Публикация на тему: Методика проведения и подготовка проведения тестового контроля по русскому языку в 5-9 классах
Публикация на тему:
«Методика подготовки и проведения
тестового контроля по русскому языку
в 5 – 9 классах»
Неганова И.С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 им. А.П. Бондина г. Нижний Тагил Свердловской области
Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка роль тестирования (одного из наиболее точных методов педагогических измерений) возрастает.
Термин «тестирование» восходит к английскому «test» - испытания, исследование. По определению А.К. Майорова, «test -объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу».
Педагогический тест - это система заданий, направленных на измерение уровня знаний по определённой теме, разделу, учебной дисциплине. Тестовая технология позволяет за небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебной информации, объективно оценить знания, умения и навыки учащихся, проанализировать индивидуальные и типичные ошибки, наметить пути их устранения.
Достоинства тестов:
- тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;
- тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания учащихся;
- с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;
- тестирование разнообразит занятие;
- тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний;
- в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;
·- тестирование развивает наблюдательность и догадку;
- тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.
Недостатки тестов:
- в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности, совместного поиска истины;
- решение любого тестового задания содержит элемент случайности;
- тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;
- тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки учащихся;
- тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:
· Диагностическая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
· Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
· Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Проводя в классе тестирование, учитель должен соблюдать простые правила:
- предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание);
- предусмотреть характер деятельности учащихся до тестирования;
- дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
- не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат);
- проводить анализ результатов тестирования оперативно; анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.
Различаются несколько видов тестовых заданий:
Тест открытого типа (выбор одного правильного ответа из множества);
Тесты закрытого типа (выбор верного ответа из правдоподобных)
Тесты с несколькими ответами (в ряду ответов может быть два и более правильных);
Тесты на соотнесение примеров и ответов (каждый пример должен быть охарактеризован, ответ выбирается из предложенного перечня ответов);
Тесты с кратким ответом ( ответом на вопрос теста является слово);
Тесты с развернутым ответом (предполагается написание текста определенного жанра и стиля);
Тесты на вставку (необходимо вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенную фразу);
Комплексные тесты (совмещают несколько заданий).
Тест на завершение последовательности или установление правильной последовательности
Тест на конструирование (из данных слов сконструировать предложение; замена синонимичным словосочетанием и т.п.)
«Ошибочные тесты» (с орфографическими ошибками)
Основными принципами отбора содержания тестовых заданий должны быть:
Возрастающая трудность (от простого к сложному)
Соответствие стандарту (на базовом или профильном уровне)
Научная достоверность
Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки
Репрезентативность (включение всех важных элементов содержания)
Вариативность содержания (для разных групп учеников)
Взаимосвязь содержания и формы
Системность содержания
Ответы должны быть короткими и содержательными
Традиционно выделяют три вида теста: входной (диагностический), промежуточный (проверочный) и контрольный.
Входной тест дается в начале изучения темы. Он направленна предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет определить, насколько школьники подготовлены к усвоению нового учебного материала, увидеть слабые стороныкак всего классного коллектива, так и каждого конкретного ученика. Анализ результатов теста помогает предупредить возможные проблемы с усвоением нового материала, спланировать и организовать индивидуальную работу. Такое диагностическое тестирование способствует мотивированному отбору заданий для своевременного повторения с учащимися того материала, на котором основывается изучение новой темы.
Промежуточный тест проводится после изучения нового материала, но перед решением основных задач на применение полученных знаний. Основная цель этого тестирования - проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов их применения. Тесты такого вида можно использовать и для индивидуальной, и для групповой работы, и для работы в парах. Комментарий к правильному варианту ответа ученик может получить от учителя или одноклассника, узнать, открыв учебник или электронную ссылку. Промежуточные тесты нацелены в первую очередь на корректировку знаний учащихся, анализ уровня подготовки на пути к контрольному тестированию.
Контрольные тесты используются после многократной отработки навыков учащихся, выполнения различных тренировочных упражнений, заданий творческого характера, связанных с применением новых знаний на практике. В такие тесты включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, требующие осознанного применения полученных знаний, использования их в новой ситуации, на новом языковом материале. Как правило, для контрольного тестирования используются тесты с заданием одного уровня: это объясняется тем, что на итоговой аттестации в 9 классе и на едином государственном экзамене выпускники находятся в равных условиях, им предлагаются аналогичные задания вне зависимости от индивидуальных особенностей. Но не стоит забывать о преимуществах дифференцирующего обучения, о возможности применения для контроля и разноуровневых тестов. К примеру, для базового уровня - выбор единственно верного ответа с объяснением в случае ошибки; средний уровень - выбор единственно верного ответа, множественный выбор; повышенный уровень - множественный выбор, короткий ответ. Эта дифференциация может отразиться как на типах заданий, так и на комментариях к ответам: учащиеся базового уровня в случае ошибки могут увидеть объяснение и правильный ответ, а повышенного уровня, например, получают ссылку к параграфу учебника. Какой вариант выбрать - решать учителю, но выбор этот должен быть обоснован особенностями изученного материала, классного коллектива, целями данного теста.
Тесты по русскому языку могут включать задания на проверку:
- Знаний о язык как системе (проверяют знания и умения по фонетике, лексике, грамматике, орфографической и пунктуационной грамотности и т.д.). Такие задания обычно даются с выбором ответа.
- Речеведческих знаний (проверяют знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимая смысл, выраженный и не выраженный в словах, выполнять разные виды анализа текста: какова тема текста и его основная мысль, как построен тот или иной текст, сколько в нем абзацев и микротем, сколько в нем предложений и как они связаны между собой, к какому стилю речи относится текст, какого он типа речи, какие характерные для данного стиля и типа речи языковые средства в нем использованы, какие изобразительно-выразительные средства языка помогли автору создать яркое, эмоциональное, воздействующее на читателя высказывание). Также проверяются умения и навыки самостоятельно строить собственный текст на основе прочитанного. В этой части используются обычно и тесты с выбором ответа, и тестовые задания с открытым ответом, объединенные общим текстом.
Основным критерием оценки для заданий является количество правильных ответов: до 64% - критический показатель (уровень) обученности; от 65 до 74% - достаточный и 75 – 100% - оптимальный.
Если материальная база школы позволяет, то тестовый контроль может осуществляться с применением ИКТ, что предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. При проведении тестов каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Ребёнок видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Владение ИКТ на должном уровне позволяет учителю самостоятельно создавать тесты (программа Adobe Captivate), для проведения сетевого тестирования можно использовать программу Конструктор тестов. Если учитель недостаточно владеет ИКТ, то может воспользоваться ресурсами сети Интернет, электронными методическими пособиями.
Таким образом, повышение и объективность контроля, лёгкость диагностики уровня обученности и обработки статистических данных, активизация и мотивация деятельности учащихся позволяют улучшить качество учебного процесса за счёт применения тестовой технологии на уроках русского языка. Однако применение тестовых технологий в учебном процессе не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения. Считаю, что данная тема имеет перспективы развития, т.к. до конца не изучена.
Литература
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994
Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СП6., 1997.
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. М.: Логос, 2002.
15