НОД в подготовительной к школе группе ОО «Познавательное развитие» «Моё родное село»
МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Солнышко»
НОД в подготовительной к школе группе
ОО «Познавательное развитие»
«Моё родное село»
Воспитатель
I квалификационной
категории
Тиунова Ольга Васильевна
2015 год
Цель: Формировать устойчивый интерес к родному селу, его историческому прошлому и настоящему.
Программные задачи:
ОО «Познавательное развитие» - Продолжать обогащать знания детей о понятии – малая родина, закреплять и систематизировать желание знать особенности истории родного села.
ОО «Речевое развитие» - Познакомить детей с легендой о возникновении реки Юсьва и одноимённого поселения. Воспитывать любовь к родному краю, к его истории.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - Внимательно слушать музыкальное произведение, понимать содержание песни.
Предварительная работа:
Экскурсии по родному селу: на почту, телеграф, пожарную часть, больницу, библиотеку, школу, музей, в колхоз; разучивание песен и стихов о Юсьве. НОД:
Включаю аудиозапись песни «Я люблю тебя, Юсьва», в исполнении группы «Старики».
-Вам понравилась песня? О чём в ней поётся? (ответы детей)
Сегодня наш разговор пойдёт о нашем селе Юсьва.
Но для начала ответьте на такие вопросы:
- Сколько вам лет?
- А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке?
Да у всех людей разный возраст.
- А как вы думаете, есть ли возраст у городов, сёл, деревень, или им всем одинаковое количество лет? (ответы детей)
В этом году нашему селу исполняется 436 лет. Много, не правда ли?
Первые сведения о селе дошли до нас из переписи Перми Великой от 1579 года, и этот год принять считать годом основания села Юсьва. Это значит, что наше село очень старое.
- Как называют жителей Юсьвы? (Юсьвинцы) Значит и мы с вами тоже юсьвинцы.
- Ребята, а вы любите своё село? (ответы детей) Вы ещё больше полюбите Юсьву, когда узнаете о ней много нового и интересного.
Много существует разных историй, легенд о том, как же появилось наше село, почему оно получило такое название. Вот жительница нашего села Семушева Светлана Ивановна сочинила такую трогательную легенду о происхождении названия реки Юсьва. Вы хотите узнать? ( ответы детей) Тогда слушайте…
«Легенда о Юс и Ва».
В стародавние времена на лесных склонах седого Урала обитало небольшое племя народов коми. Мужчины занимались охотой. Женщины растили детей, готовили пищу, в летнее время заготавливали целебные травы, собирали грибы да ягоды.
Росли с малых лет в том племени мальчик по имени ЮС и девочка – ВА. Дружили, беззаботно играли в нехитрые игры, затаив дыхание, слушали рассказы старших о леших и оборотнях, нечистой силе и постепенно приучались к труду.
Годы летели незаметно, и вот ЮС превратился в стройного, удалого юношу, а ВА стала красавицей, каких в племени не бывало. Полюбили ЮС и ВА друг друга, да так, что не чаяли жизни один без другого. Но жил в том племени злой колдун КАМ. Приглянулась ему красавица ВА, и задумал он сделать её своей женой. Проходу не давал, бросал к ногам её стеленную дичь, дарил горностаи и соболя, всё домогался её чувств. Стала жизнь в племени для ВА и ЮС невмоготу.
И вот однажды, когда КАМ был на дальней охоте, решились ЮС и ВА…и покинули племя сородичей. Шли к югу. День за днём пробирались они сквозь таёжные чащи и лесные болота. Спешили, отдыхали только ночью, с первыми лучами солнца отправлялись снова в путь. И казалось ЮС и ВА, что они в безопасности, что не догнать их уже Каму. Но когда злой колдун вернулся с охоты и не увидел в племени, ни ВА, ни ЮС – он страшно разозлился. Запалил огромный костёр, накидал в него всяких кореньев, бросил в огонь и платья юноши и девушки, и долго затем бормотал жуткие заклинания - вертелся-крутился вокруг костра. Наконец он ураганным вихрем сорвался с места и помчался в погоню за влюблёнными.
Срывало листву с деревьев, сосны вековые выворачивало с корнями – такая силища была у вихря. И налетел злой Кам на ЮС и ВА чёрным смерчем, и захохотал и , и завыл дикой бурей. И обратил девушку в речку, а юношу в лебедя.
Застонали, зашумели деревья в лесу от такого невиданного коварства, а с неба сорвалась быстрая молния и поразила злого Кама. Разверзлась земля и поглотила в своих недрах навеки злого колдуна.
Сородичи, встревоженные отсутствием ВА и ЮС, отправились на их поиски. Путь им указывали вывороченные корни да поваленные деревья. Шли не один день. «Ю-у-у-с!», «В-а-а-а!» - звали они юношу и девушку, но никто не отзывался. И вот вышли они на берег красивой реки, и откликнулась им вода быстрой рябью, заплескалась о берег волной, а лебедь вскинул крылья, выгнул тонкую шею и заквохал.
Порешили люди обжиться на берегу этой реки, назвали ей ЮСЬВА. А лебедь всё плавал одиноко по водам .Настали холода. Мимо пролетали другие лебеди и звали его с собой в тёплые края. Долго не решался ЮС лететь. Вот уже последний клин лебедей пролетел над ним, и примкнул к этому клину ЮС.
А с приходом весны вернулся он к своей ВА, а с ним прилетели много лебедей. Вывелись птенцы, превратились в прекрасных птиц, и многие годы ещё прилетали лебеди на воды реки Юсьва. На берегу этой речки возникло поселение с таким же названием. Стоит до сих пор и хорошеет на берегу этой реки село. В миру все знают его, как село Юсьва.
Вопросы по тексту:
-Понравилась вам легенда?
-Где обитало племя народов коми?
-Чем они занимались?
- Как звали лавных героев?
- Кто завидовал счастью ЮС и ВА?
- Что случилось с ЮС и ВА?
- Почему люди решили остаться жить возле этой речки?
- Из каких слов образовалось название реки?
(ответы детей)
Вы всё правильно сказали, название Юсьва происходит от двух слов «Юсь» - лебедь и «Ва» - вода, что значит «лебединая вода». По преданию на реке,, протекающей около села, в старые времена обитало очень много лебедей, поэтому река стала называться Юсьвой. У многих народов, у разных городов есть гербы, есть и герб России.
- Как вы думаете, какое животное изображено на гербе Юсьвы? (лебедь)
Физкультминутка: игра малой подвижности «Кык»(два).
А сейчас давайте мы с вами вспомним всё то, что мы узнали о нашем селе во время экскурсий, бесед и наблюдений.
- Кто были первыми жителями Юсьвы?(свободные крестьяне)
Правильно, свободные крестьяне. Затем земли, на которых жили наши предки, были проданы Петром I, графу Строганову Г.П. Он стал владеть и землёй, и людьми. Суровая природа не давала возможности крестьянам встать на ноги и поправить своё хозяйство. «Везде, куда не взглянешь – грязно, сыро, бедно…» Крестьянам запрещалось рубить строевой лес, поэтому строили они свои курные избы из сухостоя или валежника. Такие избы были без окон с маленьким отверстием, обтянутым бараньей брюшиной, через которую едва проникал луч света.
Поэтому в таких избах было зимой холодно, а летом – душно.
-Что стояло в центре избы? (печь)
-Чем служила печь для людей?(кормилицей, давала тепло, постелью)
-Где ещё спали люди в таких избах?( на лавках, скамьях, полатях)
-Как освещали люди свои избы?( при помощи лучины, керосиновыми лампами)
К избе примыкал двор с конюшней и хлевом, поэтому куры, ягнята, телята, зимовали вместе с людьми в избах.
Не меньшей бедностью отличалась одежда и обувь пермяка.
- Бедная часть населения зимой и летом носила?...(лыковые лапти), наиболее зажиточные носили коты, а зимой пимы – чуни( валенки без голени). Дополнением служили холщёвые и шерстяные портянки.
- По праздникам большая часть населения носили сапоги, а зимой, что? ( валенки). Ботинки были редкостью.
Одежда пермяков была собственного приготовления.
- Кто шил одежду?(сами, женщины, девочки)
Правильно, одежду шили сами, девочек с семи лет приучали к рукоделию, они ткали холсты, ещё что?(половики, полотенца)…потом их вышивали расписным орнаментом, мальчики помогали по хозяйству. Рубашки и штаны шили из холста. Для красоты пряжу красили в различные цвета, в какие?...(красный, голубой, алый, синий).
На праздники одежда пермяков отличалась нарядностью. Ситцевые рубашки, подпоясанные покромками и кушаками, на молодых пиджаки, на стариках – шабуры. На женщинах рубахи с брызжами, дубасы из набивного холста, и вышитые запоны(передники). Ленты в косах дополняли наряды девушек.
Неизменной пищей крестьян был хлеб из сорицы(смесь ячменя с овсом) и огородные овощи. Какие?(ответы детей).
Из напитков – квас, брага своего приготовления. Редкий год крестьяне обходились своим хлебом, с половины зимы питались покупным, так как, почти весь свой урожай отдавали сборщикам податей – наместникам графа Строганова.
Юсьва начала развиваться раньше других центров Коми-Пермяцкого округа, так как была ближе расположена к Перми и Соликамску, и через неё проходил путь на Усть-Пожву. И что только не было развито в Юсьве, и кожу выделывали, и обувь шили, кирпичи жгли и хлеб пекли. Местные купцы и зажиточные крестьяне вели оживлённую торговлю. Одним из богатейших купцов Соликамского уезда был С.П.Вилесов. Покажите на фотографиях, сохранившийся до наших дней его дом.( дети показывают на фото).Купец Сторожев основал кожевенный завод. Купец Боталов имел пекарню и прославился знаменитыми Боталовскими сушками на всю округу. Покажите в каком доме была пекарня и сам дом купца Боталова А.И.( дети показывают на фото).
Первая школа была построена на берегу Юсьвы в 1860 году, в ней обучались только мальчики, их было 50 человек. Заведующим был священник. В 1877 году открылась школа для девочек. Только вот на всю Юсьвинскую волость
не было ни одной больницы, население в случае болезни обращались к знахаркам или колдунам. Первая больница была построена только в 1900 году.
- Кто запомнил самого первого врача, в честь которого названа улица в Юсьве? (Попов)
В 1931 году открылся колхозный институт, затем преобразовался в училище механизации сельского хозяйства.
Вскоре в селе появилась библиотека, дом культуры, маслозавод, кирпичный завод, льнозавод и колхоз «Заря будущего»…И теперь жители нашего села живут полноценной жизнью.(по ходу рассказа дети показывают все организации на фотографиях)
- А скажите, пожалуйста, современная Юсьва отличается от того, что мы с вами узнали?(ответы детей)
- Чем отличается?
-Что это дает жителям села?
-Как ты можешь помочь своей малой родине, своему селу стать ещё краше?
-Что вы сделаете для своего села, когда вырастите?
В конце давайте ещё раз послушаем песню о нашем селе, кто запомнил, может подпевать.