Урок литературы И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №15
Информационная карта урока литературного чтения,
проведенного студенткой группы Ш-42
Дзюбенко Анной Анатольевной
в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508
Дата проведения урока: 13.11.2014
Отметка за проведение:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Москва 2014
Место урока в программе
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема урока И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Предметные умения УУД
Познакомить учащихся с поэтом И. С. Никитиным и его произведением «В синем небе плывут над полями…» Познавательные
построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные
Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Личностные
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения
Опорные
понятия, термины Новые
понятия, термины
Стихотворение, эпитет, сравнение Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир
Русский язык
Фронтальная, групповая, индивидуальная Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.
Этапы Ход урока Деятельность учащихся Примечания
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. II. Основная часть
1) Введение в тему Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?
А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?
А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.
Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения. Вечер, закат
Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое Иллюстрации вечернего времени суток на слайде
2) Пейзажная лирика И. С. Никитина Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
«Встречу зимы»:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло, и светло.
Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?
Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?
Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу. Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Лес, степь
Природа К каждому произведению иллюстрация на слайде.
3) Первичное восприятие Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.
В синем небе плывут над полями/Облака с золотыми краями;/
Чуть заметен над лесом туман,/
Тёплый вечер прозрачно-румян.//Вот уж веет прохладой ночною;/
Грезит колос над узкой межою;/
Месяц огненным шаром встаёт,/
Красным заревом лес обдаёт.//
Кротко звёзд золотое сиянье,/
В чистом поле покой и молчанье;/
Точно в храме, стою я в тиши/И в восторге/ молюсь/ от души.//
Какие картины вы увидели?
Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?
Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? Поле, лес, вечер, закат
Конец лета, прощание с летом
Грусть, спокойствие Видеоролик
4) Чтение стихотворения Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.
Прочитай первое четверостишие.
Прочитай второе четверостишие.
Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?
Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.
А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.
А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.
А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.
А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.
Прочитай первое четверостишие.
Прочитай второе четверостишие.
Прочитай третье четверостишие.
А теперь найдите и прочитайте строчку:
Где плывут облака?
Какие облака плывут?
Что чуть заметно над лесом?
Какой вечер в этот момент?
Чем вдруг повеяло?
Что говорится о колосе?
Что говорится о месяце?
Как месяц освещает лес?
Что говорится о звездах?
Как поэт описывает поле?
С каким местом автор сравнивает тишину поля?
Что испытывает автор в этот момент? Нет, грезит, межа, зарево
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения Иллюстрации словарных слов
5) Физминутка Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно. 6)Анализ произведения Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?
Что такое сравнение? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;
Что такое олицетворение? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;
Что такое эпитет? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;
Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?
А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?
Как вы думаете, какое это время суток?
Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?
А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?
Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.
Какое еще средство выразительности здесь есть?
А какое время суток описано во втором четверостишии?
Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?
А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?
Теперь найдите эпитет во второй строчке.
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?
Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?
Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.
Почему автор в восторге молится?
Какое же время суток описано в этом четверостишии? Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Солнце скрыто за облаками и освещает их
Эпитет
Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец
Ранний вечер
В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает
Колос будто дремлет
Олицетворение
Прохладной ночною - эпитет
Ответы детей
Олицетворение – месяц встаёт, обдаёт
Поздний вечер
Золотое сиянье – эпитет
Тишь сравнивает с тишиной в храме
Чистое поле
Спокойствие, тишину
Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину
Кротко(спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.
Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.
Ночь Определения появляются на слайде
7) Творческая работа по следам прочитанного А сейчас нам предстоит очень интересная работа. У нас есть 3 группы. Я предлагаю вам нарисовать картину к стихотворению. У каждой группы есть лист А3 – это заготовка, фон для нашей картины. Также, у каждой группы в конверте лежат детали картины. Наклейте эти детали на лист А3, чтобы у вас получилась готовая картина нашего стихотворения.
Молодцы! А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и прикрепит вашу картину на доску.
Ребята, посмотрите, одинаковые ли получились картины? Что же нам делать? Произведение было одно, материал у всех одинаковый, но картины получились разные. Я попрошу каждую команду защитить свою картину, насколько точно вы отразили все, что есть в стихотворении в вашей картине.
Отвечает первая команда.
Значит ваша картина не закончена. А у кого есть продолжение? Может быть у вас полная картина? Отвечает вторая команда.
Давайте узнаем у третьей команды.
Какой мы вывод можем сделать? Правильно, только все 3 картины в совокупности создают единое произведение.
Нет
У нашей картины есть синее небо, облака с золотыми краями, туман на лесом. Но у нас нет колоса, о котором говорится во 2 четверостишии.
У нас есть колос, месяц, но нет того, что было у первой команды и нет звезд, о которых говорится в третьем четверостишии.
У нас есть звезды, поле и человек - автор, который наблюдает за природой в этот момент, но нет того, что есть у первой и второй команды. У каждой группы лист А3 с фоном и детали картины
8) Закрепление полученных знаний Ребята, у каждого из вас есть тест.
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе. Тест- открытка
III. Заключительная часть С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто написал это произведение?
Поднимите ручки те, кому сегодня все было понятно. Поднимите ручки те, у кого возникали трудности.
Поднимите ручки те, у кого сегодня ничего не получалось.
Спасибо за урок. До свидания!