ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА, ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА, ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В свете Федерального государственного образовательного стандарта признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
В соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив является особенно актуальным.
Вопрос аудитории: Что такое ИНИЦИАТИВА и ОБРАЗОВАТЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА? И как Вы понимаете эти понятия?
Википедия дает понятие Инициатива (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] initium начало) почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Образовательная инициатива рассматривается как механизм преодоления отчуждения общества от образования и закрытости образовательных учреждений от процессов, происходящих в обществе, культуре, гуманитарных практиках.
Наша задача – не только профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций, но и помочь стать родителям непосредственными участниками образовательного процесса, стремиться обогащать свой педагогический опыт, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка
Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другие считают, что детский сад обязан полностью взять на себя функцию по воспитанию и обучению ребенка, а родители обеспечивают материальное благополучие ребёнка. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы, устанавливаются доброжелательные отношения между воспитателями и родителями с установкой на будущее сотрудничество.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По данному направлению проводится: анкетирование, тестирование, личные беседы с родителями, опросы. Это позволяет понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, воспитательные возможности, выяснить проблемы, с которыми в воспитании и развитии ребенка сталкиваются родители. Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения их к оказанию помощи учреждению.
Повышение педагогической культуры родителей ведется в нескольких направлениях. Это оформление наглядных материалов для родителей. Информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты. В век компьютерных технологий огромную роль для информирования родителей играет сайт ДОУ, где постоянно выкладывается информация о жизни ДОУ и группы. На сайте группы мы выкладываем презентации о проведенных проектах, фотоотчеты мероприятий и итоговых занятий, да и просто режимных моментов.
Большую роль в формировании позитивного отношения к своему ребенку, открытие его индивидуальности играют открытые просмотры образовательной деятельности с детьми, где каждый родитель может увидеть своего ребенка с другой стороны.
Просветительская работа, представленная традиционными формами работы с родителями, такими как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, направлена на взаимодействие с широким кругом родителе. И в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей. Поэтому обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.
Анализируя такие формы работы, мы пришли к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Так для родителей организуются педагогические гостиные, «Круглые столы», собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов, родительские собрания с использованием ИКТ технологий (презентации, видеопромотры). Такие формы построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. В ходе неформальных отношений родители сближаются с педагогами, лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой для себя обстановке.
Совместное участие всех участников педагогической деятельности способствует сближению детей, родителей и воспитателей
В процессе реализации ФГОС в работе с родителями мы стремимся не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Совместное групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, может быть наиболее эффективной формой убеждения родителей занимать активную позицию и находить положительные стороны их участия в жизни группы, ДОУ, самостоятельно принимать решения.
Родители с удовольствием принимают участие в совместных конкурсах, выставках проводимых в группе, ДОУ, городских. Мы стараемся ежемесячно принять участие в каком-нибудь конкурсе или выставке: поделок, открыток, «Алло, мы ищем таланты», «Укрась зимнее окошко». Родители начинают видеть своих детей по другому, это усиливает семейные воспитательные позиции и обязывает родителей к чему-то большему, нежели просто отдать ребёнка утром в детский сад, а вечером забрать из детского сада.
Доброй традицией стала организация чаепития вместе с родителями, как заключение досуговых мероприятий. Во время таких чаепитий родители сближаются друг с другом, находят общие интересы.
Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается «гость группы» (родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью «добровольного помощника» с обязательным объявлением благодарности.
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Укрепились партнёрские отношения между педагогами и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Это дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками педагогических мероприятий и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.
Ещё одна форма вовлечения родителей в образовательный процесс – досуговая деятельность с привлечением родителей как участников, которая очень много дает родителям: они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Целью таких мероприятий является создание атмосферы радости и налаживание психологического контакта между ребенком и родителем, педагогическое просвещение родителей. Такая совместная деятельность даёт возможность родителям снизить дефицит общения.
У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья», театрализованная деятельность, КВНы различной тематики: «Знаю ли я своего ребёнка», «Как избежать неприятностей» и др.
Доверительные отношения с родителями устанавливаются постепенно, в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Взаимодействие родителей и детского сада это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Педагоги ДОУ, не останавливаются на достигнутом, продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями.
15