься вас эта поучительная песня «Раненая птица»? (Прослушать 1 куплет и припев)
Учитель: Опять же хочется процитировать слова Виктора Петровича Астафьева: «Все, что окружает нас – от зелёной травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас – всё-всё – есть часть нашей жизни, потому что человек - дитя природы, и нам без нее не прожить».
Недописанный тезис: «Я благодар… (на, ен) природе за то, что…».
Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.
Вариант: «Недосказанный тезис». Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.
Возвращение к ПРОБЛЕМЕ урока. Подводя итог урока, давайте ещё раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока, давайте прочитаем их вслух, вдумываясь в каждое слово и вкладывая в него свою душу и глубокий смысл:
Я сорвал цветок - и он увял…
Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
«ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает).
По этому поводу у известного поэта есть замечательные строчки:
Ученик: Я на кусте у родника не тронул сети паука, я поглядел на муравьёв:
У них домище – будь здоров! Я долго по полю шагал и никого не напугал.
Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил!
УЧИТЕЛЬ: Какие умные и поучительные слова, мы с вами в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птичками, зверями и всем, что нас окружает. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».
РЕФЛЕКСИЯ.
Упражнение «Комплимент»;
Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;
Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус - интересно».
(Вариантов рефлексий можно привести бесконечное множество. У каждого учителя их – целая копилка).
Подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке с обязательным комментарием оценки.
Домашнее задание: (дифференцированно, на выбор)
Мини-сочинение, очерк, рассказ, зарисовку на тему «Моё отношение к природе»;
Стихотворение на тему «Моя природа»;
Реклама, слоган на тему «Берегите природу!»
Рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»;
Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы.
Заключительное слово учителя: Видимо, это удивительное авторское умение понять переживания даже животного или птицы, почувствовать каким-то общим чутьём всё, что с ними происходит, и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзительно искренними, честными, актуальными и любимыми многими поколениями.
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
Релаксирующая пауза. Учитель включает кассету с голосами птиц.
Учитель: И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева:
«Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете»
Урок окончен. Большое спасибо за ваш труд и ваше неравнодушие к проблемам природы, ребята.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.
В.П. Астафьев «Белогрудка».
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.
Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.
Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.
А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.
На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.
Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.
За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.
Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.
Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы. Пропали котята, исчезли.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.
К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.
До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.
Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.
Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.
Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:
— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
— Э, подох один...
Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.
В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.
Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:
— Это ж сатана! Накликали напасть!
Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.
Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.
Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.
Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.
— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.
Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.
Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.
На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.
До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»
Биография Виктора Петровича Астафьева
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет, и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. "Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро". Окончив школу-интернат, подросток сам зарабатывает себе на хлеб. Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск, поступает в ФЗО. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину - город Чусовой на Западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей. В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете "Чусовской рабочий", Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ "Гражданский человек"; впоследствии он назовет его "Сибиряк". С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий». В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957). Печатает очерки и рассказы в альманахе "Прикамье", журнале "Смена", сборниках "Охотничьи были" и "Приметы времени". С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега". В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. К 1965 году начал складываться цикл затесей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году "Затеси" выходят отдельной книгой. К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве. В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое "радостное детище" - "Оду русскому огороду". С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах "Царь-рыба", "Бойе", "Капля", "У золотой карги", "Рыбак Грохотало", "Царь-рыба", "Летит черное перо", "Уха на Боганиде", "Поминки", "Туруханская лилия", "Сон о белых горах", "Нет мне ответа". В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства - рождаются новые главы к "Последнему поклону", опубликованы "Пир после победы" (1974), "Бурундук на кресте" (1974), "Карасиная погибель" (1974), "Без приюта" (1974), "Сорока" (1978), "Приворотное зелье" (1978), "Гори, гори ясно" (1978), "Соевые конфеты" (1978). Повесть о детстве - уже в двух книгах - выходит в 1978 году в издательстве "Современник". 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его детства - им написаны роман "Печальный детектив" (1985) и такие рассказы, как "Медвежья кровь" (1984), "Жизнь прожить" (1985), "Вимба" (1985), "Светопреставление" (1986), "Слепой рыбак" (1986), "Ловля пескарей в Грузии" (1986), "Тельняшка с Тихого океана" (1986), "Голубое поле под голубыми небесами" (1987), "Улыбка волчицы" (1989), "Мною рожденный" (1989), "Людочка" (1989), "Разговор со старым ружьем" (1997).
На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне - роман "Прокляты и убиты": часть первая "Чертова яма" (1990-1992) и часть вторая "Плацдарм" (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику. В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. "Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.
Рассказ В.П. Астафьева «Капалуха».
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
— Зачем?
— Да так!
— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Сообщение ученика о белогрудой кунице.
КУНИЦА - то стройное животное средних размеров: длина тела от 38 до 58 см, вес около полутора килограммов. Хвост составляет около половины длины тела. Когти очень острые, изогнутые, что связано с преимущественно древесным образом жизни. Голова невелика, с заостренной мордочкой. Общий тон окраски зимнего меха рыжевато-каштановый. На горле и нижней поверхности шеи — крупное светлое пятно с резкими границами. Летом и осенью зверьки укрываются чаще всего в дуплах старых деревьев — дуба, осины, кедра, пихты. Дупло обычно расположено на высоте от 2 до 5 метров над землей. Куница — всеядный хищник. Основу питания составляют мышевидные грызуны, часто охотится на белку, лазая по дуплам, она добывает мелких птиц — поползней, дятлов, синиц, соек, также она любительница и пчелиного мёда. Особое место в питании лесной куницы занимают ягоды и плоды. На охотуона выходит чаще всего вечером и ночью. Детёныши куницы рождаются в конце марта—апреле, числом чаще от 3 до 5. Хотятся за куницей ради ценного меха. Чрезмерный промысел этого пушного зверя привел к его исчезновению из многих мест, но принятые в последние десятилетия меры охраны - частичный, а местами и полный запрет охоты -помогли восстановить население лесной белогрудой куницы почти в полном объёме.
К уроку (разное).
1 пара: – Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?
2 пара: Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?
3 пара: Белогрудая куница. Почему она выбрала этот косогор? Чем занималась, наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?
1 группа: Состояние Белогрудки после того, как её котят похитили. Поведение куницы. Докажите текстом.
2 группа: Месть Белогрудки людям. Почему такой мирный и скрытный зверёк стал вести себя так жестоко? Можно ли понять жестокость куницы?
РЕФЛЕКСИЯ.
•Упражнение «Комплимент»;
•Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;
•Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус - интересно».