Команда доброй воли проект сбора подростков-волонтеров по формированию здорового образа жизни

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга


















Составили: Лаврентьев В.В.
Макаренко И.Ю.










2015 г.

-1-
Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим!

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Цель проекта – формирование у подростков ценностного отношения к себе и собственной жизненной позиции здорового образа жизни и помощи своим сверстниками, профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи. Проект является чрезвычайно актуальным для Свердловской области, так как решает проблемы эффективного противостояния общества возрастающему употреблению алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. Это обуславливает не только воспитательное, но и большое значение проекта.
Пилотная смена по программе «Спасибо, НЕТ!» была проведена в сентябре 2011 г. Управлением образования г. Екатеринбурга в детском загородном лагере «Орленок» г. Сысерть Свердловской области. В ней приняли участие 100 подростков.
Проект «Команда доброй воли» служит логическим продолжением этой смены и закрепляет, расширяет ее, увеличивая социальную эффективность. В проекте примут участие делегации подростков-волонтеров (200 детей от 13 – 17 лет) из 5 районов г. Екатеринбурга.
В содержании проекта заложена обучающая, досуговая, интеллектуаольно-познавательная деятельность, активные формы работы со здоровыми детьми по профилактике асоциального поведения, социальнозначимые дела. Деятельность по проекту формирует практические навыки и социальную активность среди тех подростков, кто по своей инициативе и убежденности готов помочь сверстникам «группы риска», предрасположенным к употреблению психоактивных веществ.
Вместе со специализацией проект носит комплексный характер, решая проблемы отдыха, оздоровления и занятости детей от 13 до 17 лет – именно той категории школьников, отдых которой уже не финансируется фондами социального страхования.
Подготовка и реализация проекта носит межведомственный характер и устанавливает отношения социального партнерства между ведомствами, организациями и учреждениями, заинтересованными в решении данной проблемы. В реализации проекта принимают участие: Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, городская наркологическая больница, Дворец творчества г. Екатеринбурга.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу чего существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Общегосударственные проблемы социальной сферы: снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизация нравственно-этических норм семьи, рост социального сиротства, асоциального поведения, ухудшение здоровья детей и молодежи, распространение наркомании,



-2-
безнадзорности, болезней, имеющих социальную обусловленность, увеличение числа неработающей и не обучающейся молодежи, привлечение детей и подростков к деятельности религиозных сект, широкая доступность информации, имеющей антивоспитательную направленность, - оказывают свое влияние на жизнь и становление духовно-нравственных начал и физического здоровья юных членов общества, граждан России.
Пока общество и государство ведут поиск новых путей и способов воздействия на духовные и физический мир подрастающего поколения, это поколение существует, расчет и развивается уже сегодня, а завтра будет на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Задача социально-культурного становления подростка стала не просто значима, она стала фактором и определителем прогресса государства и общества. Одной из основных задач социально-культурного становления молодежи в современном обществе является формирование навыков здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Решая данную проблему, принимаются активные меры по предупреждению распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи. Разрабатываются и внедряются новые социальные, культурные и образовательные программы и технологии, направленные на формирование у детей и подростков понимания ценности своего здоровья и здорового образа жизни. Однако эти меры все равно остаются недостаточно эффективными.
Формирование здорового образа жизни активными формами общения в подростковой среде (от сверстника к сверстнику) – одна из новых, но уже показавших на практике свою эффективность форм работы по профилактике асоциального поведения и предупреждения употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Очередным шагом в этой работе является сознание волонтерских объединений подростков, которые по своей инициативе и убежденной активности готовы помочь своим сверстникам.
Для стран Запада волонтерство – явление привычное и всем понятное. Каждый пятый «трудоустроенный» житель Европы работает на добровольных началах. В России добровольчество только набирает силу, хотя имеет глубокие исторические корни. Издавна на Руси вершили свои добрые дела, помогали обиженным и убогим «доброхоты» и «добросерды». На долгие годы выпали эти замечательные слова из лексикона русских людей, забыта была и добросердечность как социальное явление, именно поэтому молодежи сегодня как можно чаще надо напоминать о милосердии, любви и безвозмездной помощи ближним, нуждающимся в поддержке.
Особое значение в практическом плане имеет воспитание у детей и подростков миролюбия, готовности ненасильственными методами противостоять агрессии, разрешать конфликты, по-иному относиться к природе, всему живому и, конечно, человеку. Здесь важно выработать у ребят установку на ненасилие, что вовсе не означает бездеятельности, наоборот, это деятельность и деятельность активная. Формирование



-3-
политики и философии добровольчества означает хоть как-то приблизить подростков к позитивной открытости по отношению к своим сверстникам и людям вообще.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: создание благоприятных предпосылок для развития и реализации идей волонтерского (добровольческого) движения подростков Свердловской области по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников «группы риска», предрасположенных к употреблению психоактивных веществ.
Реализация проекта способствует осуществлению следующих задач:

· обучение подростков навыкам достойного, ответственного поведения, умению отстаивать свои интересы в критических ситуациях;

· представление информации о личности человека, собственном организме, вреде, который наносит личности и здоровью употребление психоактивных веществ;

· обучение подростков активным формам конструктивного общения, партнерского взаимоотношения, оказанию практической помощи сверстникам;

· выявление и развитие творческого потенциала, включение каждого подростка в обучающую, творческую, развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организационные:

· усиление психолого-педагогических мотиваций к добровольческой деятельности и стимулирование организации волонтерских команд в образовательных учреждениях Свердловской области;

· реализация идей развития волонтерского движения в образовательных учреждениях области;

· повышение уровня пропаганды здорового образа жизни как компонента профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

· интенсивный обмен и распространение опыта работы по применению активных форм формирования здорового образа жизни среди подростков.
Практические достижения:

· расширение информационного поля участников сбора в области знаний о последствиях употребления наркотиков, подростковой алкоголизации, наркомании, токсикомании, а также препаратах, вызывающих зависимость;

· овладение основными понятиями учебно-практического курса по формированию здорового образа жизни;

· получение знаний об активных формах работы по профилактике употребления психоактивных веществ;

· приобретение практических умений по оказанию адресной помощи сверстникам и вообще людям, попавшим в беду;

-4-

· овладение эффективными формами общения, развитие коммуникативных умений;

· развитие организаторских навыков.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА
определение базовых образовательных учреждений в районах/городах Свердловской области по развитию волонтерского движения – как одного из направлений по профилактике асоциального поведения и правонарушений среди детей и молодежи;
организация слетов волонтерских команд старшеклассников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования городов/районов области с учетом преемственности и развития знаний, умений, навыков специальных групп волонтеров, лидеров для решения социальнозначимых вопросов по программе формирования здорового образа жизни;
проведение семинаров, встреч педагогов и специалистов, работающих в данном направлении по обсуждению вопросов, методик работы с детьми и подростками, которые использовались в ходе реализации смены, с педагогами и детьми-участниками смены;
повышение квалификации и переподготовка кадров, а также методическое обеспечение содержания профилактической деятельности в образовательных учреждениях области;
выполнение участниками смены «Задания самому себе» (примерная схема действий участника по окончании смены – заполняется каждым участником смены).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
Содержание проекта реализуется через ряд тематических модулей:

· «Молодежь за культуру мира и ненасилия»;

· «Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим»;

· «Конвенция ООН о правах ребенка»;

· «Коллективно-творческая деятельность и организаторские технологии».
В рамках каждого тематического модуля участники смены проходят пять технологических этапов:

1.
организационный


2.
обучающий

3.
развивающий

4.
творческий

5.
итоговый











Обучающий этап (обязательный) состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока: «Наши знания об алкоголе и наркотиках», «Познай и усовершенствуй себя», «Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим».
Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают вывод из создаваемых ситуаций); использование методик

-5-
завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения, «живые» анкеты и другие формы.
Развивающий этап – занятия в творческих мастерских по свободному (обязательному) выбору участников смены. Возможны организации мастерских, студий по инициативе участников смены.
Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ отрядного, межотрядного и общелагерного характера.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СБОРА «КОМАНДА ДОБРОЙ ВОЛИ»
Дата
Время
Содержание
Ответственный
(Ф.И.О., должность)

1 день
9.00-12.00

12.00-13.00
14.00-16.30
17.15-17.45
17.45-19.00
20.15-22.15
Заезд делегаций, медицинский осмотр, оформление, распределение по отрядам
Педагогический совет
Организационные сборы команд
Организационный сбор смены
Репетиция
Церемония открытия смены
«Мы – вместе!» - вечер знакомства


2 день
10.00-13.00


16.00-18.15

18.15-19.00

20.30-
·22.00
Учебно-практический курс
Первый сбор ДОС (детских органов самоуправления)
Веревочный курс (I этап). Игры – взаимодействие в группах-командах
Презентация творческих мастерских «Попробуй! Получиться!»
Презентация команд-участников смены «Время выбрало нас!»


3 день
10.00-13.00



16.00-18.00

18.00-19.00
20.30-22.00
Учебно-практический курс
Галерея опыта (опыт волонтерской деятельности по профилактике асоциального поведения)
Веревочный курс (II этап). Прохождение испытаний на местности
Работа творческих мастерских
Вечер этикета «Милостивые государыни!
Милые государи!»


4 день
10.00-13.00
16.00-17.00
17.00-19.00


20.00-22.00
Учебно-практический курс
Работа творческих мастерских
Проектное бюро (по командам) по разработке тематических проектов «Молодежь за культуру мира и ненасилия!»
Презентация проектов «Молодежь за культуру мира и ненасилия!»


5 день
10.00-13.00
16.00-17.00
17.00-19.00
20.00-22.00
Учебно-практический курс
Работа творческих мастерских
Игра на местности «Экологическая тропа»
Диско-шоу-бум (дискотека с элементами «стар-шоу»)


6 день
10.00-13.00
16.00-22.00
Учебно-практический курс
Акция «Спасибо, НЕТ!» с выездом участников смены в город/район области (по месту нахождения ДООЦ)


7 день
10.00-13.00
16.00-17.00
17.00-19.00
20.00-22.00
Учебно-практический курс
Работа творческих мастерских
Деловая игра «Биржа труда для волонтера»
Развлекательная программа «Молодежь мира за здоровый образ жизни!»


8 день
10.00-13.00
16.00-17.00
17.00-19.00

20.00-22.00
Учебно-практический курс
Работа творческих мастерских
Общелагерная спартакиада «Спорт против наркотиков!»
Интеллектуально-развлекательная программа «Мой правовой статус»


9 день
10.00-13.00
16.00-17.00
17.15-19.00
20.00-22.00
Учебно-практический курс
Работа творческих мастерских
Деловая игра «Социальное партнерство»
Конкурсная программа «Я + ты!»


10 день
10.00-13.00
16.30-19.00

20.00-22.00
Учебно-практический курс
Творческая игра «Знаю! Умею! Научу!» (по итогам работы творческих мастерских)
Откровенный разговор волонтеров (ОРВ) – вечер по командам



11 день
10.00-13.00
14.00-15.30
15.30-16.00
16.00-18.00

20.00-23.00
23.00-23.45
Учебно-практический курс
Время команд (подготовка к закрытию)
Церемония закрытия смены, награждение
Конкурсная программа «Ты – волонтер!..» (по итогам обучающего курса)
Прощальный вечер «Круг друзей»
Вечерние огоньки


12 день
10.00-11.00
11.00-12.00
с 12.00
Отрядные дневники-прощания
Уборка комнат и территории лагеря
Разъезд делегаций



ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА
Дата
Содержание материала

1 день
Информационный блок – «Наши знания об алкоголе и наркотиках»
Занятие 1. «История и социология употребления алкоголя».
Занятие 2. «История и социология употребления наркотиков».
Форма проведения: круглый стол или пресс-конференция
Участники делятся на 5 групп по 50 человек

2 день
Занятие 3. «Молодежная субкультура и мотивация употребления алкоголя, наркотиков и курения».
Занятие 4. «Развитие синдрома зависимости от алкоголя и наркотиков у подростков и молодежи».
Форма проведения: круглый стол или пресс-конференция
Участники делятся на 5 групп по 50 человек

3 день
Занятие5. «Здоровый трезвый образ жизни и профилактика употребления алкоголя и наркотиков в школе».
Занятие 6. «Понятие о системной профилактике наркологических заболеваний: первичная, вторичная, третичная профилактика в школе».
Форма проведения: круглый стол или пресс-конференция
Участники делятся на 5 групп по 50 человек

4 день
Информационно-практический блок «Познай и усовершенствуй себя»
Упражнение 1. «Знакомство – мои основные цели (или почему я выбрал роль волонтера)»
Упражнение 2. «Горная тропа» (тренинг сенситивности).
Упражнение 3. «Мои главные достижения».
Форма проведения: групповой тренинг
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

5 день
Упражнение 4. «Я – понимающий тебя» (тренинг эмпатии).
Упражнение 5. «Я – успешный психотерапевт».
Упражнение 6. «Доверительная поддержка».
Форма проведения: групповой тренинг
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

6 день
Упражнение 7. «Мои лучшие способы преодоления стресса».
Упражнение 8. «Я – лидер!»
Упражнение 9. «Обнять каждого» (тренинг сенситивности).
Форма проведения: групповой тренинг
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

7 день
Практический блок «Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим».
Упражнение 10. «Алкоголь и последствия его употребления» (групповое анкетирование с социодраматической дискуссией).
Упражнение 11. «Риск привыкания к алкоголю – психологическая зависимость» (групповое анкетирование с социодраматической дискуссией).
Упражнение12. «Мифы и реальность об алкоголе и наркотиках» (групповое анкетирование с социодраматической дискуссией).
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

8 день
Упражнение 13. Групповая социодрама «Алкоголь и общество».
Упражнение 14. Групповая игровая социодрама «Развитие алкогольной зависимости и защита от нее».
Упражнение 15. Групповая дискуссия «Решения, которые мы принимаем».
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

9 день
Упражнение 16. Социодрама «Помочь другу».
Упражнение 17. 1 часть – «Курение: твой имидж и твое здоровье» (технология «мозгового штурма»).
2 часть – групповой поведенческий тренинг «Уговорить и отказаться!».
Участники делятся на 10 групп по 25 человек

10 день
Упражнение 18. Групповая социодрама (ролевая игра) «Волшебный магазин женихов и невест».
Упражнение 19. «Мои новые знакомые: позитивные сообщения».
Упражнение 20. «Наш общий сплоченный круг».
Участники делятся на 10 групп по 25 человек


Блок обмена опытом включает:
оформление «Галереи опыта» из материалов, привезенных делегациями волонтерских групп старшеклассников;
проведение круглых столов по проблемам профилактики асоциального поведения среди детей и молодежи.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Административно-координационная группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией педагогического проекта, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью





-8-
педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления проекта. Члены административной группы наделены правами в рамках своих полномочий и функционала в управлении взрослыми и детскими коллективами сбора.
Консультативная научно – методическая группа осуществляет научно-методическую подготовку реализации проекта, проводит семинары с педагогами и лекторским составом, консультации, индивидуальную работу с педагогическим коллективом, готовит методические рекомендации по вопросам содержания учебно-практического курса и деятельности в рамках смены, проводит аналитическую работу.
Вожатые-кураторы команд – педагоги образовательных учреждений области, направивших делегации старшеклассников-волонтеров для участия в реализации проекта, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, отвечают за организацию работы в командах, проведение командных дел, работу органов самоуправления в командах, участие команд в общих делах, являются руководителями творческих мастерских, создают атмосферу сотрудничества.
Руководители служб и подразделений: библиотекарь, художник-оформитель, звукооператор, медицинские работники.
Лекторско - преподавательский состав – специалисты в области профилактической работы злоупотребления психотропными веществами: психотерапевты, наркологи, психологи.























-9-
Приложение 1
Анкета участника сбора
волонтеров города и области «Команда доброй воли»

Дорогой друг! Ты приехал на смену по обучению волонтерских объединений активным формам взаимодействия со своими сверстниками, употребляющими психотропные вещества. Кто ты? Откуда ты? Каковы твои увлечения? Ты нам очень интересен. Запомни, пожалуйста, эту анкету!
1. Ф.И.О. (возраст) ____________________________________________________________
2. Район/город, образовательное учреждение ______________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Интересуются ли подростки в вашей школе проблемами формирования здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения? ____________________________
_____________________________________________________________________________
4. Твое место в этой деятельности? ______________________________________________
5. Каким интересным опытом работы в данном направлении ты мог бы поделиться? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. С какими трудностями сталкивался в своей работе? _____________________________
____________________________________________________________________________
7. Твои интересы, увлечения, хобби _____________________________________________
8. Какие знания хотел бы получить на смене? _____________________________________
____________________________________________________________________________
9. Ф.И.О. и должность вашего куратора-педагога __________________________________
____________________________________________________________________________

Спасибо за работу!
Приложение 2

Итоговая анкета сбора «Команда доброй воли»

Дорогой друг! Заканчивается смена волонтеров по программе формирования здорового образа жизни. Организаторам смены интересно знать о твоих личных впечатлениях, о смене.
1. Как жилось в лагере? _________________________________________________________
2. Что понравилось больше всего в смене? _________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Какой материал из курса обучения больше всего понравился и почему? ______________
_____________________________________________________________________________
4. Какие знания помогут тебе в работе и общении со сверстниками по профилактике употребления психотропные вещества? ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какие мероприятия и творческие дела больше всего запомнились? __________________
_____________________________________________________________________________
6. Какие из них ты хотел бы провести в своей школе (классе, районе)? _________________
_____________________________________________________________________________
7. Что тебя не устраивало в работе смены, почему? _________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Что бы ты хотел предложить организаторам следующих смен по программе формирования здорового образа жизни? __________________________________________
_____________________________________________________________________________

Спасибо за работу!















«КОМАНДА ДОБРОЙ ВОЛИ»
ПРОЕКТ
сбора подростков-волонтеров
по формированию здорового образа жизни среди сверстников
15