Урок литературного чтения 4 класс. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине.
-226060-135890
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема. И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…».
Тема любви к Родине.
Учитель начальных классов
МБОУ «Нижнегорская
школа-гимназия»
Ярошевская
Ирина Николаевна
Нижнегорский
2014
Литературное чтение
Урок 29.
Тема: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Тема любви к Родине.
Тип урока: освоение нового материала.
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И.С. Никитина; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать мышление учащихся, речь, воспитывать любовь к своей Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомятся с творчеством И.С. Никитина и содержанием его стихотворения «В синем небе плывут над полями…»;
научатся: выразительно читать стихотворение, находить в тексте художественные средства языка, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, извлекать из текста нужную информацию, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации.
Метапредметные:
Познавательные: осмысливать чтение лирических текстов; понимать настроение стихотворения; определять своё собственное отношение; искать необходимую информацию по фотографии, репродукции картины; осмысливать объекты; понимать смысл.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей урока.
Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия в паре и вгруппе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
Личностные: демонстрировать уважительное отношение к иному мнению; приниматьсоциальную роль обучающегося.
Оборудование: мутьтимедийный проектор, компьютер, запись песни «Родина», мелодии для динамической паузы, стихотворения «В синем небе плывут над полями…» И. Никитина, карточки для чтения.Ход урока
Мотивация. (1 мин)
Проверка готовности к уроку.
- Давайте настроимся на урок.
Мир слова родного, богатства культуры нам открывает литература!(Слайд 2).
Речевая разминка. ( 2 мин) (Слайд 3).
1
ВМЕСТЕ 17
НА 21
СОЛНЦЕ 22
ДЛЯ 24
МИЛА
3
СЕРДЦЕ 2
СИЛА 10
ХРАМ 12
РОДИНА 14
СВОЯ
13
ЗЕМЛЯ 18
КРАЙ 4
РОССИЯ 23
ДА 16
ГОЛОС
19
БЕЗ 20
ВЗО 25
ЕДИН 5
ДОБРО 15
ЖИЗНЬ
6
ЗАРЯ 7
МОЙ 11
НАД 9
ТЕПЛО 8
НАРОД
- Прочитайте по горизонтали.
- Прочитайте по вертикали.
- Прочитайте по диагонали.
- Прочитайте в порядке возрастания.
- Прочитайте в порядке убывания.
III. Введение в раздел. Актуализация знаний. (6 мин)
1. Повторение.
- Составьте предложения из слов в таблице.
- Выскажите предположение, о чём пойдёт речь на уроке.
Посмотрите видеосюжет, послушайте песню. (слайд 4).
- Знакомы ли вам слова песни?
- Какую мысль передал в стихотворении поэт Ф. Савинов?
Изучая стихи из поэтической тетради, мы знакомились с творениями многих русских поэтов, передавших красоту родной земли, любовь к ней.
- Произведения каких поэтов вы уже изучили?
2. Знакомство с творчеством поэта..- Сегодня мы прикоснёмся к творчеству И.С. Никитина. (Слайд5).
-Какие задачи мы можем перед собой поставить?(Слайд 6.)
- Прочтите статью о жизненном пути И.С. Никитина.
- Выполняем упражнение на просматривание. Найдите слова, которыми можно подписать слайды. (Слайды 7-12)
Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки. ( Слайд 7)
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем. (8)
С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи. (Слайд 9).
Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи. Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца». (Слайд 10).
В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. (Сл.11)
Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком. (Сл.12)
- Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта, и память о нём увековечена.
IV. Динамическая пауза. (1,5 мин) (Слайд 13).
V. Анализ стихотворения (10 мин)
1.- Послушайте стихотворение И.С. Никитина
« В синем небе плывут над полями…» (Слайд 14).
-Какие чувства вы пережили?
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
Словарно-лексическая работа.
Прочитайте стихотворение. Какие слова показались вам непонятными?
Давайте раскроем значение некоторых слов.
- Объяснение значения слов. (Слайд 15).
- Подберите синонимы к словам: золотой (жёлтый), восторг (восхищение, радость)
- Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),
восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)
3. Беседа по содержанию стихотворения.
- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно
(дети читают стихотворение про себя).
-Какие картины вы увидели в этом стихотворении?
( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)
- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении? (Слайд 16-18)
( эпитетами, сравнением)
- Назовите эпитеты в 1,2, 3 строфе. (Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер)
- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?
(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)
-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.
- Какие мысли передал Никитин?
(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)\
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы переходим к самому интересному к работе над стихотворением.
Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение.
Работа в парах. Подчеркните слова, которые надо выделить при чтении.
-При подготовке пользуйтесь памяткой. (Слайд 19)
Памятка.
а) Правильно ставь ударения.
б) Соблюдай паузы.
в) Выбери силу голоса (громко, тихо).
г) Определи темп (быстро, медленно)
д) Читай эмоционально.
е) Покажи интонацией свое отношение к произведению
5. Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
6. Составление синквейна.
-Теперь давайте представим себя писателями и составим «синквейн» к этому стихотворению. (Слайд 20)
Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных ( раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
Проверка задания.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Мне понравилось…
Я научился…
Я понял, что…
Труднее всего для меня было…
Я хочу научиться…
- Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
VII.Домашнее задание: (2 мин)
Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина.