Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Жанры устного народного творчества


Открытый урок по чтению и развитию речи .Тема: « Жанры устного народного творчества». 7 класс
Тип урока : Обобщающий.
Цели: Вспомнить жанры устного народного творчества.
Задачи:Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
Ход урока:
1. Организационый момент.
Ход урока
Звучит грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
2. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня о жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что знаем, повторим.
Обратите внимание на доску, давайте прочитаем вопросы.
Постановка проблемных вопросов.
Учитель. Как Вы понимаете, что такое «Устное народное творчество?»
Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
«Творчество» - от слова «творить», создавать.
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
Учитель. Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель. Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?

Учитель. Давайте мы с вами на ИД напишем все виды которые знаем.
3.Основная часть.
Учитель. На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово»
(
слайд 5).
Дети выходят к интерактивной доске и записывают ответы.
1.Принялась она за дело, 2.Шумит он в поле и в саду,
Завизжала и запела. А в дом не попадет.
Ела, ела дуб, дуб, И никуда я не иду,
Поломала зуб, зуб. По куда он идет.
(Пила) (Дождь)
3.То назад, то вперед. 4.Держусь я только на ходу,
А за ним такая гладь – А если стану, упаду.
Ни морщинки не видать! (Велосипед)
(Утюг)
5.Всегда шагаем мы вдвоем. 6.Что такое перед нами:
Похожие, как братья. Две оглобли за ушами,
Мы за обедом – под столом, На глазах по колесу
А ночью – под кроватью. И седелка на носу? (Очки)
(Башмаки)
7.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Учитель. Какое слово получилось в выделенном столбике? (ответы детей).
Ребята, а что такое потешки? (ответы детей).
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение .
4.Физминутка.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычная физминутка. Мы будем ее проводить под музыкальную запись потешки.
А еще про какие жанры унт мы не говорили?
О пословицах.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны .Вам надо их стрелочками соединить.
Соедините начало и окончание пословицы.
Терпенье и труд а не ученье – тьма.
Ученье – свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо угадать пословицу которые написаны на ИД .1.Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Сейчас мы с вами посмотрим как вы их знаете РНС.
О какой сказке идет речь?На Ид изображены картинки вы должны сказать название сказки , и главных героев сказки.
1.Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался .Только его и видели!
2.Вмякоть ткнул и говорит:
-А я мужик прост ,мне глодать мякоть да хвост.
Так и выгадал себе всего гуся.
3.Выдь за меня замуж .-Нет ,Журавль ,не пойду за тебя замуж,у тебя ноги долги,платье коротко ,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем !Ступай прочь, долговязый!
Молодцы!
Итог урока.
Учитель. Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.Упражнение 4.
Вставьте пропущенные буквы.
Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст...метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.
 
Упражнение 5.
Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.
2-недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.
1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави... линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави...почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр...минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр...терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.
Вставьте пропущенные буквы.
Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст...метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.
 
Упражнение 5.
Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.
2-недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.
1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави... линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави...почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр...минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр...терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.