Урок по ОРКСЭ Православная молитва (4 класс)
НОУРО «Гнилицкая православная гимназия
имени святителя Николая Чудотворца»
Разработка урока по модулю
«Основы православной культуры»
курса « Основы религиозных культур и светской этики по теме:
«Православная молитва».
Выполнила: учитель начальных классов
Низовцева Марина Олеговна.
г.Н.Новгород
2015 г.
Урок № 4
Тема: « Православная молитва».
Цель урока: Расширение представления учащихся о православной молитве
Задачи урока:
- познакомить детей с видами молитвы; выяснить значение слов «Православие», «молитва»;
- развивать чувство молитвенного благодарения;
- помочь осознать разницу между материальными благами и духовными радостями;
- развивать коммуникативные качества учащихся при работе в минигруппах.
Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей
- Совместно с родителями продумать ответ на вопрос: «Что помогает человеку быть ближе к Богу, а что отдаляет его от Бога?»
- Подготовить инсценировку притчи о мытаре и фарисее.
Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева «Основы православной культуры», презентация к уроку, карточки с высказываниями о молитве, распечатки текста молитвы «Отче наш», фонограмма молитвы «Отче наш», Славянский церковный букварь, распечатки правила написания синквейна,
План урока.
1. Организационный момент – 1 минута
2. Введение в тему урока - 2 минуты
3. Актуализация знаний – 5 минут
4. Проверка домашнего задания - 5 минут
5. Проблемное объяснение нового знания – 20 минуты
6. Закрепление знаний - 7 минут
7. Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока:
Учитель: Чтобы сформулировать тему нашего урока предлагаю разгадать ребус. ( Слайд №2)
Дети самостоятельно определяют тему: «Православная молитва».
Учитель: Сегодня мы должны выяснить:
- Что такое молитва?
- Какие бывают молитвы?
- Как нужно молиться, чтобы Господь услышал нашу молитву?
3. Актуализация знаний.
Учитель: Как мы называем Господа? (Господа можно ещё назвать Творцом, Отцом небесным, Пресвятой Троицей).
Учитель: Как учитель славян святой Кирилл объяснил тайну Пресвятой Троицы? (Ответы детей)
Учитель: Послушайте, как о Святой Троице написано в Законе Божием».
( Слайд № 3). Святой Кирилл говорил: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг. Без начала и конца. От него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет; и как от солнца вместе с светлыми лучами идет тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в ней лица, а Бог единый и нераздельный. («Закон Божий» стр.26.)
Учитель: Что помогает человеку быть ближе к Богу? Ответ на этот вопрос вы пытались найти вместе с родителями. Что же у вас получилось? Давайте проверим.
Дети зачитывают свои ответы, затем они выполняют интерактивное задание с диска «Основы православной культуры» (урок №3, тренажёр «Связь человека с Богом», задание№1).
При выполнении этого задания, дети делают вывод о том, что любовь к ближним, почитание законов, смирение, молитва, пост, забота о родных помогают человеку быть ближе к Богу.
Учитель: Как вы считаете, что из перечисленного важнее? (Ответы детей)Учитель: ( Слайд № 4) Преподобный Исаак Сириянин говорил так: «Кроме непрестанной молитвы, ничем иным, мы приблизиться к Богу не можем». Как вы думаете, почему он выделил именно молитву? (Ответы детей)
Учитель: Попробуем разобраться вместе. Выделите корень в слове молитва. В переводе с латинского (mollir) значит умягчать, то есть молитва умягчает сердце и нашу душу. Благодаря этому сердце наполняется и любовью к ближним, и смирением, и желанием соблюдать пост, заботиться о родных… Сможем теперь ответить на вопрос «Что же нужно делать, чтобы быть ближе к Богу?»
Вывод: чтобы быть ближе к Богу, нужно молиться.
4. Проблемное объяснение нового знания. Что такое молитва?
Учитель: Для чего мы молимся? ( Когда человек молится, то он как бы разговаривает с Богом, говорит ему о своих нуждах, печалях, просит помощи, прощения грехов или благодарит Бога за милость.)
Учитель: Так что же такое молитва? ( Молитва - это беседа, обращение, разговор с Богом).( Слайд №5).
Учитель: Послушаем высказывания Святых Отцов о молитве.
У некоторых детей подготовлены карточки с высказываниями о молитве, дети зачитывают их. («Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога.
«Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом. Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы. Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». (Блаженный Августин)
«Надо обращаться к Богу не только, когда заставляет нужда. К Богу надо обращаться постоянно, ибо нет такого мгновения, чтобы мы в Нем не нуждались.
Молитва – вода живая, которою душа утоляет свою жажду.
Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питьё».
(Иоанн Кронштадский)
Глава добродетелей – молитва, их основание - пост, душа молитвы – внимание. Рассеянность обкрадывает молитву. Истинная молитва – дар Божий.
Как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.(Святитель Игнатий).
Учитель: Для выражения наших чувств к Богу, к святым угодникам, Церковью были даны несколько видов молитв.
Учащиеся работают с электронным приложением к учебнику «Основы православной культуры» (урок №4, «Православная молитва»).
Школьники самостоятельно знакомятся с текстом учебника (стр. 12-13 (чтение по цепочке, выборочное чтение).
Учитель:
- Что такое молитва – просьба?
- Что чаще всего просят люди у Бога?
-Найдите ответ в учебнике. ( Слайд № 7)
Вывод: чаще всего просят о получении материальных благ. Становясь мудрее, человек просит у Бога иных, духовных благ. Каких? Найдите ответ в учебнике.
В ходе работы с текстом на доске появляется схема ( Слайд № 6).
Православная молитва
просительная благодарственная хвалебная
(молитва-просьба) (благодарение) (славословие)
о благах покаянная
материальных духовных (покаяние)
Учитель: Приведём примеры молитвы-просьбы.
Учащиеся работают с электронным приложением к учебнику «Основы православной культуры» (урок №4, интерактивный момент «Православная молитва»).
Учитель: Просьба, о каких духовных дарах, содержится в этой молитве? (Дети работают с комментариями к интерактивному моменту).
Учитель: Кроме просительных молитв о наших нуждах и потребностях, есть благодарственные молитвы. Прочитайте, что сказано об этом виде молитв.
Дети находят ответ в учебнике.
Учитель: Нельзя быть неблагодарными. По окончании любого дела нужно благодарить Бога за его милость. Рассмотрим пример благодарственной молитвы (Работа с электронным приложением «Основы православной культуры», урок №4, интерактивный момент «Православная молитва»).
Учитель: Благодарить Бога нужно за всё – и в счастье, и в несчастие. (Слайд №8). Послушайте притчу о Праведном Иове. (Учитель читает детям притчу.)
Притча о Праведном Иове.
Давно жил на свете один праведный человек по имени Иов. Жил он очень счастливо: была у него большая семья - семь сыновей и три дочери, было и большое богатство. И благодарил он Бога за всё. Но в скором времени лишился Иов богатства, семьи, здоровья. Бог попустил это искушение, чтобы узнать, будет ли Иов так же предан Ему в несчастии, как в мирные, благополучные времена. И вот, среди всех своих бед Иов не отчаялся, не роптал на Бога, а покорно подчинился воле Божией и произнес: «Верно, так Богу угодно. Буди имя Господне благословенно, от ныне и до века». За это Господь исцелил больного.
Учитель: Будем и мы по примеру праведного Иова и в счастье, и в несчастье, когда постигает нас смерть тех, кого мы любим, болезнь, тяжёлая обида, покорно подчиняться воле Божией и прославлять Бога этой молитвой: «Буди имя Господне благословенно, от ныне и до века».
Учитель: Самая высокая молитва – молитва славословие.(Слайд №9). Прочитайте, что сказано об этом виде молитв.
Дети находят ответ в учебнике.
Учитель: Рассмотрим пример молитвы славословие.
Учащиеся работают с электронным приложением: «Основы православной культуры» (урок №4, интерактивный момент «Православная молитва).
Учитель: Если мы сделаем худое дело (согрешим) и повинимся перед Богом, мы должны просить у него прощения. Как называются молитвы, которые помогают человеку покаяться перед Богом за свои грехи? (Покаянные).
Так как мы грешны перед Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда сначала покаяться в своих грехах, а потом уже просить Господа о своих нуждах. Сформулируйте вывод самостоятельно, пользуясь словами записанными на карточках. ( Работа в парах. Из слов: покаянная, должна, просительную, молитва, предварять, всегда, молитву, дети составляют предложение и делают вывод о том, что покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву). Слайд №10.
Учитель: Где и когда может молиться православный человек? Найдите ответ в учебнике.
Дети находят ответ в учебнике.
Учитель: Вернёмся к тому, как звучит тема нашего урока. (Православная молитва). Разберите по составу слово «православная». Какой смысл несут в себе корни слова? (Правильно славить, правильно молиться).
Учитель: Как нужно молиться, чтобы молитва дошла до Господа?
(Молиться нужно искренне, от чистого сердца).
Учитель: Плохо делает тот, кто лениво молится, кто в молитве желает зла и боли другому. Неправильна та молитва, во время которой человек хвалится своими делами и осуждает других за грехи. Чтобы научить людей молиться со смирением, Иисус Христос рассказал притчу о мытаре и фарисее.( Слайд№11).
Учитель: Кто такой мытарь и фарисей?
Работа в парах. Дети самостоятельно раскрывают смысл этих понятий, пользуясь толковым словарём славянского церковного букваря.
5. Закрепление знаний. Инсценировка притчи о мытаре и фарисее.
Автор 1: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Автор 2: Мытарь-сборщик пошлин, жестоко обращающийся с иудеями, особенно бедняками, войдя в храм, остановился в дверях. Он не посмел пройти дальше. Опустив голову, мытарь повторял только одно:
Мытарь: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!
Автор 1: Самое видное, самое почетное место занял фарисей – один из учителей благочестия, исполняющий все заповеди, уважаемый всеми. О чём же молился этот человек?
Фарисей: Боже, благодарю Тебя, что я не такой как прочие люди, грабители, обидчики, или как этот мытарь: пощусь 2 раза в неделю, помогаю бедным, я праведен и благочестив.
Автор 2: За гордость и осуждение других, Господь не принял молитву фарисея. А молитва мытаря была услышана, и Господь простил мытарю все грехи за его смирение.
Автор 1: Каждый из нас должен помнить эту притчу и молиться так, как молился мытарь. За такую смиренную молитву Бог простил грехи мытарю, простит и наши грехи.
Учитель: Одной из главных молитв в православии считается молитва Господня «Отче наш». Почему она так называется? (Эту молитву дал своим ученикам сам Господь Иисус Христос.)
Учитель: Однажды Иисус Христос молился и, когда он закончил, ученики сказали Ему: «Господи! Научи и нас молиться!» А вот как это происходило, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма «Священные истории Нового завета».
Дети смотрят фрагмент мультфильма.
Учитель: Эта молитва заключает в себе 7 прошений (7 просьб) к Богу и славословие. Более подробно поговорим об этом на следующем уроке.
6. Подведение итогов урока (рефлексия )1) Групповая работа. Составление синквейна.
Учитель: Итогом нашего разговора о православной молитве станет групповая работа. Разделитесь на 4 группы. Пользуясь высказываниями Святых Отцов о молитве, заданиями, которые вы выполняли, притчами, которые вы слушали, попробуйте составить синквейн на тему «Молитва».
Вспомним правила написания синквейна. ( Слайд№20).
Синквейн- Первая строка – тема синквейна. Она образована одним существительным, обозначающим предмет, о котором пойдёт речь.
- Вторая строка – образована двумя прилагательными, которые дают описание признаков выбранного предмета.
- Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими действия предметов.
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
- Пятая строка – одно слово-синоним, характеризующее суть предмета.
Пример синквейна, написанного одной из групп учащихся.
Молитва.
Православная, теплая.
Помогает, утешает, наставляет.
Приближает нас к Богу.
Разговор.
2) Рефлексия.
Учитель: Что понравилось, что запомнилось? (Слайд №21).
О чём бы вы прямо сейчас хотели поблагодарить Бога?
С каким настроением заканчиваем урок?
3) Домашнее задание: учебник стр. 14-15, выполнить задания на листке:
Молитва «Отче наш»
Задание 1.
Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Иже еси на небесех _________________________________
святится __________________________________________________________
яко ______________________________________________________________
даждь _____________________________________________________________
яко же ____________________________________________________________
искушение_________________________________________________________
от лукаваго________________________________________________________
Задание 2.
Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».
О каких долгах идет речь?
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?
Перед Богом?
Если да, то какие? _______________________________________________
_______________________________________________________________
Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше.
Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:
Попробуй прочитать текст.
Какие буквы
церковнославянского алфавита отличаются от русских?
Список литературы
1.Библия: Ветхий Завет. Новый Завет. Жития Святых / сост. Тростникова Е.В. – М.: Дет. лит., 2002.
2. Слободской С. Протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991.
3. Монах Варнава. Маленькие притчи для детей и взрослых. М.: Духовное преображение, 2010.
4.Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
5.Славянский церковный букварь / сост. Осьмак. В. – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2008.
6.Толковый молитвослов для детей. С-Пб.: Сатисъ, 2004.
7. Цветков Ф.И. Диакон. Уроки Закона Божия. М., 2001.