Использование инновационных технологий при изучении экономических дисциплин


Использование инновационных технологий
при изучении экономических дисциплин
Меженская С.И., к.э.н., преподаватель спецдисциплин Богучарского филиала
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
В условиях постоянной конкуренции на рынке труда к будущим специалистам предъявляются иные, более жесткие требования. Сегодняшние студенты должны быть современно мыслящими, самостоятельными людьми, способными выполнять сложные научно-исследовательские задания, подходящие к этому процессу творчески чтобы стать конкурентоспособными, востребованными, хорошо оплачиваемыми специалистами .
Система образования в связи с этим требует реформирования, и как один из путей реформирования выступает внедрение инноваций в процесс обучения.
Инновационные технологии разнообразны.
К наиболее существенным и актуальным для экономического образования технологиям принадлежат следующие:- формирование и поддержка готовности студента к овладению материалом;
- обеспечение интереса студентов к занятиям и педагогического сотрудничества;
- проблемность обучения, его гуманизация и демократизация;
- обучение и воспитание в духе здорового образа жизни;
- самоформирование личности студента;
- компьютеризация обучения и воспитания.
Использование компьютерных технологий, состоит в активном внедрении глобальной сети Интернет в учебный процесс, использовании дистанционного обучения, мультимедийных технологий и т.д.
Повышение заинтересованности студентов в занятиях, гуманизация и демократизация обучения достигается с помощью внедрения в учебный процесс интерактивных технологий обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная, когда студент выступает в роли объекта обучения, т.е. слушает и смотрит; активная, когда студент выступает субъектом обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания и интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). В этом случае процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех студентов. Преподаватель и студент являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи [ 1].
Процесс обучения в данном случае организован таким образом, что неучастие в нем студента просто невозможно. Ведь в данном случае процесс обучения является коллективным, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников.
Среди множества интерактивных методов обучения можно выделить деловые игры, формирующие профессиональные качества специалистов, являющиеся своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях приближенных к реальным [2].
Деловые игры являются имитационными методами ролевого обучения. Они активизируют процесс освоения знаний, навыков и умений. Максимальная приближенность к реальной и практической деятельности руководителей и специалистов достигается путем использования моделей реальных социально-экономических систем. Участники игры выступают в разнообразных ролях и принимают управленческие решения, которые согласовываются с интересами этих ролей. В ходе игры студенты могут не только приобретать новые умения, но и экспериментировать с разнообразными стилями взаимоотношений между партнерами.
Деловая игра помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью сегодняшних студентов, поэтому ее значение и актуальность использования в учебном процессе велики.
В современных условиях, при постоянном дефиците времени, использование деловых игр целесообразно еще и потому, что они позволяют сократить время, отведенное на изучение дисциплины при более глубоком усвоении материала. Установлено, что при лекционной подаче материала усваивается 20 % информации, в то время, как в деловой игре – 90% [ 3 ]
Психологи установили, что студент запоминает:
От прочитанного материала – 10% информации;
От услышанного материала – 20% информации;
От увиденного материала – 30% информации;
От того, что сам говорит – 70% информации;
От того, что сам делает - 90% информации. [4 ] Воспитательные цели деловой игры:
Повышение интереса студентов к изучаемому предмету;
Способствование преодолению психологического барьера, возникающего у молодых специалистов при работе с большим объёмом учётной документации.
Среди участников игры при разборе предложенных ситуаций распределяются роли, причем некоторые из них носят групповой характер. Одна из первоочередных задач игры – выработка исполнителем каждой роли оптимальной стратегии поведения, определение характера деятельности, прав и обязанностей, связанных с определенной ролью.
Подготовка и проведение игры осуществляется в несколько этапов: [3]
Этап, предшествующий игре. На этом этапе определяется общая стратегия игры, проводится подбор игрового коллектива, обдумывается и обсуждается состав игровых групп. В каждой группе выбирается руководитель группы, который должен обеспечить создание добродушного морально-психологического климата в группе, а также контроль за деятельностью группы.
Привлечение игроков к игре. Здесь проводится ориентирование игрового коллектива на цели и задания игры, мобилизация творческого и интеллектуального потенциала участников игры.
Работа в группах. Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками решениям. В результате вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в таком цикле.
Обобщение полученных результатов. По окончании игры игровым коллективом разрабатываются основные итоговые документы, которые содержат постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.
После окончания игры целесообразно провести обсуждение хода игры вместе с участниками, выслушать их мысли, предложения и пожелания относительно методики проведения игры, а также взаимоотношений руководства игры и участников.[3]
Таким образом, внедрение интерактивных форм и методов обучения в учебный процесс необходимо в первую очередь для развития в будущих специалистах творческих способностей, развития их самостоятельности и индивидуальности.
Деловая игра, как одна из интерактивных форм обучения, увеличивает результативность обучения за счет глубины и скорости освоения информации, выступает как способ подготовки и адаптации студентов к профессиональной деятельности и социальным контактам.
Список литературы.
Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения // http://iatp.org.ua
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для ВУЗов. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 437с.
Ануфрієв Л.І., Бандурка О.М., Ярмиш О.Н. Вищий заклад освіти МВС України: Науково-практичний посібник. – Харків: Ун-т внутр. справ, 2010. – 369 с.
Продиус Ю.И. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Харьков: ООО «Одиссей». – 2005. – 416 с.