Курсовая работа Особенности проведения и методика проведения уроков физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Разносторонняя физическая подготовка расширяет возможности человека в любой области общественной деятельности, повышает его выносливость, работоспособность, увеличивает сопротивляемость организма к влиянию самых различных неблагоприятных факторов. Физкультурная деятельность способствует развитию и совершенствованию целого ряда психических качеств, особенно настойчивости, смелости, решительности и др.
Именно в школе закладываются основы физической культуры подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: уроками физической культуры, внеклассной работой, внешкольными занятиями массовой оздоровительной работой, то есть целым комплексом мероприятий, в процессе проведения которых формируются знания, навыки привычки, составляющие физическую культуру школьника.
Основная форма занятий – уроки физической культуры, цель которых, дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями; способствовать развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости и других физических качеств; содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей, а также повышению физической и умственной работоспособности; привить интерес и выработать привычку к регулярным самостоятельным занятиям различными видами физических упражнений оздоровительного характера; содействовать гармоническому развитию личности учащегося.
Цель: рассмотреть особенности построения и методику проведения уроков физической культуры в средних классах.
Объект исследования: уроки физической культуры в средних классах.
Предмет исследования: процесс построения и проведения уроков физической культуры в средних классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть урок физической культуры, как основную форму физического воспитания школьников.
2. Раскрыть структуру и содержание урока по физической культуре.
3. Изучить особенности построения и методику проведения уроков физической культуры в средних классах.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение.
ГЛАВА 1. УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ОСНОВНАЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание и структура урока
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственно программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры.
Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания (Матвеев А.П., 2008).
На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий.
Формы занятий физическими упражнениями на примере школы:
Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания.
Уроки в значительной мере определяют содержанием других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.
3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.
Структура урока – это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а, следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2004).
Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр.
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.
Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. Задачи и содержание: а) начальная организация занимающихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте); б) создание целевой установки (сообщение задач урока); в) обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода); г) общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой); д) обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).
Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:
а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;
б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела;
в) формирование специальных знаний;
г) развитие основных и специальных двигательных качеств;
д) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств. Содержание этой части урока определяется учебным материалом программы.
Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность.
Типичные задачи и содержание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и на осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.
Классификация уроков. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, наиболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловлено тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими характерными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составленные, например, и по признаку предметного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.
Одним из вариантов является классификация, основанная на нескольких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все многообразие уроков физического воспитания в определенной иерархии. Наиболее общая типология уроков в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания:
1. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обеспечения базы здоровья, общего физического образования, разностороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирующихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержание строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы природы и гигиенические факторы.
2. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овладению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.
3. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максимальных результатов в конкретном виде спорта.
4. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкультурно-реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процессов, связью с другими средствами лечения.
В границах каждой из охарактеризованных групп выделяются подгруппы уроков, различаемых по частным признакам.
Например, по признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений в рамках общего физического воспитания различают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а также комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более узким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражнений и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбола и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т. п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью классифицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки лечебной физической культуры – по роду заболеваний.
По признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Наиболее часто такие уроки применяются в процессе общего физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью могут проводиться в двух вариантах: первый - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:
– вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изучения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способностей класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;
– уроки изучения нового материала. Основная задача - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется путем показа и демонстраций в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;
– уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного в усложняющихся условиях (введение лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или специального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышается интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивидуальный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов решения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;
– контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качества учебной работы по теме или разделу программы. В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каждым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т. п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а после выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости:
– смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обусловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уроках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредственно перед решением очередной задачи; обучение новому материалу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать закреплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий по развитию силы и выносливости (Ашмарин Б.А., 1984; Матвеев Л.П., 2008; Курамшин Ю.Ф., 2010).
Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.
1.2. Требования к проведению урока
Подчиняясь общим положениям об уроке физического воспитания, школьный урок обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ и комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это требует соблюдения ряда требований к методике школьного урока.
1. Каждый урок должен решать комплекс заранее планируемых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач с учетом их места в тематическом планировании. Определяя задачи урока, следует учитывать лимит времени, отводимого изучению конкретной темы, этап обучения, уровни образовательной и физической подготовленности учащихся и их воспитанности, материально-техническое оснащение. Формулировки задач должны быть конкретны, лаконичны и с возможно большей определенностью отражать планируемые конечные результаты. Это не только обеспечит целенаправленность взаимодействий учителя и учащихся, но и позволит судить о повышении в знаниях, умениях и физических способностях школьников, полученных в результате данного урока. При выборе форм предъявления задач учитываются познавательные возможности занимающихся и их состояние, нередко – настроение и потребности. Например, в младших классах задачи излагаются, как правило, в форме констатации («Научиться быстрому бегу по прямой»), в средних – с введением специальной терминологии («Ознакомиться с техникой бегового шага в беге на короткие дистанции»), в старших – в форме, стимулирующей познавательную активность. На одном уроке целесообразно решать не более двух, трех задач, связанных с изучением нового материала или совершенствованием ранее усвоенного (Ашмарин Б.А., 1990).
2. Состав учебного материала должен соответствовать учебной программе и характеру поставленных задач, его объем – быть оптимальным (т.е. учитывать длительность урока, количество учеников и т.п.).
Внепрограммный материал может предлагаться лишь с целью индивидуализации обучения или в форме дополнительного, необязательного. При организационной целостности и логической завершенности каждый урок должен быть связан по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с предыдущими и последующими уроками, причем не только в пределах изучаемой темы, но и разделов учебной программы.
3. Используемые методы обучения и воспитания должны быть представлены в рациональных сочетаниях с учетом задач урока. Например, если теоретический материал принципиально новый или излагается младшим школьникам и задачей является формирование знаний на уровне представлений и прочного запоминания, то учебная информация предлагается в виде описания фактов, определения понятий, готовых выводов и обобщений, т. е. используются информационно-сообщающий и репродуктивный методы изложения. Если же задачей ставится развитие творческого мышления и самостоятельности, то в сочетании с, упомянутыми, используется и объяснительно-побуждающий метод.
4. В процессе урока необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие всех элементов его содержания с целью оказания разносторонних влияний на учеников. Например, содержание и дозировка физических упражнений должны обеспечивать не только образовательный эффект, но и воспитание физических и нравственных качеств, развитие эмоциональной сферы на фоне активизации интеллектуальной деятельности, расширения и углубления познавательного интереса. Взаимодействие форм организации учебной деятельности обеспечивается включением в коллективную работу элементов индивидуальной (например, выполнение общеразвивающих упражнений в индивидуальном темпе и дозировке при фронтальной организации).
5. Обеспечение занятости и функциональной готовности учеников к очередным усилиям на протяжении всего урока. Для этого в паузах между упражнениями ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий на основе анализа предыдущих, наблюдениям за действиями товарищей, привлекаются к оказанию взаимопомощи и страховки, к выполнению заданий, обеспечивающих активный отдых (например, подводящих упражнений к отталкиванию между попытками в прыжке в высоту). Такая организация деятельности учащихся, расширяя возможности педагогических воздействий, способствует рациональному расходованию времени урока и предупреждению нарушений дисциплины.
6. На каждом уроке должно обеспечиваться оперативное управление деятельностью учеников, включающее ее организацию, стимулирование и регулирование. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся. Управление деятельностью учащихся предусматривает организацию активного восприятия учебной информации: концентрацию внимания на наиболее существенном для понимания содержания учебного материала, поддержание познавательной активности и внимания. Дидактическими условиями реализации этого являются: качество словесного изложения и предъявления средств наглядности; использование контрольных вопросов в моменты ослабления внимания обучаемых; фронтальный опрос непосредственно после объяснений; применение полученных знаний на практике в действиях по образцу и в нестандартных условиях; регулирование интеллектуальной и физической нагрузок в соответствии с эффектом последействия от предыдущего задания и пр.
7. В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя создавать оптимальный эмоциональный фон. (Кстати, эта проблема пока остается наименее разработанной применительно к школьному уроку.) Эмоциональные нагрузки дозируются, прежде всего, варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонаций и степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровня проявления учебной активности, внимания и интереса, учащихся к занятиям.
8. Обеспечение необходимой помощи тем ученикам, которые не в состоянии самостоятельно решить возникающие по ходу урока познавательные или двигательные задачи. Содержание и способы помощи обусловлены видами деятельности занимающихся (интеллектуальной, двигательной, поведенческой), сложностью выполняемых заданий и задачами урока. В интеллектуальной деятельности помощь может быть выражена, например, в предварительном или попутном разъяснении способов учебных действий (как составить план решения двигательной задачи, как анализировать результаты выполнения упражнения и т. п.), причин и путей предупреждения или устранения двигательных ошибок, критериев оценки результатов работы и т. п. При выполнении практических упражнений она выражается чаще всего в сочетании со страховкой (например, поддержка за ноги при выполнении стойки на голове) или в облегчении внешних условий выполнения задания (например, кувырок вперед на наклонной плоскости). Помощь в поведенческих актах, в выборе способов взаимообщения осуществляется использованием наглядных примеров (например, как формы поведения влияют на эффективность учебной работы), а также созданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным взаимоотношениям (например, привлечение к взаимостраховке и взаимопомощи). Весьма важно определить меру и своевременность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся ложное представление о собственных возможностях, а недостаточная и несвоевременная помощь может привести к травмам и недооценке своих сил.
9. Обеспечение своевременного информирования учеников о результатах выполнения ими учебных заданий и соответствии поведения установленным правилам. В зависимости от содержания заданий информация может быть сопутствующей с целью предупреждения ошибок и оперативного управления действиями занимающихся (например, при овладении техникой упражнения, судействе игры) или отсроченной по времени в форме разбора действий после выполнения заданий. При подведении итогов урока целесообразно посредством наводящих вопросов стимулировать учащихся к анализу и оценке результатов проделанной работы, осознанию степени достигнутого в собственном физическом развитии и образовании.
10. Разработка системы домашних заданий с учетом задач урока, уровня подготовленности и условий их выполнения. Возможные варианты: чтение рекомендуемой литературы; закрепление усвоенных знаний через применение их на практике (например, составление комплекса упражнений самостоятельной разминки в соответствии с задачами предстоящего урока); выполнение подводящих упражнений – с целью совершенствования в технике разученного на уроке двигательного действия; выполнение комплекса упражнений для развития физических способностей; подготовка спортивного инвентаря и экипировки (например, для занятий на лыжах), индивидуальных карточек тестирования и т. п. Подобные задания предлагаются обычно всему классу или группам учащихся примерно одинаковой подготовленности. Отдельным ученикам могут быть предложены индивидуальные задания (например, с целью ликвидации диспропорций в физическом развитии или исправления дефектов осанки). В любом случае общая направленность домашних заданий должна быть нацелена на укрепление здоровья, улучшение физического развития и подготовленности, совершенствование навыков проведения самостоятельных занятий, повышение успеваемости учащихся по предмету. Следует учитывать также возможность выполнения заданий в домашних условиях и продумать систему контроля за их выполнением. Основной формой контроля является периодическая проверка выполнения заданий с помощью разработанной учителем системы тестов с обязательной фиксацией результатов в индивидуальных карточках или специальных протоколах, отражающих динамику показателей (Ашмарин Б.А., 1984; Матвеев Л.П., 2008; Курамшин Ю.Ф., 2010).
1.3. Организационное обеспечение урока
К организационным мероприятиям относятся: создание санитарно-гигиенических условий; материально-техническое обеспечение урока; размещение и перемещение учеников в зале (на площадке); организационно-методические формы учебной деятельности; организация работы помощников учителя и временно освобожденных, но присутствующих на уроке учеников (Белинович В.В., 1998).
Создание санитарно-гигиенических условий предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями и предупреждающих травматизм (проветривание и влажная уборка раздевалок и зала, подготовка ицвентаря, оборудования, беговых дорожек, прыжковых ям, игровых площадок и т. п.).
Целесообразно также заранее назначить ответственных (дежурные, старшие в подгруппах, временно освобожденные от занятий и др.). Для поддержания соответствующих условий целесообразно назначать дежурных из числа временно освобожденных и занимающихся.
Создание материально-технических условий предполагает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.
Размещения учеников должны обеспечивать условия для оперативного управления их действиями, для полноценного восприятия ими информации учителя, качественного выполнения учебных заданий, взаимоанализа и оценки действий товарищей, взаимопомощи и страховки и т.п. Варьирование способов построения, перестроений и перемещений, повышая эмоциональный фон и активизируя учащихся, способствует развитию ориентировки во времени и пространстве, формированию навыков групповых действий, сознательной дисциплины и организованности.
Организационно-методические формы учебной деятельности выбираются в соответствии с задачами урока. Все организационно-методические формы по признаку включенности в учебную работу объединяются в две группы (Белинович В.В., 1998).
Первую группу составляют те формы, при которых одновременно работают все ученики. В зависимости от того, какие они задания выполняют, различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации.
Фронтальная организация учебной деятельности характеризуется одновременным выполнением всеми учащимися одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения (в колоннах, в круг, несколькими шеренгами, врассыпную и т.д.). Чаще всего она используется при необходимости управления однородной деятельностью учеников, например при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи, общеразвивающих упражнений (положения низкого старта, группировки для кувырка, ведение мяча и т.п.).
Групповая организация учебной деятельности предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах различных заданий.
Разделение учеников на группы и определение содержания учебных заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности, а иногда и росто-весовых показателей (например, на уроках баскетбола или борьбы). Переход к данной форме организации возможен лишь при достаточном уровне дисциплинированности класса и предварительной подготовке помощников учителя – групповодов. Она используется преимущественно в средних и старших классах. Индивидуальная организация учебной деятельности предусматривает одновременное выполнение занимающимися независимо друг от друга персонального задания, определяемого учителем с учетом уровня подготовленности, двигательных возможностей, анатомо-физиологических и психологических особенностей каждого ученика. Эта форма представляет собой реализацию дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся и может использоваться в разных целях: для выравнивания подготовленности учащихся класса; для ликвидации диспропорций в физическом развитии конкретных учеников; для расширения возможностей физического совершенствования сильных учеников и стимулирования учебно-познавательной активности отстающих; для содействия формированию навыков самостоятельной работы и развития творческой инициативы. Применение данной формы характерно для занятий со старшими школьниками, уже овладевшими навыками самоорганизации и контроля за правильностью движений, умениями регулировать нагрузку и выбирать рациональные варианты решения двигательных задач.
Вторую группу форм организации учебной деятельности составляют те из них, при которых ученики выполняют упражнение поочередно (одни выполняют упражнение, другие наблюдают, анализируют, помогают, страхуют). В зависимости от того, как осуществляется очередность, различают «круговую» форму организации, посменную и попеременную в парах.
«Круговая» форма организации предусматривает поочередную работу учеников в небольших группах, каждая из которых последовательно выполняет серию заданий на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала. Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы для развития разнообразных физических способностей. Реже эта форма применяется при обучении физическим упражнениям, поскольку при этой форме усложняются контроль и управление действиями учеников, своевременная помощь и страховка. Дозировка определяется индивидуально для каждого занимающегося исходя из его максимальных возможностей (например, выполнить в три четверти усилий от возможного максимума ученика). Кроме того, нагрузка может регулироваться варьированием количества мест выполнения упражнений (чем их больше, тем меньше количество учеников в каждой группе, а следовательно, и меньшая длительность пауз между повторениями упражнений). К подобной организации учебной деятельности учащиеся подводятся постепенно, начиная с V-VI классов. От класса к классу интенсивность выполнения заданий повышается (Чедов К.В., 2005).
Посменная форма организации учебной деятельности предусматривает поочередное выполнение одинакового упражнения несколькими группами учеников (например, одна группа юношей выполняет упражнение на гимнастической стенке, а другая наблюдает, оценивает). Количество повторений упражнения каждой группой зависит от пропускной способности места занятия и отведенного времени.
Попеременное выполнение упражнения в парах предусматривает разбивку всех учеников на пары, в которых поочередно одним учеником выполняется упражнение, а другим осуществляется страховка, помощь, оценивание и корректировка действия. Затем учащиеся меняются ролями.
В некоторых случаях формы организации учебной деятельности могут совмещаться. Например, при групповой форме внутри той или иной группы выполнение физического упражнения может быть или фронтальным, или посменным, или поточным, или в парах.
Организация работы помощников учителя – физкультурных организаторов, дежурных, групповодов, судей, капитанов команд, исполнителей разовых поручений - повышает уровень организационного обеспечения урока и имеет большое образовательно-воспитательное значение. Эффективность работы помощников зависит от полноты знаний ими соответствующих функций и основных способов их реализации. Поэтому перед уроком учитель должен подробно проинструктировать помощников, акцентируя внимание на наиболее важных моментах организации предстоящего занятия, ознакомить с конкретными правами и обязанностями; в ходе урока – постоянно контролировать действия помощников, оперативно оказывая им необходимую консультативную и практическую помощь; по окончании урока – проводить разбор и аргументировано оценивать проделанную работу.
Организация деятельности временно освобожденных от практических занятий диктуется необходимостью предупредить их отставание в знании учебного материала, свести к минимуму возможные помехи в проведении урока, расширить возможности оказания помощи учителю.
1.4. Особенности построения и методика проведения уроков физической культуры в средних классах
Подготовка к урокам начинается с планирования учебного процесса. Как и в предыдущих классах, планирование ведется в двух основных документах - годовом плане-графике распределения материала программы и планах уроков, а так же в четвертном и поурочном планах. Особенность составления плана-графика в V-IX классах заключается в том, что в них предусматривается рациональное сочетание различного материала для мальчиков и девочек на одном уроке и, прежде всего, художественной гимнастики и борьбы. Существует несколько вариантов решения этого вопроса. В одном, при прохождении девочками раздела художественной гимнастики, мальчики совершенствуют навыки и умения по гимнастике, а при прохождении мальчиками борьбы девочки выполняют несложные элементы акробатики и снарядовой гимнастики. В другом материал по художественной гимнастике и борьбе планируется отдельными элементами на все уроки по гимнастике, что можно сделать лишь при наличии условий и подготовленного актива. Материал по художественной гимнастике и классической борьбе иногда проходят одновременно.
Основной материал по гимнастике достаточно повторить после прохождения лыжной подготовки. Упражнения по легкой атлетике после первой четверти повторить в четвертой.
При составлении планов отдельных уроков в V-IX классах, учитывая сложность учебного материала, предусматривают не более 2-3 задач по обучению и совершенствованию двигательных умений и навыков. Помимо задач обучения, в плане урока отражаются и задачи по воспитанию учащихся, которые планируются с учетом прохождения того или иного материала программы.
В плане уроков намечаются и задачи по развитию двигательных качеств. На уроках легкой атлетики делают акцент на задачи по развитию общей и скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств. На уроках гимнастики – развитие силы, статической выносливости, подвижности в суставах и т. д.
На уроке могут быть специально поставлены задачи, связанные с овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, например, совершенствование, умения оценивать собственное выполнение движений. Для решения намеченных задач недостаточно ограничиваться только программным материалом. Во время обучения двигательным умениям и навыкам содержание урока дополняется за счет подводящих и подготовительных упражнений. Для развития двигательных качеств в соответствии с особенностями данного класса подбираются подготовительные упражнения и т. д.
Весь материал урока должен соответствовать имеющимся современным методическим рекомендациям, а также отвечать требованиям доступности. Средства, дозировка, приемы подбираются в соответствии с реальными возможностями подростков данного класса. Вместе с тем, чтобы содержание урока содействовало развитию учащихся, оно должно быть достаточно трудным, т.е. содержание урока, темп обучения должны требовать от подростков определенного напряжения сил.
Проведение уроков в V-IX классах предъявляются более высокие требования к четкому выполнению команд и строевых приемов. Во вводной части урока в связи с особенностями организма подростков несколько увеличивается число упражнений для подготовки учащихся к овладению двигательными действиями. Следует учитывать, что повышенная возбудимость подростков, особенно после подвижных и спортивных игр, вынуждает увеличивать время заключительной части.
Во время организации учебной деятельности следует помнить, что задачи, связанные с обучением и развитием двигательных качеств, не всегда
вызывают интерес подростков, поэтому при объяснении задач урока важно связать их с интересами и стремлениями учащихся данного класса.
Для подростков очень важны убедительная аргументация всех требований и заданий.
Важным моментом в организации учебной деятельности являются своевременный контроль и оценка выполнения результатов деятельности учащихся. Контроль осуществляется путем непосредственного наблюдения со стороны педагога, товарищей по отделению, освобожденных от выполнения упражнений учащихся. Его можно осуществлять также при помощи простейших предметных ориентиров (коснуться планки, не заступить за линию и пр.) и приборов – метронома, секундомера, динамометра и т.д.
В V-IX классах ведущее значение приобретают так называемые творческие методы обучения, активизирующие деятельность учащихся. В этом случае учащимся не дают готовых знаний, способов и приемов, а в совместной деятельности с педагогом открывают их для себя. В числе таких методов может быть эвристическая беседа, когда учитель путем вопросов подводит учащихся к пониманию тех или иных закономерностей движений, их влияния на организм и т.д.
Частично-поисковый метод, когда перед учащимся ставится задача, например, найти оптимальный угол вылета снарядов. В этом случае ученики путем выполнения метаний под различными углами и измерения расстояния полета снаряда устанавливают взаимосвязь между углом вылета и дальностью полета, находят решение поставленной задачи. Активность учащихся надо направлять не только на восприятие и запоминание учебного материала.
Они должны уметь наметить план своих действий в соответствии с заданием, полученным от учителя. Задания по контролю, оценке и исправлению замеченных ошибок должны постепенно усложняться.
Вместе с тем на уроках в V-IX классах важное значение имеют репродуктивные методы. На этапе совершенствования движений, во время выполнения упражнений для развития двигательных качеств простое воспроизведение позволяет повысить интенсивность, урока, добиться высоких результатов в улучшении прочности навыков.
Использование на уроках всего многообразия методического арсенала - обязательное требование к современному уроку физической культуры.
Выполнение задач урока предполагает определенную организацию учащихся. На уроках в V-IX классах используются все способы организации. Фронтальный способ чаще применяется во время разучивания несложных упражнений, когда не требуется индивидуализации обучения. Следует учитывать, что этот способ позволяет более полноценно управлять восприятием и вниманием учащихся всего класса.
Используются также и индивидуальные задания. Их применяют для исправления каких-либо ошибок при разучивании движений, для повышения уровня развития отстающих двигательных качеств и во время выполнения некоторых заданий учащимися подготовительной группы. На занятиях с учениками, имеющими высокую подготовленность по тем или иным видам спорта (спортсмена ДЮСШ, спортивных обществ и т. д.), возможен вариант, когда учащиеся сами выбирают средства для решения поставленной задачи, но на уроках в V-IX классах необходимо чаще использовать групповой способ, когда ученики коллективно обсуждают средства, выбирают те или иные решения поставленных задач. Например, педагог может дать задания группе учащихся подобрать упражнения для развития силы мышц сгибателей рук. Ученики самостоятельно выбирают, опробывают и предлагают те или иные виды упражнений.
Групповой способ организации дает возможность полнее использовать коллективную деятельность учащихся, особенности отдельных групп занимающихся. Важное условие полноценного занятия групп - правильное их комплектование. В одних случаях группу комплектуют из учеников примерно одинаковой двигательной подготовленности. Это позволяет более точно дозировать нагрузку. Чаще этот способ применяется во время выполнения упражнений на развитие двигательных качеств. Для воспитания положительного отношения к урокам физкультуры полезно комплектовать группы подростков с учетом взаимных симпатий. Эти группы обычно занимаются более активно.
Опыт показывает, что работа в группе идет в том случае, если ее состав насчитывает 6-8 учащихся.
Оценка успеваемости. Оценка успеваемости складывается из нескольких компонентов: оценка техники движений; знания теоретических сведений; результат выполнения нормативных требований.
При оценке успеваемости по легкой атлетике, конькам, лыжной подготовке, кроссам, марш-броскам, плаванию и отдельным видам гимнастики, кроме техники движений, учитывается и результат. По другим разделам учебной программы учитываются техника выполнения и знания учащихся. Знание теоретических сведений особенно принимается во внимание при выведении итоговой оценки.
В ходе уроков педагог оценивает усвоение учащимися учебного материала при помощи текущей оценки. Текущая оценка должна иметь большое стимулирующее значение. При ее выставлении учитывается закономерность становления навыка. Не следует выставлять оценки слабым учащимся.
Оценка может быть выражена в виде оценочного суждения - «хорошо усвоил»; «делаешь ошибки» и т.д.
Для оценки успеваемости применяются педагогические наблюдения за учащимися в процессе выполнения ими заданий. Такой способ не снижает плотности урока. В другом случае может использоваться вызов одного или нескольких учащихся, остальные продолжают выполнять задание педагога. Подростки V-IX классов могут достаточно точно оценивать свое выполнение заданий и действия товарища. Прежде чем объявить оценку, педагог предлагает ученикам самим оценить свои действия или действия товарища, а затем выставляет свою оценку и комментирует ее. В течение учебной четверти каждый учащийся должен получить не менее 2-3 текущих оценок и итоговую за освоение темы. Невыполнение учебного норматива по независящим от учащихся причинам – отставание в физическом развитии, длительные пропуски уроков по уважительной причине – не является основанием для снижения итоговой оценки. Оценка успеваемости учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях за исключением приема нормативов по тем движениям, которые им противопоказаны (Кузнецова З.И.).
Итоговая оценка выставляется по окончании прохождения темы. Оценивая технику движений, педагог ставит отметку «пять», если двигательная задача решена при выполнении отмечены лишь одна-две мелкие ошибки; двигательная задача решена, но допущены несколько мелких ошибок – «четыре»; «три» – двигательная задача решена, допущена одна грубая ошибка; «два» – двигательная задача не решена.
Мелкой ошибкой считается искажение второстепенных элементов, не влияющих на результат действия. Грубыми – пропуски основных элементов, нарушение согласованности движений.
Нарушение дисциплины, отсутствие формы не являются основанием для выставления неудовлетворительной оценки за усвоение программы.
Домашние задания. Домашние задания должны содействовать закреплению пройденного на уроке материала, воспитывать привычку систематически самостоятельно заниматься физическими упражнениями, активизировать двигательный режим школьника. При выборе домашнего задания следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, показатели в развитии двигательных качеств, состояние здоровья, владение техникой, интересы.
Выполнение домашних заданий не должно требовать сложных снарядов или приспособлений. Домашние задания можно давать учащимся и проверять их в любой части урока.
В домашние задания могут быть включены упражнения на развитие двигательных качеств, выполнение элементов техники движений и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников.
В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста.
Подготовка к урокам начинается с планирования учебного процесса. Особенность составления плана-графика в V-IX классах заключается в том, что в них предусматривается рациональное сочетание различного материала для мальчиков и девочек на одном уроке.
Помимо задач обучения, в плане урока отражаются и задачи по воспитанию учащихся, которые планируются с учетом прохождения того или иного материала программы. Весь материал урока должен соответствовать имеющимся современным методическим рекомендациям, а также отвечать требованиям доступности.
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся, к усвоению учебного материала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М., 1993. – 290 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М., 1984. – 280 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. -1995.-№4.-С. 2-7.
4. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физич. культуры. 1999. - №4 – С. 21-26, 39-40.
5. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. – М., 1998. – 340 с.
6. Виленская Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе Текст. / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 1. – С. 2-6.
7. Матвеев А. П., Образовательная учебная программа по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физическая культура в школе. 1997. - № 1. – С.36-37.
8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 – Физ. культура и специальности 032101 – Физ. культура и спорт / Л. П. Матвеев. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – М. : ФиС: Спорт Академ Прес, 2008. – 543 с.
9. Сергеев В. Урок физического воспитания // Физическая культура в школе. – 1998,-№ 1. – С. 16-20
10. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
11. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов ; под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение, 1990. – 278 с.
12. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник ; под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. – М. : Советский спорт, 2010. – 464 с.
13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. – М. : Академия, 2004. – 480 с.
14. Чедов К. В. Школа с новыми уроками физической культуры / К. В. Чедов, К. Б. Старикова, А. Ф. Шаравева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2005. № 5. – С. 62-63.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215
Формы занятий
Уроки
Внеурочные формы
Предметные
Внешкольные занятия
Внеклассные занятия
В режиме учебного дня
Комплексные
ДЮСШ, лагеря, клубы, парки культуры и отдыха, по месту жительства
Секции, походы, соревнования, дни здоровья
Спортивный час в группах продлённого дня
Организованные перемены
Физкультминутки и паузы
Гимнастика до занятия
Учебные
Комбинированные
Контрольные
Тренировочные
15