ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЦИКЛА
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий техникум промышленной автоматики»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО учебного ЦИКЛА
2016
Методический доклад «Формирование профессиональных компетенций на занятиях дисциплин профессионального учебного цикла» для проведения занятий по дисциплине «Электроника и схемотехника» процессе подготовки младших специалистов системы СПО.
Материал подготовила И.В. Рожкова. – преподаватель, специалист высшей категории ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики» – 2016 г.
Изложен опыт использования различных методов, способствующих развитию и закреплению мотивационных действий, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
Для преподавателей Государственных профессиональных образовательных учреждений.
Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии Телекоммуникаций информационной безопасности (протокол № 4 от 05 декабря 2016г.)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО учебного ЦИКЛА
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса. Идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть? Компетентностный подход означает для преподавателей и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Другими словами, нужно понять, что учебное заведение не должно ставить задачу научить на всю жизнь – оно должно научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности. При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций данной профессии определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями, в том числе и профессиональными, становится основной целью и результатом процесса обучения.
При определении состава компетенций в результате опроса работодателей было выявлено, что современный специалист – выпускник техникума, должен обладать не только объемом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии, как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной деятельности, умением решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации.
Приблизительно треть студентов средних профессиональных заведений поступают в техникум по собственному желанию, остальные по различным мотивам (учился кто-то из родственников, учебное заведение находится рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и т.п.), следовательно, у студентов зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению будущей профессии. То есть, можно уверенно сказать, что порог учебного заведения переступают подростки, имеющие начальные представления о будущей профессии, выпускники же должны понимать «успешность» как причастность к свершениям страны, государства: у станка, за чертежами, на заводе, железной дороге, в лаборатории.
Поэтому специальные дисциплины должны, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать ее красоту и значимость в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии — это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций.
Опыт работы в среднем профессиональном образовании позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования компетентности будущего специалиста. Это выполнение проектных заданий, деловые игры, практические и лабораторные работы, экскурсии на базовые предприятия города и т.д.
В настоящее время с развитием технологий изменяются подходы к реализации образовательного процесса в плане компетентностно-профессионального ориентирования. Преподавателю необходимо перестать быть только носителем информации, ему необходимо стать наставником в процессе организации самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Необходимо организовать её таким образом, чтобы каждый из них мог реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым студентом определенных компетенций на уровне развития его способностей.
Теоретический анализ литературы и анализ собственного опыта позволили выделить условия эффективного формирования профессионально-личностных компетенций для будущих специалистов:
включение студентов в активную самостоятельную работу;
организация решений учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, подготовка сообщений и докладов, компьютерных презентаций, выполнение расчётных проектов и заданий и др.);
предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчета при проведении проверки знаний, умений и навыков, отвечающим индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
создание на учебном занятии ситуации успеха.
Мой опыт в преподавании специальных дисциплин показал, что можно обозначить такие виды форм подачи материала на занятиях:
• лекционные демонстрации с использованием специально
сконструированных стендов, макетов, мультимедийных средств обучения;
• фрагменты лабораторных работ на ПК, выполненных с использованием программы-симулятора Electronics Workbench, при пояснении лекционного материала;
• экспериментально расчетное конструирование на ПК.
Все эти составляющие практического обучения подчинены общей цели - повышению уровня восприятия знаний студентами.
Для проведения лекционных демонстраций на занятиях дисциплин «Электроника и схемотехника», «Вычислительная техника» были сконструированы демонстрационные стенды «Комбинационные цифровые устройства» и «Последовательностные цифровые устройства». С помощью этих стендов преподавателю стало существенно легче объяснить студентам принцип действия цифровых устройств: логических элементов, дешифратора, мультиплексора, сумматора, различных видов триггеров, регистра, счетчика. К моменту выполнения лабораторной работы студент будет иметь четкое представление о том, что ему надо получитъ при исследовании.
Работа со стендом, это не столько сама демонстрация, сколько привлечение студентов к сотрудничеству: необходимо вручную подать напряжение питания на исследуемый прибор; можно задавать различные входные комбинации сигналов и получать различные выходные, фиксируя это визуально; можно объяснять принцип синхронизации сигналов, демонстрируя отказ работы устройства при неверно установленном проводнике; можно изменять режим работы устройства; хорошо наблюдаются параллельная и последовательная форма представления цифровой информации. Все выходные сигналы подтверждаются свечением светодиодов, что еще больше способствует пониманию принципа действия устройств. Главное - это сотрудничество преподавателя и студентов, которые сами принимают участие в воссоздании необходимых задач. Причем, этот способ можно использовать даже на вводных занятиях, когда студент ещё не знаком с материалом лекции.
Все чаще при изложении материала дисциплины внедряются мультимедийные средства обучения (совокупность визуальных, аудио- и других средств отображения информации, интегрированные в интерактивном программной среде) среди которых важное место занимают мультимедийные презентации. Внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Студенты привлекаются к составлению видеотеки по дисциплине, создают презентации отдельных тем. Таким образом укрепляются их знания в области электроники и схемотехники, появляется исследовательский интерес, создаются условия для соревнования по приобретению фактов и интересного их воспроизведения. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия: во время объяснения нового материала, закрепления, повторения, контроля. Презентации содержат различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую, анимации. После просмотра презентации желательно провести ее обсуждение в форме небольшого диспута. В таком случае количество усвоенного материала увеличится, так как пассивная форма работы, меняется на активную, а это в свою очередь, активизирует внимание студентов, кроме того смена вида деятельности, является своеобразным психологическим отдыхом, который способствует дальнейшей эффективной работе на занятии.
Очень удачны в применении на занятиях короткие учебные фильмы-ролики, после просмотра которых всегда проводится обсуждение увиденного, ставятся обобщающие вопросы, делаются совместные выводы о работе того или иного электронного устройства.
Применение мультимедийных технологий буквально на любой дисциплине - одно из важнейших условий повышения качества учебно-воспитательного процесса, формирования профессиональных умений и навыков. Необходимость мультимедийных технологий вызвана тем, что значительно усложнились задачи и объекты обучения.
Известно (исследования института Евролингвист, Голландия), что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминание до 40-50%.
При использовании на занятиях мультимедийных технологий структура данного занятия принципиально не меняется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательные нагрузки. Это необходимое условие успешности обучения, поскольку без интереса к получению знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность студента.
Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. На занятии создаются условия для активного общения, на котором студенты стремятся выразить мысли, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому. Студенты учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. Данная технология может использоваться для анонсирования тем по предмету, как сопровождение к объяснению преподавателя, как информационно-учебное пособие и для контроля знаний.
Несомненным фактом является то, что к важным преимуществам и особенностям мультимедиа технологий можно отнести следующие возможности, активно используемые мной в процессе обучения:
- детализация информации на большом экране с помощью мультимедийной презентации для показа и анализа схем, что улучшает запоминание и понимание новой информации;
- использование в самостоятельной работе мультимедийных средств, которые имеют преимущество над традиционными в самостоятельном изучении;
- использование видеоматериалов даёт возможность быстро и самостоятельно выполнять лабораторные работы и без вмешательства преподавателя исправлять ошибки, что очень важно в получении профессиональных навыков и положительно действуют на восприятие, повышает интерес студентов к дисциплине.
Таким образом, использование мультимедийных технологий в учебном процессе является, прежде всего, ликвидацией пробелов в наглядности преподавания нового материала, предоставление им новизны, интересной формы.
Использование электронных презентаций в учебном процессе способствует повышению познавательной активности учащихся, так как совместно с уже сформированными и развитыми умениями пользователя ПК, дающими определенную уверенность в собственных силах, и позитивным эмоциональным восприятием задания, они помогают закрепить интерес к самостоятельно найденной и систематизированной информации.
Важной частью восприятия материала учебной дисциплины являются лабораторные и практические занятия. Конечно, лабораторные работы выполняются на специально отведенных часах. Но при большом количестве студентов в подгруппе иногда не хватает времени качественно провести занятие, не только снять данные для последующего воспроизведения в отчете, но и понять цель задания. Как правило, работу качественно выполняют 1-2 студента в бригаде из 3-4 человек, остальные работают статистами, не успевая дойти до сути вопроса. Поэтому при изложении теоретического материала можно демонстрировать элементы будущей лабораторной работы для более четкого осознания материала лекционного занятия.
В настоящее время существует множество компьютерных программ для симуляции работы электрических схем. Например, Electronics Workbench - “Электронная лаборатория», Every Circuit - кусочно-линейный симулятор электронных схем, Micro-Cap - программа анализа схем на микрокомпьютерах, Crocodile Technology 3D - программа для симуляции радиотехнических цепей с наглядной демонстрацией работы построенной цепи в виде 3D готового устройства, LTspiceIV - программа для составления электронных проектов, Multisim - программа для создания и симулирования электронных схем и печатных плат.
В течение нескольких лет мной проводилось компьютерное моделирование всех лабораторных работ с использованием программы-симулятора Electronics Workbench (EWВ). Студенты нашего учебного заведения, начиная со 2 курса, знакомятся с этой программой также в рамках других дисциплин и потому свободно владеют приемами составления схем и пользования измерительными приборами.
Действительно, им интересно следить за работой той или иной схемы, устройства; настраивать измерительные приборы (некоторых из них нет в реальной лаборатории), изменять номиналы элементов схемы и при этом не бояться выхода из строя оборудования. Компьютерная графика упрощает отображение схем или элементов. Можно продемонстрировать как «правильную», так и «неправильную» схему, играя на интересе студента воспринимать знания не только стандартными средствами.
Психологические исследования показывают, что чем глубже, эффективнее влияют опыты на органы чувств, тем более вероятен процесс перехода информации из оперативной в постоянную память.
Некоторые темы дисциплины, например, «Делители напряжения», являются значимыми в области телекоммуникаций: схемы на основе делителей напряжения используются во многих устройствах и системах. Поэтому в учебной программе дисциплины на изучение этой темы отведено и лекционное, и практическое, и лабораторное занятие. Осознав начальную информацию на теоретических занятиях, студенты получают практическое задание по расчету и выбору номиналов элементов схемы, значений напряжения входного и выходного сигналов. А уже на лабораторном занятии они моделируют в компьютерной программе свою рассчитанную ранее схему, следят за сигналами с помощью измерительных приборов и таким образом получают свой индивидуальный результат, который можно сравнить с расчетным.
Создание демонстрационных стендов, компьютерных моделей, презентаций, видеоматериалов проводилось во внеаудиторное время силами кружковцев. Основной идеей внеаудиторных занятий является индивидуальная практика и эвристичность. В работе доминирует целесообразность, индивидуальность, творчество и самоутверждения. Студенты-кружковцы сначала выполняют стандартные работы и только потом совершенствуют их таким образом, что в результате их деятельности система приобретает признаки высокого качества. Так, выбирая какое-то направление на 3 курсе, на выпускном 4 курсе студенты имеют почти готовую дипломную работу. Современные студенты предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Упор сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс. Возможность использования виртуальных лабораторий, видеофильмов, презентаций и т.д. делает уроки не только интересными, но и самое главное, значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Информационно-коммуникационные технологии вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Они позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у них рефлексии, обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий.
Повышению эффективности профессионального образования способствует учебно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Основная задача состоит в том, чтобы организовать систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их умственной культуры.
Курсовые, дипломные проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ специальной и технической литературы, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы.
Особая роль отводится и конкурсам профессионального мастерства, так как участие в конкурсах позволяет переосмыслить имеющийся опыт, посмотреть на его эффективность со стороны. Сравнить свои профессиональные компетенции. Отмечая важность развития у студентов интереса к избранной профессии следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:
систематически привлекать внимание студентов к возможностям изучаемой профессии;
поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности студента;
направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.
Общество, которое заботится о своем будущем, должно осознать колоссальные возможности, привнесенные новыми информационными технологиями и научиться грамотно применять их, в первую очередь, в образовании.
Современная научно-техническая революция, увеличив объемы научной и технической информации, в то же время обусловила процессы её «устаревания», быстрое обесценивание ранее полученных знаний. Сейчас практически в каждой профессии через несколько лет происходит смена видов труда без изменения места работы работника. Любое оборудование устаревает и заменяется другим. Поэтому требовать от студентов просто запоминать информацию, которая к моменту окончания техникума может устареть - дело, не имеющее логического смысла. Важно не столько дать студентам за короткие сроки максимум знаний, сколько научить самостоятельно ориентироваться в потоках информации и эффективно ее использовать.
Литература:
Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 192 с
Казарова А. В., Демченко С. А., Организация виртуального пространства как новый этап развития системы образования // Дискуссия. 2013. № 7 (37). С. 125–128.
Онипко А. А. Образовательные потребности и траектории современной молодежи // Дискуссия. 2013. № 2(32). С. 64–67
Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.