Применение элементов проектной деятельности на уроках математики в 5-9 классах


Применение элементов проектной деятельности на уроках математики в 5-9 классах.
Н.В. Буслова, МКОУ Яменская СОШ
Рамонского муниципального района Воронежской области .
7 класс.
Тема урока «Теорема о сумме углов треугольника».
На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как най-ти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.
Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:
а) измерение углов треугольника с помощью транспортира
б) достроить треугольник до прямоугольника
Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экс-периментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос - а если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов боль-ше 180° - геометрия Римана. Эти геометрии выполняются в пространст-ве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180º. Как это доказать? Организуется работа в группах по доказательст-ву данной теоремы.
Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.
9 класс.
Мини-проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме «Квадратичная функция». Проект был представлен в виде презентации «Связь с реальным миром».
Где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни: траек-тория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.
6 класс.
Тема: «Координатная плоскость».
Проблему предлагает учитель. Вы все читали книгу Жюль Верна «Дети капитана Гранта». Вопрос – почему дети долго не могли найти своего отца?
Как определить положение ладьи на шахматной доске?
На экране вы видите билет. Какой билет? (Ответ – билет в цирк.)
Что можно определить по этому билету?
Предлагается следующая последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы об-мениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направле-ния работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необ-ходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи про-блемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко от-вечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены неправиль-но, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам са-мостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом учителю необходимо следить, что-бы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта. 2. Поиск и сбор информации.
Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит най-ти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходи-мой информации. Этот процесс может осуществляться различными спо-собами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помо-щью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анке-тирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литерату-рой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консульта-ции по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирова-ния. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения анало-гий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- личных наблюдений и экспериментирования;
- общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
- работы с литературой и средствами массовой информации.
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом ис-следований, соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора инфор-мации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обра-ботка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наи-более значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся по-требуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формиро-вать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые от-веты на все вопросы учителя. Учителю могут помочь в работе вопросы, приведенные ниже.
Отличительная черта проектной методики – особая форма органи-зации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатыва-ется в течение определенного времени.
Я использую следующую классификацию проектов.
По продолжительности подготовки:
- краткосрочный;
- средней продолжительности;
- долгосрочный.
2. По количеству участников:
- индивидуальный;
- работа в парах;
- групповой (4-6 человек).
По методу:
- творческий;
- исследовательский;
- информационный (ознакомительно-ориентированный).
Необходимо отметить, что при выполнении учащимися мультиме-дийной презентации в программе Microsoft Publisher, проекты оценива-ются по 100-бальной шкале. Оцениваются содержание, оформление, устное выступление. Бланк оценки вывешивается в кабинете
для ознакомления.
Небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совмест-ная работа над подготовкой проекта – прекрасная возможность дать ка-ждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
Вот как, например, проходила защита групповых проектов по теме: “Теорема Виета”. Учащимся предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает домашнее задание: найти различные способы доказательства теоремы Виета. Оформить доказательство в ви-де презентации (это может быть компьютерная, стендовая, альбомная и др.) и подготовить защиту одного понравившегося доказательства, ука-зав его преимущества и недостатки.
Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы на уроке. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и доказательстве, делая за-писи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы.
Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении.
Техническая группа (2-3 учащихся) в ходе урока собирает весь проект полностью и готовит презентацию всего проекта в целом.
Также предлагаю учащимся творческие мини– проекты для до-машнего задания. Планируемыми результатами и формами их представ-ления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др.
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они долж-ны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать ри-сунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участ-вовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисова-нию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
Однако, в последнее время, учащиеся заинтересованы использо-вать компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным.
Виды проектов:
Информационные проекты
Пример: в 5-м классе “Старинные меры”, в 6-м классе “Пропорции вокруг нас”, в 7-м классе “Как функция может связать воедино окру-жающий нас мир”, в 8-м классе проект “В мире симметрии”.
Исследовательские проекты
В 7-м классе “Взаимное расположение графиков линейных функ-ций”, “Формулы сокращенного умножения”, проект в 8-м классе “Тео-рема Виета”, “Золотое сечение”.