Презентация к уроку по теме: С. Есенин. Россия в лирике поэта.
Открытый урок по дисциплине «Литература» Группа 12-17 ТОАСпециальность 190631Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Открытый урок С.А.Есенин. Сведения из биографии. Россия в лирике. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. С.Есенин «Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,В синее пламя ветер глаза раздул.Ради бога ,научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!» Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом. План занятия1.Жизнь и литературная деятельность поэта.2.Знакомство с творчеством Сергея Есенина.3.Анализ поэтических произведений Сергея Есенина. 1.Жизнь и литературная деятельность Сергея Есенина Дом в с. Константиново, где родился С. Есенин 21 сентября 1895 года Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Федоровна С. Есенин с односельчанамиСело Константиново. Федор Андреевич Титов — дед поэта по матери. Группа учащихся с учителями Сережи Есенина выпуска Константиновского земского училища 1904 года. 1904-1909 гг – учеба в земском училище1909-1912 гг – учеба в церковно-учительской школе С.Есенин с сестрами. 1912 г. С.Есенин в группе работников типографии (1912 г.) 1912г.-приезд в Москву, работа в типографии ,посещение литературно-музыкального кружка
. Сергей Есенин1914 год 1914г.-начинает слушать лекции в Московском университете им. А.Л.Шанявского, публикация его стихотворения «Береза» в журнале «Мирок». С. А. Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий.Март-апрель 1915 г. Петроград. А.А. Блок.Март-апрель 1915 г. Петроград. 1915г.-приезд Есенина в Петроград.1916г.-первая книга «Радуница». С. А. Есенин . С. А. ЕсенинЦарскосельский военно-санитарный поезд №143 1916г.-служба С.Есенина в армии. С. Есенин.Петроград.1917г 1917-1919гг.- Есенин воспевает революцию, переходит на сторону большевиков. 1921-1923гг.- разочарование в большевиках и происходящих событиях. С.Есенин. 1921г. С. Есенин 1923г С.Есенин 1925г. 1923-1925гг.- пытается обрести душевное равновесие примириться с советской властью. С. Есенин и В.И. Болдовкин. 24 мая 1925 г. Баку. С. Есенин. 1924г. Баку. 1924-1925гг.- посещает Грузию и Азербайджан.1925г.- в Баку написана поэма «Анна Снегина», возвращение в Москву, переезд в Ленинград. Гостиница "Англетер". Номер 5. 28 декабря 1925 года 2. Знакомство с творчеством поэта. Сергей Есенин и писатель Михаил Павлович Мурашёв (1884 - 1958) Фото - 10 апреля 1916 год. « Гой ты, Русь моя родная…» Дом, в котором родился и вырос Сергей Есенин. «Колдунья» Василий Иванович Качалов (1875-1948)гг.,актер МХАТа, народный артист СССР Сергей Есенин 1925г. «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» В.И. Качалов со своим знаменитым доберманом Джимом 3. Анализ поэтического произведения Сергея Есенина Стихотворения для выразительного чтения и анализа «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916г)«Не жалею, не зову, не плачу» (1921г) «Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925г) Схема анализа поэтического произведения Выходные данные (автор, название, год появления, история создания, кому посвящено, место в творчестве автора, как приняла критика).Тема и идея поэтического произведения.Сюжет или сюжетные линии, сюжетная направленность. Движение мыслей и чувств в тексте.Система художественных образов. Лирические образы стихотворного произведения.Основные особенности поэтического языка.Жанр лирического произведения или жанровое своеобразие.Ритм и рифмы.Мое восприятие поэтического произведения. «Не бродить, не мять в кустах багряных» Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.С алым соком ягоды на коже,Нежная, красивая, былаНа закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.Зерна глаз твоих осыпались, завяли,Имя тонкое растаяло, как звук,Но остался в складках смятой шалиЗапах меда от невинных рук.В тихий час, когда заря на крыше,Как котенок, моет лапкой рот,Говор кроткий о тебе я слышуВодяных поющих с ветром сот.Пусть порой мне шепчет синий вечер,Что была ты песня и мечта,Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —К светлой тайне приложил уста.Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. 1916 «Не жалею, не зову, не плачу» Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь...Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть1921 Ролик на стихи С.Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая.» Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умеретьИюль 1925 Вопросы:1.Что нового вы узнали о поэте Сергее Есенине? Что нового для себя открыли?2. Что значит слово Родина в творчестве Сергея Есенина? Что понимал Сергей Есенин под образом Родина, Россия?3. В чем своеобразие лирики Сергея Есенина? В чем ее поэтическая особенность? «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.» С.Есенин Выучить наизусть 1стихотворение С.Есенина(по выбору). Домашнее задание Спасибо за работу!