Презентация по литературе Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова и И.А Бродского.


Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова и И.А Бродского Актуальность. Мотивы одиночества пронизывают все произведения М.Ю.Лермонтова и И.А.Бродского. Поэты пытаются определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев. Наше обращение к их творчеству и попытка проанализировать стихотворения с точки зрения лингвистических средств, продиктованы, прежде всего, возможностью через слово писателя проникнуть в его миропонимание. Язык произведений этих известных поэтов, имеющий новаторский характер, структура их стихотворных текстов, богатых разнообразными тропами и синтаксическими фигурами, своеобразная ритмика, вызывают интерес с разных точек зрения — и как своеобразный стиль, и как индивидуальный творческий метод каждого поэта. Сквозной мотив лирики М.Ю.Лермонтова И.А.Бродского – мотив одиночества, как чувство трагедии человека, лишенного личной и общественной свободы, показывается всеобъемлющим и всеобщим. Этим и привлекает их творчество. Цели и задачи исследования 1.Познакомиться с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова и И.А.Бродского2.Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме3.Проанализировать эти стихотворения М.Ю.Лермонтова и И.А.Бродского4.Выяснить, почему так одинок герой М.Ю.Лермонтова и И.А.Бродского Гипотеза: Если бысудьба М.Ю.Лермонтова и И.А.Бродского сложилась иначе, то «лирический герой» их поэзии не был бы таким одиноким. Методы исследования При анализе текстов названных авторов применялись функционально-стилистический, описательный и лексико-семантический методы индукции и дедукции, а также метод сравнительного анализа. Поиск и анализ информации в сети Интернет. Практическая значимость работы заключается в том, что научные выводы работы и методика анализа произведений могут быть использованы на уроках литературы. Методы и результаты данного исследования могут быть использованы при изучении стихотворных текстов других поэтов. Материалы данной работы могут применяться при чтении курса лингвистической стилистики и поэтики. Ход исследования: Познакомились с биографией М.Ю.Лермонтова и выяснили: 1.Ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ, непонимание современниками - привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.2.У Бродского – жизнь богата драматическими событиями, на творчество повлиял тоталитарный режим и эмиграция в США. Объект исследования - стихотворно-поэтические тексты поэтов М.Ю. Лермонтова и И.А. Бродского Научная новизна работы заключается в том, что впервые в лингво-поэтическом аспекте рассматривается поэзия XIX половины и XX века на конкретном материале по творчеству М.Ю. Лермонтова и И.А. Бродского, комплексно исследуются стилистические, поэтические, языковые особенности стихотворных текстов с учетом достижений теории и практики современной филологии. Знакомясь с поэзией М.Ю.Лермонтова, понимаешь, что на смену пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира М.Ю.Лермонтова. В.Г.Белинский говорил, что поэзия М.Ю.Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека». В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема – одиночество. Название стихотворения Цитата «Парус»(1832) «Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..» «Нет, я не Байрон, я другой»(1832) «Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой» «Мцыри»(1839) «…Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок…» «Три пальмы»(1839) «И стали три пальмы на бога роптать:«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» «И скучно и грустно»(1840) «И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды» «Тучи»(1840) «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную» «Пленный рыцарь»(1840) «Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.» «Листок»(1841) «Один и без цели по свету ношуся давно я,Засох я без тени, увял я без сна и покоя.» «На севере диком…»(1841) «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.» «Пророк» (1841) «Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья» «Выхожу один я на дорогу»(1841) «Уж не жду от жизни ничего я,И не жаль мне прошлого ничуть» Стихотворение «Парус»,могущее быть эпиграфом ко всей лермонтовской лирике, изумительно по своей образности и выразительности. Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой! Мятежный герой не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как именно в них заключен его покой. «Парус» Анализ стихотворения «Парус» Романтическое стихотворение «Парус» было написано в 1832 году и состоит из трех строф, которые построены по одной модели:первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая – изображают внутреннеесостояние лирического героя, наблюдающего за парусом. Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством,потому что одинок и он сам. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. Тоесть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в егосмятенной душе, и не ищет счастья в океане. Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. «Нет, я не Байрон, я другой…» Стихотворение написано в 1832 году. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». «Мцыри» В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Истоки трагедии Мцыри- в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья. Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя:Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе.Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура. Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества – изгнания – странничества.Мир отвергает героя, изгоняет – но и герой отвергает этот мир, этот мир уходит от него. Анализ стихотворения «Три пальмы» Прочитав это произведение, В.Г.Белинский воскликнул: «На Руси появилось новое могучее дарование - Лермонтов». Несмотря на кажущуюся простоту, это стихотворение, написанное в 1838 году, - сложное философское произведение, где ставится проблема смысла жизни. В далёких степях аравийской земли среди раскалённого песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зелёные листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе. Но гордым пальмам было мало этого, и они стали роптать на Бога. Пальмы не хотят жить без пользы. И Бог их услышал: тут же появился караван, и когда люди отдохнули в тени пальм, то вечером их срубили под корень. Таким образом, Бог им вынес суровый приговор за то, что их не устраивал предназначенный удел. Эту мысль подчёркивают последние строчки стихотворения:И ныне всё дико и пусто кругом-Не шепчутся листья с гремучим песком: Напрасно пророка о тени он просит-Его лишь песок раскалённый заносит… Вывод: талант Лермонтова проявился, в первую очередь, в художественном мастерстве, в философском смысле жизни. Поэт всегда страдал от того, что зло торжествует, а он обречён жить в мире пустоты и духовного холода. «И скучно и грустно» Стихотворение написано в 1840 году. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Эта тема возникает уже в юношеских стихотворениях поэта. В начале 40-х годов пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Преобладает тема печальной, изверившейся одинокой души поэта. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем. В этом унылом одиночестве – «такая пустая и глупая шутка…», а все радости, муки, страсти желания ничтожны. Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым в ссылке в 1840 году. Здесь звучат две центральные для лермонтовской лирики темы свободы и одиночества. В первой строфе лирический герой, обращаясь к тучам, сравнивает их с собой, и возникает тема изгнанничества: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Тучам чужды страсти и страдания, они – «вечно холодные, вечно свободные». Благодаря контрастному соотнесению этих образов подчеркивается несвобода, невольное изгнанничество лирического героя. «Тучи» По словам современников, М.Ю.Лермонтов написал это стихотворение перед отъездом в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собирались его друзья, чтобы простится с ним перед разлукой.Поэт набросал его, стоя перед окном и глядя на тучи, которые плыли над Невой и Летним садом.В стихотворении М.Ю.Лермонтов использует противопоставления: тучи – свободные, он – изгнанник, ссыльный, а в душе поэта кипят страсти: он страдает от разлуки с родиной, с «милым севером». Он – жертва зависти, злобы и клеветы. Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песен во славу любезной... У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. «Пленный рыцарь» Стихотворение «Пленный рыцарь» раскрывает трагическое несоответствие между рыцарскими помыслами и реальностью – пребыванием его в тюрьме. Вот этот мотив станет центральным в поэзии Лермонтова и приобретет форму разлада между мечтой и действительностью.Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. «Листок» В стихотворении «Листок» отразились мотивы одиночестваи трагической разъединенности людей. Автор и его лирический герой пытаются преодолеть их, но вместе с тем чувствуют фатальную обреченность своих попыток. В мире люди обречены на одиночество и страдание. Даже на прекрасной, экзотической природе юга лежит отпечаток этой разъединенности и взаимного непонимания. Несмотря на страдания и душевные муки, которые доставляет полная непокоя и борьбы жизни, по мнению Лермонтова, только она укрепляет дух, только она заставляет душу развиваться и бросать вызов жестокой судьбе. Мир людей везде одинаков, непонимание и разъединенность становятся общим, универсальным признаком. В аллегорической форме это представлено в образе молодой чинары, к которой дубовый листок обращается с мольбой принять его. Однако пресыщенность, обилие солнца и тепла сделали ее равнодушной. «На что мне тебя?»- отвечает листку чинара. Отсутствие борьбы и страдания делает душу глухой и нечувствительной, не позволяет ей развиваться. Атмосфера одиночества еще более нагнетается, и экзотический пейзаж ее только усиливает, работая на контрасте.Поэтический язык стихотворения насыщен эпитетами («холодное море», «младая чинара», «с тоскою глубокой», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворениями («жестокая буря», « отчизна суровая», ветер «шепчется» с чинарой, «ласкает» листья). В мире люди обречены на одиночество и страдание. ***На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Анализ стихотворения «На севере диком…» Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в этом, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству. Сосна символизирует человека, испытывающего в окружающей его действительности чувство глубокого одиночества. Это помогают нам понять изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты: север дикий, на голой вершине, снегом сыпучим, в пустыне далекой, на утесе горючим, прекрасная пальма. Олицетворения: дремлет; одета, как ризой она; одна и грустна…пальма растет.Вывод: все художественные средства, пейзаж способствуют одному – пониманию мысли об одиночестве человека в мире, о любовном томлении. «Пророк» Стихотворение «Пророк» написано в 1841 году. Лермонтовский пророк – гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности. Первая, вторая и половина третьей строфы -отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию, когда пророк возвращается в « шумный град», люди с презрением отталкивают его. «Выхожу один я на дорогу…» Стихотворение написано в 1841 году, за несколько дней до дуэли и смерти. Здесь соединены основные темы всей лермонтовскойлирики (одиночества, смысла жизни и т.д.). Поэт как бы подводит итог всему своему творчеству. В первой же строке говорится об одиночестве лирического героя. Он выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним–открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радует его. Поэт стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Осознание одиночества и стремление вырваться из его трагического круга, восторг перед миром и отчужденность от него – вот главные мотивы стихотворения. Слова, которые часто встречаются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова(по данным Лермонтовской энциклопедии). Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя. Лирический герой М.Ю.Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия. …я в мире не оставлю братаИ тьмой и холодом объятаДуша усталая моя;Как ранний плод, лишенный сока,Она увяла в бурях рокаПод знойным солнцем бытия. М.Ю.Лермонтов. Вывод: Одиночество - главный мотив и основная тема творчества М.Ю. Лермонтова, что объясняется его тяжелой судьбой и «страшной» эпохой, в которой он жил. Тема одиночества в творчестве И.А. Бродского Жизнь Бродского богата драматическими событиями, неожиданными поворотами, мучительными поисками своего места. Поэт родился и вырос в Ленинграде. Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени известность поэта «самиздата». 29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» был опубликовано письмо против Бродского «Окололитературный трутень». Изгнание В 1964 он был арестован и помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Через полтора года, благодаря возмущённой реакции международной прессы, Бродский был освобождён. В 1972 году он покинул Россию и обосновался в Нью-Йорке. Началось издание книг И.Бродского на Родине. Его творчество в течение четверти века пользуется широкой известностью.Но разрыв связей с родиной наложил отпечаток на творчество И.Бродского. Нобелевская премия в области литературы В США выходят его поэтические сборники «Части речи» (1977), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987). В декабре 1987 г., в возрасте сорока семи лет, награжден Нобелевской премией по литературе: «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины» Одиночество в творчестве Стихотворения И.А. Бродского в течение четверти века пользовалось широкой известностью. Но разрыв связей с родиной наложил отпечаток на творчество поэта. Осознание Бродским времени происходит через определенные события, ими являютсяболезнь, старение и смерть. Жизнь и смерть, по Бродскому, становятся враждующими сторонами :  Время жизни, стремясь отделиться от времени смерти, Обращается к звуку. «Bagatelle» Одиночество, в любой жизненной ситуации становится итоговым событием. «Неоконченный отрывок» 1968 «Самолет летит на Вест, расширяя круг тех мест,— от страны к другой стране, —где тебя не встретить мне.» «Строфы» («На прощанье — ни звука»,1968) «В этом мире разлука — лишь прообраз иной. Ибо врозь, а не подле Мало веки смежать Вплоть до смерти.» «Пенье без музыки»1970 «Господне и вздохнешь — о невздыхай! — обозревая этоколичество морей, полей,разбросанных меж нами <...>» «То не Муза воды набирает в рот...»1980 «Навсегда расстаемся с тобой, дружок.Нарисуй на бумаге простой кружок.Это буду я: ничего внутри.Посмотри на него — и потом сотри.» «Сумев отгородиться от людей…» «Сумев отгородиться от людей,Я от себя хочу отгородиться.Не изгородь из тесаных жердей,А зеркало тут больше пригодится.» «Воротишься на родину…» «Смотри в окно и думай понемногу:Во всем твоя, одна твоя вина.И хорошо. Спасибо. Слава Богу.» Повторяющийся образ разлуки у Бродского, — разъединение, максимальное удаление друг от друга в пространстве. “БРОДЯЧИЙ РУССКИЙ” Бродский иронически замечает, «но даже мысль о – как его! – бессмертье кому еще в друзья ты попадешь…», - не увенчан вопросительным знаком. Ответ изначально известен. Ведь если ты занимаешь позицию вне этой Среды, то она выталкивает тебя. А друзья, Близкие, родные люди, которые обычно есть у каждого человека на его родине, теряются за безличными местоимениями, сливаясь с обезличенным «шумящим вокзалом». Такова данность, это расплата за выбор, сделанный тобой, за ту свободу, которую ты обретаешь. Поэт прекрасно понимает и принимает это: Смотри в окно и думай понемногу: во всем твоя, одна твоя вина. И хорошо. Спасибо. Слава Богу. «Воротишься на родину…» Здесь важно обилие буквы «О», связанной у Бродского с физическим впечатлением нуля. Что, по мнению Баткина, является знаком разлуки, одиночества, отсутствия, забвения. Одиночество среди близких людей Следует обратить внимание на то, что это уже не только и не столько одиночество среди толпы, а одиночество в родном городе, среди близких людей: В этом городе вновь настали теплые дни, Человек приходит к развалинам снова, Каждый, кто любил меня, обнимал, так смеялся, неужели они ушли, в которых живут, рожают и мрут. Причем, пространство деревни в стихотворении дано как ограниченное, река отделяет деревню от внешнего мира. Кроме того, в стихотворении чувствуетсяприсутствие другого измерения. Это мирпрошлого, мир воспоминаний героя: Смотри, у деревьев блестят цветы но ведь здесь паром…  «В деревне никто не сходит с ума…»  Сходство и различие поэзии Лермонтова и Бродского Поэзия Лермонтова и Бродского обнаруживает очевидное формальное сходство, особенно на мотивном уровне и иногда сопровождается прямой цитацией Бродским лермонтовских произведений. Кардинальное свойство поэзии Лермонтова — самопогруженность, самососредоточенность лирического героя, а ее мотив — абсолютное, непреодолимое одиночество “Я”. Отличительная черта лермонтовской поэзии – одиночество и пустынность напряженной и в себе сосредоточенной личной силы, не находящей себе достаточного удовлетворяющего ее применения”.   Анализ поэзии, содержащей мотивы одиночества Сравним мотивы одиночества у М.Лермонтова и у И. Бродского.В “Мцыри” Лермонтова глубокий небесный свод символизирует чистоту и гармонию мира. В “Назидании” Бродского – отчужденность человека от космоса, от пространства. Прибегая к лермонтовскому поэтическому языку, автор “Назидания” выражает его средствами собственный мотив – отчужденности человека от бытия, затерянности в пространстве. Различия Однако семантические доминанты стихотворений Лермонтова и Бродского различны. У Лермонтова это оппозиция “природа (гармоничная, близкая к Богу) – лирический герой (одинокий и лишь мечтающий о покое)”:  Выхожу один я на дорогу; туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? У Бродского в стихотворении «Лагуна» Бродский пишет о вселенском одиночестве, присущем даже Божеству – Богу-отцу и Богу-сыну, разделенным, в отличие от звезд у Лермонтова, бесконечностью космоса. Этот мотив имеету Бродского автобиографический подтекст, ассоциируясь с судьбой самого автора, разлученного с сыном: И восходит в свой номер на борт по трапу постоялец, несущий в кармане граппу, совершенный никто, человек в плаще, потерявший память, отчизну, сына; по горбу его плачет в лесах осина, если кто-то плачет о нем вообще.  (“Лагуна”, 1973) Основные черты «лирического героя» Лермонтова и Бродского Заключение: Из проанализированных стихотворений М.Ю.Лермонтова и И.А. Бродскоговидно, что в их творчестве одними из ведущих мотивов являются грусть, тоска, одиночество. Противоречия между авторами и миром углубляются и расширяются. Всё это связано и с личной жизнью поэтов, и с особенностями эпох, в которых они жили. Гипотеза нашла подтверждение.М.Ю.Лермонтов считает, что поэт всегда одинок: он противопоставляется толпе и обществу, даже когда поэт любит, его не покидает чувство одиночества. И в дружбе Михаил Юрьевич несчастлив, и здесь его преследуют измена и предательство, но этого нет у И.Бродского. Бродский же пишет о вселенском одиночестве, присущем даже Божеству – Богу-отцу и Богу-сыну, разделенным бесконечностью космоса. И все-таки, хотя поэты одиноки, погружены в дисгармонию мира людей, они стремятся к гармонии, желают слиться с природой. На наш взгляд, через природу им удаётся преодолеть одиночество. Список литературы 1. Бродский И. Сочинения. СПб., 1992. Т. 1. С. 22-23.2.Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского //Литературное обозрение. 1990. N 8. С. 28.3.Каломиров А. Указ. соч. С. 228.4.Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова.- М.,1979. 5.Кушнер А. Несколько слов // Размером подлинника. С. 241.6.Лермонтовская энциклопедия7.Лермонтов М.Ю. Избранное.- М.,1990. 8.Лермонтовская энциклопедия. -М., 1987. 9.Лурье С. Свобода последнего слова // Бродский И. Несколько слов // Размером подлинника. С. 241.Таллин, 1990. С. 172-173. 10.Расторгуев А. Интуиция абсолюта в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1993. N 1. С. 173-183. 11. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.-М.,1991