Статья по биологии Межпредметные связи дисциплин естественного цикла в школе


Межпредметные связи дисциплин естественного цикла в школе.
Качурина Е.Е., Шацких М.А.
Цель учебного процесса - формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности. Получение знаний необходимо для развития человека, его личностных и в будущем профессиональных способностей. Важно, чтобы ученик умел использовать полученные знания в комплексе. Для решения этой задачи подходят интегрированные уроки.
Что такое интеграция? «Интеграция (от лат. integer — полный, цельный, ненарушенный) – процесс, или действие, имеющее своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства». [1]Теоретической основой интеграции в педагогике являются межпредметные связи. Идея межпредметных связей рассматривалась еще Я. А. Коменским: «Все, что находится во взаимной связи, должно передаваться в такой же связи». О дидактическом значении межпредметных связей пишет К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания»: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
В «Педагогическом словаре» межпредметные связи определяются как взаимодействованная согласованность учебных предметов, обусловленная единой системой и дидактическими целями.
Интеграция наук в обучении, реализуемая через межпредметные связи, позволяет достичь следующих результатов:
1. Знания приобретают качества системности.
2.Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
3.Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
5.Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности. [2]
Выделяют следующие способы межпредметной интеграции: интегрированные задания, уроки, исследовательская и проектная деятельность.
Интеграция предметов предполагает использование системного подхода. Главное в интегрированном уроке уметь выделить проблему, которая должна быть значимой, комплексной.
В интегрированном уроке необходимо:
а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;
б) тесное сотрудничество преподавателей при подготовке урока;
в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке (архивариусы, библиографы, дублёры);
г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи;
д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода. [3,4,5]
В нашей школе стало традицией проведение интегрированных уроков в рамках экологического месячника. Как правило задействованы учителя биологии, географии и химии. Например, урок-конференция (биология, география, история) на тему «Жемчужина Сибири» о Байкале включает огромный материал о географическом положении, климате, эндемичной фауне, о первых исторических сведениях, заповедниках, экологической ситуации озера. Или урок на тему «Белая Марья» (биология, география, химия) о поваренной соли рассматривает вопросы происхождения, распространения, добычи, химических и физических свойствах съедобного минерала, его влияние на организм человека.
Внеклассное мероприятие по биологии и литературе «Природа в поэзии Ф. И. Тютчева» проводилось с целью воспитания внимательного, бережного и трепетного отношения к окружающему миру; через поэзию автора показать всю красоту родной природы.
В 6 классе при изучении культурных растений можно провести урок-пресс-конференцию «Чай – лучшее лекарство». Школьники в роли разных специалистов (историков, диетологов, товароведов, химиков, экологов) рассказывают одноклассникам о появлении чая и его путешествии по странам мира, какой бывает чай, как правильно заварить; какой чай полезнее черный или зелёный, крепкий или слабый. А в конце урока демонстрируется опыт по определению красителей в пакетиках чая и участникам конференции раздаются закладки, где есть все важные сведения о чае.
В рамках курса общей биологии есть раздел «Биосфера и человек», где рассматриваются проблемы взаимодействия человеческого общества и природы. К этой теме был разработан урок «Научно-технический прогресс и его влияние на окружающую среду», который соединил воедино не только знания по химии, биологии, экологии, географии, но и краеведение. Старшеклассников всегда больше волнуют экологические проблемы своего региона, чем какие-то отвлеченные примеры. На этом уроке мы рассмотрели проблему добычи никеля на территории Воронежской области. Учитель химии вспомнил с ребятами физические и химические свойства никеля, его применение; учитель географии рассказал о месторождениях никелевых руд на территории нашей страны и области, рентабельности добычи. Учитель биологии обсудил с ребятами экологические последствия добычи никеля на территории Воронежской области. Из этого урока старшеклассники вынесли главное, что необходим разумный подход к вмешательству человека в природу.
При изучении многих тем можно использовать проблемные задания на межпредметные связи. В курсе анатомии и физиологии человека, рассматривая тему «Внутренняя среда организма. Состав крови.», интерес вызывает постановка проблемы: "Плазма крови состоит на 80% из воды. Можно ли вводить в кровь воду?" А в курсе «Животные» ребята ищут ответ на вопрос о том, как всплывают акулы, которые не имеют плавательного пузыря; почему сократительные вакуоли есть только у пресноводных одноклеточных?
В теме «Газообмен в легких и тканях» учащиеся опираются на знания физики о диффузии. О законе сохранения и превращения энергии мы говорим в теме об обмене веществ в организме человека, что позволяет сделать вывод об универсальности этого закона природы и о единстве физико-химических и биологических процессов.
Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников осуществляется на уроках биологии, географии, физики, химии. Интегрированные уроки обеспечивают разностороннее осмысление, формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов, возможность применять их на практике.
Литература:
Философский энциклопедический словарь. ИНФРА-М, 1997.
Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Просвещение, 1987.
БалагуроваМ.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;
Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;
Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. - G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».
Питюхов В.Ю. Основы педтехнологии. – М., 1997.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2001.
Сведения об авторах
Качурина Елена Евгеньевна, учитель биологии и географии МБОУ СОШ № 40, 394031, г. Воронеж, ул. Маяковского,42
89066757205, elena.ka4urina@yandex.ruШацких Марина Алексеевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 40, 394088, г. Воронеж, ул. Вл. Невского, 15-А – 179
89204030525, rodnik-marina@yandex.ru