Открытый урок по теме: С. Есенин. Россия в лирике поэта.
Тема урока: «С.А.Есенин .Сведения из биографии. Россия в лирике»
Цели урока:
обучающая: дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С. Есенина; пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как рос поэтический талант Есенина, в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути;
развивающая: открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности; развивать навыки и умения декламации поэтического текста, анализа художественных произведений; развивать устную связную монологическую речь, образное восприятие, память, умения выразительно читать и анализировать стихи, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, делать обобщения и выводы;
воспитывающая: воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта, показать глубочайшую любовь русского народа к великому поэту России, способствовать эстетическому воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов.Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, видеоролики, выставка книг(поэтические сборники С. Есенина),иллюстрации и газеты о С.Есенине, рисунки, схема анализа
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный.
Методические приемы: устные выступления учащихся(доклады учеников (презентации),мини-сценки из жизни С.Есенина с декламацией стихотворений наизусть ,анализ поэтического текста.
Основная форма работы: групповая.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение наизусть.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Вид урока: усвоение нового материала.
Тип: Комбинированный урок
Межпредметные связи: с живописью, музыкой, информатикой
Подготовка к уроку. Учащиеся готовят индивидуальные задания:
Биография С. Есенина (презентация). Сообщения учащихся по творчеству и периодам (презентация)по темам:
а) первая группа: 1910-1916гг б) вторая группа: 1917-1921гг в) третья группа: 1921-1925гг
Сценки из жизни С.Есенина с декламацией стихотворений наизусть учащимися.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве. (С. Есенин.)
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Ребята.Сегодня у нас не обычное занятие,а открытый урок,к нам пришли гости,давайте настроимся на работу. (видеоролик «Я последний поэт деревни»).
Актуализация и мотивация. Вы поняли, о ком сегодня пойдет речь?О каком поэте мы будем сегодня говорить? Он вам знаком еще по школе?!Его имя?!Сергей Есенин.
Сообщение темы занятия.Да, сегодня мы погрузимся в мир лирики С.Есенина, прослушаем его стихи, песни на стихи Есенина. Я думаю, что это занятие расширит ваше представление о жизненном пути Есенина, поможет вам лучше понять духовный мир поэта, приобщиться к подлинным шедеврам его творчества. Также мы потренируемся в идейно-художественном анализе стихов Есенина.
Откройте,пожалуйста,тетради и запишите число и тему занятия «Сергей Есенин. Сведения из биографии. Россия в лирике» и эпиграф к нему, в котором отражено восприятия Родины, России поэтом.
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
1.Слово учителя
Яблоневым цветом брызжет душа моя
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога научите меня,
Научит меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду. С. Есенин
«Я сердцем ни когда не лгу» - сказал о себе Сергей Есенин. И действительно, произведения его на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется «ходит по мукам» сама русская душа.
Родная земля дала ему все - народный взгляд на жизнь, наделила мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые накапливались русскими людьми в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа - он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она сызмальства жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями и поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Владел этим неоценимым богатством он свободно и непринужденно. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа. (ролик «Береза»)
2.Давайте запишем 1пункт плана-ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.ЕСЕНИНА,познакомимся с биографией и творчеством поэта. Ваша задача:составить каждому конспект по выступлению своих предстваителей от каждой группы,обращая внимание на события,названия произведений.(внимательно слушаем и фиксируем основные моменты) План презентации. I. Детство. II. Основные периоды творчества. 1. Ожидание революции.(1910-1917г.)Служба в армии. 2.Воспевание революции (1917-1919).Неприятие совершающихся в стране событий(1919-1920г)3.Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921-1923.Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925 III. Последние годы жизни С. Есенина.
I.Детство. II. Главные периоды творчества поэта.1. Ожидание революции 1910-1917.(1группа-Лукиенко Дмитрий)21 сентября 1895г.в с.Константинове Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами.Под воздействием деда-книжника,знатока житий святых,и бабушки-песенницы,стал писать стихи.В1904г.Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках, где он учился с 1909 по 1912 год. В мае 1912г.Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении ему звания учителя школы грамоты.В августе 1912г.Есенин приезжает в Москву. Сначала служит в мясной лавке, а вскоре поступает в типографию-помощником корректора,начинает посещать Суриковский литературно-музыкальный кружок,объединивший начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. В сентябре 1914г.слушает лекции в Московском городском народном университете им.А.Л.Шанявского.В этом же году в детском журнале “Мирок” под псевдонимом “Аристон” опубликовано его стихотворение “Берёза”.Весной1915г.Есенин приезжает в Петроград,где знакомится с .А.Блоком,С.Городецким,Н.Клюевым.В 1916году выходит первая книга Сергея Есенина “Радуница”.В первой половине 1916г.Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд,что позволяет ему посещать литературные салоны и выступать на концертах.
2.Воспевание революции 1917-1919гг. Неприятие совершающихся в стране событий(1919-1920 г.)Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921-1923 (2группа-Сидорин Иоанн).В годы революции(с 1917-1919годы)Есенин был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни.Его переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле,иной, справедливой жизни. В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов.В нем Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу.Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать.И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену бывшим литературным салонам приходит весьма разношерстная литературная публика. “Я последний поэт деревни…” - пишет Есенин в стихотворении 1920года.У поэта и его героев появляется противоречивое отношение к революции и советской власти в 1921-1923годы.В это время он работает над поэмой «Пугачев».Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет,собирал материалы,мечтал о театральной постановке.
3. Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925годы. III Последние годы жизни С. Есенина. (3группа-Караулов Денис).В последние годы жизни,с 1923-1925,Есенин пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью,но выступает и против них. Однако Есенина как широко известного “поэта деревни” трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая лишь для вида. Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан.Одну за другой он пишет “маленькие поэмы» с говорящими названиями— “Русь советская,“Русь уходящая”,где защищает и “уходящую”, и “советскую” Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает нелёгкий путь. В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма “Анна Снегина” в1925 г.Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр “Отговорила роща золотая. . . ”1924года.Летом 1925 года Сергей Есенин вернулся в Москву, а осенью лег в больницу. Стремление переменить обстановку приводит его в Ленинград,где он предполагал пробыть до лета,а потом уехать в Италию к М.Горькому.И в ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице “Англетер” был найден мертвым С.Есенин. Последнее стихотворения С.Есенина «До свиданье,друг мой,до свиданье» написано за 1день до смерти.
3.Ну,вот мы и познакомились с жизнью и творчеством С.Есенина, который останется навсегда в наших сердцах,великим,гениальным,русским поэтом.А теперь давайте обратимся к текстам его стихов и посмотрим сцены из жизни С.Есенина и послушаем его стихи.(каждая группа представляет свою сценку из жизни С.Есенина,их инсценировка).Запишите 2пункт плана- ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. ЕСЕНИНА
1.Есенин приходит в редакцию к Мурашову. (выходит на сцену сам Есенин с узелком в руках, подходит к Мурашову)
1.Есенин: Сергей Есенин у меня к вам письмо от Блока.
Мурашов: (читает письмо). Дорогой Михаил Павлович! Направляю к вам талантливого поэта - самородка. Вам, как крестьянскому писателю он будет ближе, и Вы лучше, чем кто-либо, поймете его. Отобрал 6 стихотворений и направил с ними к Городецкому. Посмотри и сделай все, что возможно. (А. Блок)
Мурашов: Ну проходи, рассказывай про деревню, про учебу, про стихи. Да почитай лучше.
(Есенин достает из узелка стихи).
Есенин: Стихи у меня хорошие. Будут Есенина печатать. Слово даю. Неужели таких они печатать не будут. Нет, может напечатают. Это ведь о России. В самую сердцевину сейчас - на второй-то год войны.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне на встречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.»Есенин: Ну как, хорошо?
Мурашов: Хорошо-то, хорошо, но уж очень иконописно - «рать святая», «Рай»... Ладаном пахнет.
Есенин: А что это плохо?
Мурашов: Как кому. Вот у Блока тоже о России, но совсем иначе - мужественнее, проще.
Есенин: Да ведь то Блок! Он передо мной игумен. Не удивляйся «божественным» сравнениям - меня в церковно-приходской школе грамоте учили. Он игумен, а я кто? Послушник (подмигивает). Божественности во мне мало. Вот увидишь, утеку из монастыря, а тогда поминай как звали. Это я так, притворяюсь только смиренником. Что не веришь? (Положив два пальца в рот свистит). Ну, будь здоров. Встретимся - стихи почитаем. К тому времени новые будут. Есенин уходит.
2.(Есенин приезжает в гости к своей матери в родное село-Константиново Рязанской губернии). На сцене стоит стул, где сидит мать. Он подходит к ней.)Есенин: Здорово,мать!
Мать: Ой,сынок,приехал! А у нас здесь такое творится…Бабы стали бояться ходить рано утром доить коров. Около большой часовни каждое утро колдун бегает во всем белом.
Есенин: Это интересно. Сегодня же всю ночь просижу у часовни, ну и намну бока, если кого поймаю.
Мать: Что ты в уме? Ты еще не пуганный? Разве можно связываться с нечистой силой. Избавь боже. Мне довелось видеть раз, и спаси господи еще встретить.
Есенин: Расскажи, где ты видела колдунов?
Мать: Видела. Я видела вместе с бабами, тоже к коровам шли. Только спустились с горы, а она тут и есть, во всем белом скачет на нас. Мы оторопели, стоим, ни взад, ни вперед, глядим, с Мочалиной горы тоже бабы идут. Мы кричать, они к нам бегут, ну, мы осмелели, бросили ведра да за ней. Она от нас, а мы с шестами за ней, догнали ее до реки, она там и скрылась в утреннем тумане.
Есенин :А хочешь я расскажу стихотворение о ваших колдунах,вот,послушай,да посиди,отдохни.
Колдунья:Косы растрепаны, страшная, белая
бегает, бегает резвая, смелая.
Темная ночь молчаливо пугается,
шалями тучек луна закрывается.
Ветер - певун с завываньем кликуш
мчится в лесную, дремучую глушь.
Роща грозится еловыми пиками,
прячутся совы с пугливыми криками.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами
Серьгами змеи под космы привешаны,
кружится с вьюгою страшно и бешенно,
пляшет колдунья под звон сосняка.
С горною дрожью плывут облака.
Мать:Ой,сынок,да,что это мы все про колдунов,да про колдунов,ты чай устал с дороги-то,пойдем,накормлю,отдохнешь.(Есенин и мать уходят).
3. Девушка и Качалов,директор МХАТА,у которого С.Есенин встретился с Джимом и написал о нем стихотворение.(Идут навстречу Девушка и Качалов).
Девушка: Вы Качалов?
Качалов: Качалов.
Девушка: Один приехали?
Качалов: Нет, с театром.
Девушка: А больше никого с собой не привезли?
Качалов: Жена со мной, товарищи.
Девушка: А Джима нет с вами?
Качалов: Нет, Джим в Москве остался.
Девушка: А-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом и говорит докторам: «Вы не знаете, что это за собака. Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу и буду здоров, буду с ним купаться в море».
Качалов рассказывает девушке стихотворение «Собаке Качалова»
Дай, Джим, на счастье ламу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись,
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил, и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было,
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Качалов: А давайте, пойдемте, погуляем что ли?
Девушка: Пойдемте, погуляем, с удовольствием!(Уходят ).
4.Запишите 3пункт плана-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.А сейчас, давайте обратимся к лирике С.Есенина и проанализируем несколько его стихотворений. Как писал С. Кошечкин: «Есенинская любовь к родной земле естественна как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство- это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу».
Ваша Задача. Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам). Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С. Есенина. (Члены групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях.)При этом пользуются словарем и схемой анализа поэтического произведения( на слайде). И стихотворения для выразительного чтения и анализа.
1группа-«Не бродить, не мять в кустах багряных…»1916г
2группа-«Не жалею,не зову,не плачу»…»1921г
3группа-«Спит ковыль,равнина дорогая…»1925г
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал.И в радости, и в печали – всегда его сердце тянулось к родному очагу,к полевым тропинкам.Есенин считал себя певцом русской деревни,продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт,все творчество которого было посвящено одной главной теме- теме Родины. Это слово – Родина – Есенин мог бы писать и с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново,- это была вся Русь!Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее.
Есенина любят потому,что стихи его искренни,правдивы,они просты по своей форме.Творчество поэта привлекает своей романтичностью и выражение своих лучших чувств человеческой души. Давай те,их послушаем! (чтение стихотворений)А анализ стихов мы с вами будем производить,как и на предыдущих занятиях,по следующей схеме.При этом вы пользуетесь словарем и схемой анализа поэтического произведения.Схема анализа поэтического произведения.
1.Выходные данные (автор, название, год появления, история создания, кому посвящено, место в творчестве автора, как приняла критика).
2.Тема и идея поэтического произведения.
3.Сюжет или сюжетные линии, сюжетная направленность. Движение мыслей и чувств в тексте.
4.Система художественных образов. Лирические образы стихотворного произведения.
5.Основные особенности поэтического языка.
6.Жанр лирического произведения или жанровое своеобразие.
7.Ритм и рифмы.
8.Мое восприятие поэтического произведения.
И давайте посмотрим,как интерпритируется тема «Родины,тема Россиии» у Есенина в его стихотворениях.Давай те по посмотрим,что у вас получилось,итак,1группа-стихотворение «Не бродить,не мять в кустах багряных…»-1группа представляет анализ.Но сначала мы послушает стихотворение,читает Логинов Даниил.
1Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
2С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.
3Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
4В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
5Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
6Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. 1916
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных..."
Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением - сожалением о прошедшей любви. Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» о мечте и красоте, о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому четверостишью мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства: Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью.Лиричевкий герой,описывая возлюбленную,сравнивает ее волосы со снопом овса,ее саму-с закатом,-это очень характерный прием,так как во многих стихотворения поэт сливает воедино поэзию любви с поэзией природы. Все самое нежное, ласковое, милое, беззащитное и безгрешно-очаровательное напоминает поэту о девушке: С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была, На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.
Пусть его любимая была «песней», «мечтой», пусть чувство было недолговечным, сам факт того, что любовь согревала душу, уже счастье. Тот, кто может любить, способен «к светлой тайне приложить уста». Тайне красоты и гармонии, тайне слияния с природой, с мирозданием. Печаль лирического героя по-пушкински светла, он отпускает любимую с легким сердцем, ни в чем не упрекает ее. Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл. Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней. Анализ использования средств лексики. Большая часть лексики, используемой автором, нейтральна. Однако некоторые слова привлекают к себе внимание.В тексте встречаются устаревшие слова «стан» и «уста». Они придают стихотворению торжественность, возвышенность. Образ возлюбленной становится еще более поэтичным, особенно если учитывать необычную сочетаемость слов «выдумал» и «гибкий стан и плечи». Таким образом подчеркивается значение еще одного определения возлюбленной - «песня и мечта». Некоторая бесплотность возлюбленной подчеркивается и эпитетами «лучиста», «светла». Девушка становится своего рода музой, помогающей создавать «песни». С этой точки зрения интересно использование в тексте множества слов, связанных по значению со звуками природы или речью: «имя», «звук», «тихий», «говор», «поющих», «шепчет», «песня». Обращает на себя внимание использование прилагательных, обозначающих цвет. Багряный, алый, розовый - это оттенки красного, цвета любви, страсти. Причем и выбор оттенков не случаен. Когда речь идет о румянце на щеках девушки, то он сопоставляется с «алым соком ягоды», закат «розовый», нежный, как воспоминания о прошедшей любви, листва на кустах «багряная». Это признак осени, когда завершается годовой цикл жизни растений, и вполне закономерно, что именно осенью поэт прощается со своей мечтой. Есть в стихотворении и традиционный для Есенина синий цвет: «Пусть порой мне шепчет синий вечер…». Известно, что именно синий, голубой поэт соотносил с образом лирического героя. Эпитет в данном контексте обозначает не только цвет неба вечером. Вечер становится кем-то близким поэту, он может «шептать» о возлюбленной, сочувствовать и облегчать боль утраты. Стихотворение наполнено и другими эпитетами, (волос овсяных, ты нежная, красивая, ты лучиста и светла, имя тонкое, смятой шали, невинных рук, запах мёда, тихий час, говор кроткий, водяных, поющих с ветром сот, гибкий стан, светлая тайна). Среди них достаточно много традиционных (ты нежная, красивая, гибкий стан). Это позволяет нам говорить о том, что образ возлюбленной обобщен, хотя и не лишен собственных черт («с алым соком ягоды на коже», «на закат ты розовый похожа», «со снопом волос твоих овсяных»). Не случайно, исследователи указывают на родство этого образа с Прекрасной Незнакомкой А. Блока, символом женственности.
Много в произведении эпитетов, связанных с явлениями природы (волосы овсяные, сок ягоды, запах меда, водяных, поющих с ветром сот и т.д.). Это подтверждает наше предположение о том, что любовь автора не просто ушла, она растворилась в природе, но все же осталась с ним.
Многообразны и метафоры (сноп волос; с алым соком ягоды на коже; зерна глаз, осыпались, завяли; имя тонкое растаяло; шепчет вечер; ты песня и мечта; к тайне приложил уста). Недаром Есенина называют «поэтом метафор». Слова «мечта», «тайна» обозначают абстрактные понятия, придающие одухотворенность чувству, в сочетании с эпитетом «светлая» слово «тайна» приобретает, на наш взгляд, даже несколько религиозный или философский оттенок. Может быть, это тайна приобщения к Богу, может быть, к гармонии мироздания. Интересна метафора «водяных, поющих с ветром сот». Что имеет в виду поэт? Может быть, это журчание ручья, бегущего по камням, которое особенно слышно вечером, в тишине. Звукопись на [о], [р] в этих строчках позволяет это предположить.
Стихотворение построено по принципу кольца (кольцевая композиция): последняя строфа повторяет первую. Такое построение позволяет особенно выразительно передать горечь лирического героя и невозвратимость любви:Частотность использования глаголов также высока. Они необходимы поэту, чтобы передать его переживания. Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом.
Обращают на себя внимание личные и притяжательные местоимения («твоих», «ты», «мне»), создающие эффект разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею.
Итак, мы видим, что и на уровне лексики использованы именно те средства, которые помогают раскрыть идейный смысл. Большинство из них конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа, снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты, стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы: называющие черты внешности и явления природы. Это закономерно и соответствует замыслу автора. Среди существительных есть несколько отглагольных: закат, запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее таинственную суть. Вторую позицию по частотности занимают прилагательные,они помогают отразить красоту природы и эмоций, испытываемых влюбленным человеком:
1) обозначающие цвет: кустах багряных, волос овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий вечер; 2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое, невинных рук, говор кроткий, светлой тайне. Оставшиеся прилагательные «гибкий стан», «водяных сот» также служат описанию пейзажа и возлюбленной.
Проанализировав синтаксис текста, мы видим, что автор предпочитает использовать простые предложения. Это говорит, о некоем душевном спокойствии, безмятежности, но в то же время о какой – то тревожащей тоске, внутренней сдержанности. Дважды повторяется безличное предложение со сказуемыми, выраженными инфинитивами. Такие предложения называют действие, которое происходит без участия какого-либо лица. Таким образом, мы понимаем, что никто не виноват в том, что чувство прошло. В тексте произведения налицо ярко выраженная инверсия (в кустах багряных, волос твоих овсяных, отоснилась ты мне и т.д.)Инверсия позволяет создать особую поэтическую, напевную интонацию.Четыре предложения осложнены рядами однородных членов, которые помогают поэту нарисовать образ возлюбленной. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени позволяет еще раз подчеркнуть связь любимой и природы в воображении поэта. Второе сложное предложение, с придаточным изъяснительным, представляет собой некий спор поэта и «вечера», в котором подчеркивается значение ушедшего чувства, которое не пропало бесследно, а позволило прикоснуться к тайне мироздания и поэзии. Кроме того, в стихотворении имеются сравнительные обороты («как снег, лучиста и светла», «имя тонкое растаяло, как звук», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»). Первые два подчеркивают нежность и красоту образа любимой, ее таинственность, третье помогает поэту показать красоту зари, с впечатлением от которой сливается воспоминание о любви.
Стихотворение овеяно легкой грустью. Эта грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой в своей свежести, в своем романтическом мироощущении юностью, которая прошла среди природы. Но поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть нет возврата к пережитому, пусть юность с ее первым светлым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.
Рассмотренному стихотворению созвучно другое, более позднее лирическое произведение «Не жалею,не зову, не плачу» (1921). Мотив прощания с юностью развит в нем уже более определенно. Хорошо,а теперь давайте послушает 2группу,их анализ сихотворения «Не жалею,не зову,не плачу». Это стихотворение мы послушаем в записи.
1Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
2Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
3Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
4Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
5Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
1921
Анализ стихотворения. «Не жалею,не зову,не плачу»
Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать.Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле.Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы.Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность.Розовый цвет у Есенина придает несвойственную ей выразительность.Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести: Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени. Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в ото верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: “Только во сне сдало-ся, что на свете жилося”. Это еще раз напоминает о народных корнях поэта. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни.
Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру,который поэт сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»). Стихотворение начинается тройным отрицанием. Если сейчас, когда молодость прошла, человек не жалеет (мыслится вопрос — о чём?), не зовёт (кого?), не плачет (вновь — о чём?), то значит, что когда-то, может быть, совсем недавно он жалел, звал и плакал! «Сердце, тронутое холодком» — тронутое холодной логикой разума, который заставляет переоценивать события прошедшего отрезка жизни. Удивительной строкой начинается четвёртая строфа: «Я теперь скупее стал в желаньях…».Есенин говорит, что молодости свойственна особая щедрость — щедрость желаний, когда человек хочет очень многого, подразумевая, соответственно, что и способен на многое. Эта щедрость желаний — не потребительское хочу, а богатство духовных устремлений и вера в собственные силы. Рассудок молодости не ограничивает представление о возможностях, и человек щедро тратит свои силы, стремясь познать различные грани мира. Но когда грани увидены, пределы нащупаны и осознаны, возникает скупость — в желаниях, скупость, которая идёт не от недостатка жизненной энергии, а от понимания возможностей. Переоценка заставляет спрашивать: «…Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» В этот момент весь прожитый путь — от детства до зрелости — воспринимается как одно прекрасное целое: «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне». В последней строфе — мудрое примирение, принятие законов мира. Вторая половина жизни представляется не менее прекрасной, как и первая, но прекрасной по-иному. Поэт выстраивает кольцевую композицию: в первой строфе стихотворения возникает «золото увяданья» — осенние листья, в конце мы видим метафору «листьев медь». Образ листьев отсылает нас к законам природы, рождает мысль о гармонии мира. Стоя на границе двух возрастов, двух важных этапов человеческой судьбы, поэт посылает благословение всему живущему.Стихотворение звучит настолько гармонично, что, кажется, само просится на музыку. Этому способствует размер, выбранные поэтом, — пятистопный хорей (хорей — излюбленный размер русских народных песен), богатые звукопись и рифмы, свойственное перекрёстной рифмовке чередование женских и мужских рифм. Как всем лучшим есенинским стихам, этом стихотворению свойственна метафоричность, которая ценна прежде всего как отражение синтетического, целостного мироощущения («увяданья золото», «страна берёзового ситца», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»). Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения («как с белых яблонь дым» — сочетание сравнения с метафорой), «словно я… проскакал на розовом коне»). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор, сравнений («с белых яблонь», «весенней гулкой ранью»). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем низкое слово «шляться», немыслимый в высоком штиле «дух бродяжий», просторечное «рань» — и высокие «увяданье», «тленны», «вовек благословенно», церковнославянскую форму инфинитива «процвести» — «процвесть». Народность монолога лирического героя воплощена в обращениях, традиционных для фольклора: герой обращается к своему сердцу, «духу бродяжьему», к своей жизни, восклицает «О, моя утраченная свежесть…», словно призывая свою юность и незамутнённость чувств в свидетели. Но главным образом глубинное единение с народом отразилось в принятии закона рождения и смерти. Благословляя вcё, «что пришло процвесть и умереть», поэт благословляет и нас с вами — людей, которые спустя десятилетия читают его стихи.
И давайте послушаем анализ стихотворения «Спит ковыль,равнина дорогая»-у 3группы ребят.Но сначала само стихотворение нам прочитает Ерофеев Станислав.
1Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
2Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
3Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
4И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
5По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
6Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть
Июль 1925
Анализ стихотворения С.Есенина "Спит ковыль. Равнина дорогая…".
Теме «малой родины» посвящено "Спит ковыль. Равнина дорогая…" Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете "Бакинский рабочий" за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй - о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения - глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления.Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов. Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.
Слово "дорогая" стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол "спит". Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине: Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: "спит ковыль", "свинцовой свежести полынь". Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий. Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси.
Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями: Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. Вторая часть, - Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля, -
продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей: И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы… Это подтверждается использованием однокоренных слов "новым светом", "новью". Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли: Всё равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы.
Идеал Есенина - патриархальная, "Голубая" Русь, а не "железная", какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:
Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире: Но и всё же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!
Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Есенин не понимал советскую власть, он воспринял "новый свет" как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал - патриархальная Русь. Стихотворение "Спит ковыль. Равнина дорогая…" относится к лучшим произведениям Есенина со своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.
5.Ну,а теперь давайте подведем итоги и снова обратимся к теме нашего урока «С.Есенин. Россия в лирике»,чтобы осмыслить еше раз,что же такое Родина - Россия в творчестве С.Есенина?
Вопрос для учащихся:
1.Что нового открыли вы для себя на уроке?Что нового узнали о поэте?
2.Что же такое Родина,Россия в творчестве поэта?Что понимал Сергений Есенин под словом Родина в своих стихах?
3.Каковы особенности есенинской лирики?В чем своеобразие?Какие черты можно отметить?
Сколько живет человек на свете, столько он учится, узнает новое, открывает для себя что-то неизвестное. Сегодня на уроке, я думаю,что каждый из вас открыл для себя новую страничку в книге творчества Сергея Есенина. И, может быть, даже открыл что-то новое в себе, своей душе. И действительно,Россия в лирике Сергея Есенина-это это прежде всего «пленительная красота природы средней полосы России,которую он воспевал с глубокой и трепетной любовью,словно живое существо.Душевна жизнь сливается у поэта с жизнью природы.Русская природа,Родина как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает,вселяет надежду,плачет над его несбывшимися мечтами. Выражения чувств через явления природы-одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.В основе всей лирике Сергея Есенина лежит мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней кровными узами.Основа поэтики Сергея Есенина-народная.Поражает ритмическое сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность,напевность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Читая его стихи, важно видеть и чувствовать народные черты его поэтики. Звучит песня «Мы теперь уходим понемногу…».
И вновь и вновь хочется снова говорить, «Не досвидания,а здравствуй,здравствуй,дорогой Сергей Есенин»
(Читает учащийся стихотворение Н.Тихонова «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин»)
Здравствуй дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь поэты разных поколений-
Все, кто шел приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать,
Ты живешь – и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха!
Звучит музыка или видеоролик на стихи С.Есенина….
Сегодня за урок получают все студенты оценки «отлично»,кто готовил сообщения,участвовал в сценках,читал наизусть стихи,работал над анализами стихов. А теперь запишите в тетрадях домашнее задание.Домашнее задание: выучить наизусть 1стихотворение Сергея Есенина(на выбор),продолжить анализ стихотворения,если кто-то не успел выполнить все,а может и подкорректировать свои конспекты по 1вопросу по памяти.Кто выполнил все на уроке,то сдает сейчас,кто нет,то на следующее занятие.