Методический материал Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности

Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности.
 
1. Актуальность
2.Методы диагностики учащихся
3. Методы диагностики педагогов

Я И ПРИРОДА
(самооценка отношения к природе)

Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша «богом данная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.
Р. Эдберг
Знакомство с проблемой. Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя причастным и привязанным, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем более богата его духовная жизнь.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.
Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых описывается жизнь человека после экологических катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои человеческие качества. Значит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.
В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и трудности покажутся временными и вполне преодолимыми1.
А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цвета окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа? Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, если не остановить гибельный процесс разрушения?
Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной. Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы помогут вам задуматься о природе и о своих связях с нею.
(Анкеты и тестирования -детские)
Отношение к природе и ее охране
(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
Как Вы относитесь к природе?
     а) бережно;
     б) ответственно
     в) безразлично;
     г) с любовью;
     д) неопределенно.
Чем обусловлено Ваше отношение к природе?   
Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство;
г) деятельность человека;
д) атомные электростанции. 
Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
а) правительство
б) министерство охраны природы;
в) каждый человек;
г) специалисты в области охраны окружающей среды;
д) партия «зеленых»;
е) наука. 
Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
Каковы главные проблемы охраны природы?  
Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.  
На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?
а) руководителях промышленных предприятий;
б) министерствах;
в)  каждом конкретном человеке;
г) ученых;
д) системе образования. 
Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;
б) стремление сохранить все многообразие природы;
в) здоровье будущих поколений;
г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
     д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природы?

С чего начать? Этот вопрос обычно задают педагоги, которым предстоит заниматься проблемами экологического образования. Как правило, под этим подразумевают создание определенной развивающей среды, приобретение необходимого оборудования, методических рекомендаций. Все это очень важные предпосылки экологического обучения, но ответ на вопрос будет несколько другим - начать нужно с себя! Дело в том, что все мы являемся носителями старой, во многом антиэкологической культуры. Эта культура рассматривает человека как хозяина, властелина, царя природы, который может изменять ее по своему усмотрению, чтобы создать для себя комфортные условия.
Потребительское отношение к природе - вот основная черта этой культуры, этого мировоззрения. До сих пор педагоги, объясняя детям, необходимость охраны природы, нередко используют антиэкологические по своей сути аргументы. Например, часто можно услышать, что речку нужно беречь потому, что в ней мы купаемся, ловим рыбу. Это типичный пример потребительского подхода к природе. Другой пример - широко распространенный метод деления животных и растений на полезных и вредных, красивых и некрасивых. Гусениц мы не любим и уничтожаем, а появившихся из них бабочек ценим за красоту и охраняем. Птиц, поедающих гусениц, мы называем «полезными», а тех, кто покушается на наш урожай, - «вредными». На самом деле у каждого живого организма своя роль в ПРИРОДЕ. Среди них нет лишних и вредных.
В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется ради моды, красивого звучания. Так занимаясь проблемами «экология души» (то есть проблемами нравственной морали), педагоги затрагивают очень важный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка. Человек не может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки.
Сейчас мы получаем достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно оценить ее. Мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение окружающей среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод. Обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы с вами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время у нас во всех образовательных учреждениях не было места экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и изменить по своему усмотрению.
Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Поэтому и должно уделяться большое внимание экологическому образованию детей с самого младшего возраста.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:
Все связано со всем;
Все куда-то девается;
За все нужно платить;
Природа знает лучше.
Подумайте над смыслом этих выражений и попытайтесь найти им доказательства в окружающей среде. Учитываете ли вы в своей жизни эти положения?
Самоценность природы - вот основная черта новой, экологической культуры, нового мировоззрения, которое мы должны формировать у детей дошкольного возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это - природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти законы человек не может и не должен. Он обязан изучить их и стараться действовать в рамках этих законов. Может ли человек существовать без природы? Нет, не может.
Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы.

(Тестирование педагогов)

1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком общении?
2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?
3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.
Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?
Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»
6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.
7. Что вы знаете о глобальных экологических проблемах? Чувствуете ли, что
потепление климата на планете, кислотные дожди, истощение озонового слоя могут как-то сказаться и на вашем здоровье, на образ жизни. Или считаете, что эти проблемы существует где-то далеко, сами по себе. и вы о них никак не зависите
8. Используете ли вы на своем огороде, дачном участке ядохимикаты? Если да, то знаете ли о последствиях их применения лично для вас и для окружающей среды в целом? Соблюдаете ли правила их применения?
9. Оставляли ли вы после отдыха в лесу, на реке мусор? Задумывались ли над тем, куда он потом девается?
10. Что вы знаете об общественных экологических движениях? Есть ли такие
в вашем регионе?
11. Попытайтесь сформулировать, что является целью экологического образования ребенка, и объяснить свою точку зрения. 12. Что вы понимаете под словом «экология»?

3 - высокий уровень знаний
2 - средний уровень знаний
1 - низкий уровень знаний
0 - критический уровень знаний