Урок на тему Жанры устного народного творчества (2 класс)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Урок внеклассного литературного чтения
2 «А» класс
Тема: Жанры устного народного творчества
Учитель начальных классов
Пупченко И.Е.
2014 – 2015 г.
Тема: Жанры устного народного творчества
Цель: 1. Познакомить с разными жанрами устного народного творчества с помощью помощников устной речи (интонация, голос, жест, мимика, взгляд)
2. Показать, как жизнь человека отражается в произведениях УНТ.
3. Развивать речь, память, внимание, творческую фантазию, стимуляцию театрально – пластического творчества, обогащать словарный запас.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание темы, объяснять смысл пословиц, читать с выражением опираясь на ритм произведения, соотносить пословицы с содержанием рассказа и жизненным опытом, придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей; составлять и анализировать загадки; рассказывать сказку по ролям; контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Оборудование: мультимедио, иллюстрации героев сказок, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, трещетка, костюмы героев сказки, русские костюмы.
Ход урока.
Организационный момент.
– Сегодня, ребята у нас гости. Давайте, поприветствуем всех по русскому обычаю. Повернёмся и поклонимся им в пояс. А, теперь, улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши  улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом,  что-то новое и интересное.
Открытие новых знаний.
Прогнозирование темы.
- Урок внеклассного чтения.
- О мы будем делать сегодня на уроке? (Общаться)
- Посмотрите, что это? (Выставка книг)
- Прочитайте, какие произведения представлены на выставке?
- Какая общая тема объединяет этипроизведения?
- Значит, о чем мы сегодня буднем говорить? (Это произведения УНТ). Слайд 1.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в страну устного народного творчества. Эта страна очень большая, но мы побываем только в некоторых ее городах и поработаем над жанрами УНТ, проследим, как жизнь человека отражается в этих произведениях?
2. Проблемный вопрос.
- Я ставлю перед вами проблему. Сегодня вы сами должны открыть новые знания и сделать соответствующие выводы?
-На партах у каждого из вас даны карточки с цифрами. Это не случайно, потому что в конце урока вы должны сами оценить свои достижения.
3. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
- Ребята, а как вы понимаете, устное народное творчество? (Устно – из уст в уста, народное – автор народ, творчество – от слова «творить», т.е. создавать, создано в результате труда) Слайд 2.а) Рассказ учителя:
Произведения УНТ родились и сначала жили в устной форме, т. е. их рассказывали, слушали, запоминали и передавали другим устно, иногда что – то изменяя, добавляя или же что – то сокращая.
С появлением письменности многие произведения УНТ были записаны и напечатаны в сборниках, книгах, учебниках.
- А на чем мы с вами отправимся в путешествие?
- Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Летит птица небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)
- Итак в путь. Посмотрите город, где мы сделаем остановку. г. Пословиц.
2. Путешествие по станциям.
Остановка. Город Пословиц.
- Что такое пословица?(Слайд 3)
Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских костюмах.Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!Хозяин: Веселья вам да радости!Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте — не в обиде.
Учитель: Что это? (пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу? ( Пусть мало места будет, тесно, но зато всем весело, радостно и не обидно)
а) Игра «Дополни пословицу» (Слайд 4) « Делу – время, - потехе час»
«Один в поле не воин»
«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
« Не спеши языком, торопись делом»
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Один за всех и все за одного»
б) Работа с пословицами. Проверка домашнего задания
- Вам было задано домашнее задание тетрализовать т.е. разыграть любую пословицу.
1. Басня А.И. Крылова «Зеркало и обезьяна» (инсценировка)
- Какую народную пословицу можно отнести к этой басне.
(Других не суди на себя погляди)
Понтамимо. (ножницы, ткань, кукла – «Семь раз примерь, один раз отрежь» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»)
Рассказ. «Один ум хорошо – два лучше»
Итог:
Пословицы и поговорки охватывают самые разные стороны жизни человека, природы и общества. Здесь нет лишних слов. Язык всегда точен и выразителен. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя употребить в своей речи, чтобы точно выразить свою мысль – большое дело. Всему этому надо учиться. Мы прощаемся с г. Пословиц. А наше путешествие продолжается.
Остановка. Город Небылица.
- Что такое небылица? (Это то, чего не было на самом деле, вымысел).
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
Послушайте шутливые диалоги. Правильную ли интонацию выбрали ребята?
Вы, послушайте, ребята, небылицу расскажу.1. Кафтан прожег.
— Федул, что губы надул?— Кафтан прожёг.— Можно зашить.— Да иглы нет.— А велика ли дыра?— Один ворот остался.(1 – вопросительная, 2 – спокойная)
2. Медведя поймал.
— Фома, что из леса не идёшь?— Да медведя поймал!— Так веди сюда!— Да он не идёт!— Так сам иди!— Да он меня не пускает!( 1 –строгая интонация, 2 – гордо, с тревогой)
3. Мать и сын.
— Сынок, сходи за водицей на речку!— Брюхо болит!— Сынок, иди кашу есть!— Что ж, раз мать велит — надо идти
(1 – ласковая, спокойная, 2 – ирония, с усмешкой)
— Фома, у тебя в избе тепло?— Тепло. На печи в шубе согреться можно!4. Волк и лиса.
-Серый волк в густом лесу встретил рыжую лесу.
– Лисавета, здравствуй!
- Как дела зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке!
- Что купил?
- Свининки!
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли, милый куманек?
- Ели ноги уволок!
(1 – спокойно, сердито,2 – хитро, лукаво)
- Послушайте этот диалог. Читает учитель «Жил – был Забыл» Луговой.
- Жил был Забыл.
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл.
- Что ел?
- Забыл.
- Что пил?
- Забыл.
- Сколько действующих лиц? (2 ) - Какое слово постоянно повторяется? (Забыл)
- Как вы думаете, как надо прочитать 1 строчку и все вопросы? (строгая интонация)
- А как нужно прочитать слово Забыл? ( плаксливая интонация в конце диалога «забывчивая», громко герой плачет)
- Давайте с вами поиграем в диалог –
- Я читаю, вы отвечаете хором.
- Один читает, другой отвечает, строгая и плаксливая интонация сохраняется.
- Чтение хором по рядам (Жесты пожимание плечами)
- Выбираем «забывчивого» героя, вопросы задаем попеременно.
Мы прощаемся с г. Небылиц. Наш самолет отправляется.
Игра «Волшебный мяч»
Восклицательная интонация. Весело, громко с выражением радости на лице (Здравствуйте!). (Рады встрече)
Вопросительная интонация с выражением удивления на лице (До свидания…). Н/р ваша беседа прерывается и с вами прощаются, а вы очень удивлены.
Интонация недовольства (Привет)
Произнесите со страхом, испугом (Неужели…)
Убедительная интонация (Я говорю от всей души, искренне)
Вам преподнесли на день рождения красивый подарок, вы просто этого не ожидали, выразите удовольствие(Большое спасибо…)
Вы у моря, вас окружают красивые окрестности, вы очень рады, что попали в эти места, так выразите свою радость (Я так рада…)
Ласково. Погладьте маленького, совсем беспомощного щеночка. (Какой маленький, пушистенький…)
Следующая остановка г. Загадкино.
Остановка. Город Загадкино.
- Что такое загадка? (выражение или изображение, нуждающееся в разгадке)
- Существуют разнообразные формы загадок, мы попробуем отгадать некоторые из них.
Читает ученица:
Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась и случилась так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте!
а) Составьте загадку.
Белый растаял камушек
Следы оставил на доске
Н/р: Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел)
б) Загадки – трафаретки.
Смысл этих загадок в том, что в словах – отгадках надо написать недостающие буквы.

- Слог ос уже дан в отгадке.
- На этой осе в октябре позолота. (ОСИНА)
о с а
- Это на солнце худеет и тает (СОСУЛЬКА)
о с а
- Слог рак уже дан.
- Этот рак из сатина сшит (РУБАШКА)
ра к - Этот рак на луну летит (РАКЕТА)
ра к в) Соотнесите отгадку к загадке.
Остановка г. Сказкино.
- Что такое сказка? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше сказки передавались из уст в уста.) - Все вы любите сказки. Сказки люди сочиняли с давних времен. Тогда люди многого не знали, не умели объяснить явления природы, часто встречались в своей жизни со злом, несправедливостью. Но человек всегда верил в лучшее. Свои мечты о лучшей жизни люди воплотили в сказках.
- Какие бывают сказки по содержанию? (Волшебные, бытовые, о животных).
- А что всегда присутствует в сказке? (В сказке есть зачин, присказка, концовка.) Слайд.
- Дорогие гости не хотите ли сказочку послушать?
Жили-были дед да баба,Была у них курочка-ряба.Снесла курочка яичко.Не простое — золотое.Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!Дед: Волки что ли у дверей?Ты чего шумишь, старуха?Баба: Да смотри, что я нашла:Наша курочка-пеструхаПод кустом яйцо снесла.Дед: Ну, снесла, какое дело!Что ты, баба, обалдела?Баба: Да яйцо-то не простое,А, гляди-ка, золотое.Дед: Золотое, в самом деле?Мы с тобой разбогатели.Баба: Погляди, горит как жар.Дед: Не случился бы пожар!Баба: Ох, горит, слепит глаза!Дед: Чудеса!Баба: Чудеса!Дед: Ты в сундук запри его.(Раздаётся стук в дверь.)Баба: Нету дома никого!Ишь, соседей, как назло,Ненароком принесло.Дед: Ты пойди запри засов,Да спустить бы надо псов.Баба: (возвратившись).В среду в город я поеду,Там базар бывает в среду.Богатеев много там!Им яичко и продам.Как дадут мне денег груду,Накидают мне рублей,На салоп себе добуду.Я сибирских соболейВот обновок накуплю я,Разных юбок сорок штук.Шаль в цветочках голубую,До краёв набью сундук.Дед: Что ты мелешь небылицы!Ишь, сыскалась молодицаНаряжаться в разный хламНет уж, если мы богаты,Я вам построю вместо хатыТрёхэтажные палаты.И беседки по угламБаба: Наказанье с глупым мужемЧто ты старый, не блажиМы тут живём других не хужеИ ни к чему нам этажи!А за эти вот беседкиОбсмеют тебя соседки.Дед: И пусть смеются, мне не жалко!Баба: Да уймись ты, не кричи,Вон упала на пол скалка,Чугуны гремят в печи.Ох не мил мне белый светДед: Я тут хозяин или нет!?Баба: Ох, яичко покатилось,Покатилось и разбилось.И скорлупки не осталосьВсё ж куда то подевалось!Дед: Ну чего мы затужили?И от чудес одна бедаБудем жить, как жили преждеИ работать, как всегда.Баба: И шубёнку справить можно,И подправить можно дом.Дед: Только то, видать, надёжно,Что даётся нам трудом.Отворяй старуха дверьЧто же нам прятаться теперь! - А это какая сказка, что здесь волшебного?
- Чему учит эта сказка?
Итог: В каждой сказке есть много выдумки, неправды, но за всем этим кроются жизненные наблюдения неизвестных авторов из народа. Не случайно во многих сказках встречаются такие концовки «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»Остановка. Город Частушкино.
-Что такое частушка? (Частушка - частая скорая песня, бойкая плясовая.)
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
Исполнение частушек (ансамбль)
Мы веселые ребята,
Вам сыграем и споем.
Коль понравятся куплеты,
Мы еще их пропоем.
1-я девочка
Очень любим именины,
Любим веселиться.
После праздника такого
Хочется учиться!
2-я девочкаНе хотела я плясать.Стояла и стеснялася,А гармошка заигралаЯ не удержалася.3-я девочкаА у нас во двореКвакали лягушки,А я с печки босиком,Думала — подружки.4-я девочкаЕсли б не было воды,Не было б и кружки,Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
5 –я девочка
Я умею блины стряпать,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости,
Всех блинами угощу!
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
- Сочините частушку.
На уроке мы сидим
Думаем и пишем.
Сами смотрим на часы, А звонка не слышим.
Итог: Наше путешествие подошло к концу
- Скажите, какие произведения УНТ вы знаете?
Обобщение. Тест.4. Рефлексия.
-Как вы сегодня работали на уроке ? Оцените себя?
- За что бы вы похвалили себя?
- Что вам особенно удалось?
- Что у вас получилось?
5. Домашнее задание. Выбрать один жанр УНТ (выучить, подготовить пересказ, по ролям, составить рассказ, нарисовать)
Самоанализ урока.
Тема: Жанры устного народного творчества.
(Работа по развитию речи).
Цель: 1. Познакомить с разными жанрами устного народного творчества с помощью помощников устной речи (интонация, голос, жест, мимика, взгляд)
2. Показать, как жизнь человека отражается в произведениях УНТ.
3. Развивать речь, память, внимание, творческую фантазию, стимуляцию театрально – пластического творчества, обогащать словарный запас.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Оборудование: наглядный материал (иллюстрации героев сказок, карточки с цифрами – 5,4.3, тесты – заготовки), мультимедио, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, трещетка, костюмы героев сказки и русские костюмы, мяч, зеркало.
Урок по типу –усвоение новых знаний.
Форма проведения: путешествие в страну «Устного народного творчества»
Форма проведения соответствует возрастным особенностям учащихся, их основному виду деятельности.
Урок направлен на развитие следующих универсальных действий (УУД)
Личностные УУД – готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Эти действия выражаются на данном уроке формулой «Я и познание», что позволяет ребенку выступить в роли («ученика», «собеседника»). Дети учатся:
соотносить поступки с моральными нормами; сравнивать и оценивать свои и чужие поступки (работа с пословицами «Других не суди, на себя погляди» (нельзя осуждать людей), «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (надо любить труд), «Один ум хорошо – два – лучше», работа со сказкой, «нельзя жадничать, все должно быть в меру») и др. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих (работа с небылицами, игра «Волшебный мяч»);
Регулятивные УУД - анализировать и контролировать собственную работу и адекватно оценивать свои достижения. ( Если я внимательно слушаю, активно работаю на уроке, отвечаю на поставленные вопросы, то я смогу добиться поставленной цели.)
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и прогнозирование содержание темы; (выставка книг)
постановка и формулирование проблемы; (Какие жанры относятся к УНТ и сделайте соответствующие выводы?)
открытие знаний самостоятельно, учащиеся сами добывают знания в ходе работы (получают первичную информацию о жанрах, фольклоре, знакомство с понятиями, терминами: что такое пословица, небылица, сказка, загадка, частушка?) работа по развитию речи, осмысленное чтение (работа с тестом), выразительное чтение опираясь на ритм произведения (работа с диалогом – небылицей); контроль своего чтения (инсценирование басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», составление рассказа, работа с шутливыми диалогами - небылицами, чтение сказки по ролям, исполнение частушек), прослеживается работа над артикуляцией речевого аппарата, дикцией (тон, темп, тембр голоса, мимика, жест и др.)
объяснение смысла пословиц, составление рассказа к пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей и жизненным опытом;
использование информации при составлении загадки (составление и анализ загадки);
свободная ориентация и восприятие текстов на слух.
Коммуникативные проявлять активность, умение общаться, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи при выполнении заданий.
Организационный момент.
Организации психологического настроя, дисциплины учащихся способствовали организованное начало урока, выделение каждого этапа урока и подведение итога урока. Работа планировалась так, чтобы переключать и распределять внимание учеников на разных этапах.
Открытие новых знаний.
Прогнозирование темы урока. На этом этапе урока была подготовлена выставка книг по устному народному творчеству, по иллюстрациям учащиеся сформулировали тему урока.
Новая тема начинается с проблемного вопроса, на который они должны дать ответ в конце урока.
Цель: Определить какие жанры относятся к УНТ и сделать соответствующие выводы? (Учащиеся формулируют и определяют сами границы знания и незнания по ходу урока. Если я внимательно слушаю, активно работаю на уроке, отвечаю на поставленные вопросы, то я смогу добиться поставленной цели.)Основная часть урока прошла в виде путешествия по городам УНТ. В каждом городе учащиеся познакомились с терминологией жанров и продолжили работу над отдельными видами УНТ (Пословица, небылица, загадки, сказки, частушки). Применялись разнообразные формы работы по развитию речи: тетрализация, понтамимо, составление рассказа к пословицам; выразительное чтение шутливых диалогов – небылиц, отгадывание загадок, инсценирование сказки, исполнение частушек на музыкальных инструментах, здесь помощниками устной речи выступают (голос, мимика, жест, интонация, и т.д.),. На уроке присутствовали игровые моменты. Так как ставилась цель работа по развитию речи, то я старалась следить за речью учащихся, не мешать детям мыслить, учиться думать, размышлять, высказывать свое мнение. На протяжении всего урока прослеживалась работа над артикуляцией речевого аппарата, над дикцией. Хотя эту цель на одном уроке реализовать невозможно, поэтому работа будет систематически продолжаться.
3. Итог урока. Рефлексия.
- В конце урока были подведены итоги.
Учащиеся адекватно оценили свою работу на уроке.
4. Домашнее задание.
Учащиеся выбирают задание из предложенных вариантов с учётом индивидуальных возможностей.
- Выбрать и подготовить один из видов УНТ в свободной форме (пересказ, чтение по ролям, наизусть, творческая работа – рисунок, тетрализованное представление и др.)
Я, считаю, урок поставленных целей достиг. Урок интересный, содержательный. В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь поставленных целей. После каждого этапа урока делался вывод. На уроке реализовались принципы научности, доступности, наглядности. Для организации познавательной деятельности были использованы разные методы обучения: репродуктивные (беседа, рассказ, объяснение), проблемный, творческий, частично – поисковый, метод сравнения и анализа норм поведения человека. На уроке прослеживалась фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная работа, а также взаимообратная связь. Было рационально использовано время, проведена физминутка. Дети активно работали на уроке, давали полные ответы. Поддерживалась хорошая психологическая атмосфера в общении учителя с учащимися.
Самоанализ урока.
Тема: Жанры устного народного творчества.
Форма проведения: Игра - путешествие в стран «Устного народного творчества». Тип урока – обобщение, закрепление полученных знаний.
Личностные - ценностная смысловая ориентация детей; личностные позиции, мотивы, социальные чувства, качества.
Регулятивные-организация учебной деятельности;
Коммуникативные -социальная компетентность младшего школьника;
Познавательные -общеучебные, логические, постановка и решение задач
Цели:
Личностные универсальные учебные действия – готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Эти действия выражаются на данном уроке формулой «Я и познание», что позволяет ребенку выступить в роли («ученика», «собеседника»). Дети учатся:
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки (работа с пословицами, со сказкой, «нельзя осуждать людей, «надо любить труд», «нельзя жадничать» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих (работа с небылицами, игра «Волшебный мяч»);
Регулятивные универсальные учебные действия - анализировать и контролировать собственную работу и адекватно оценивать свои достижения.
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и прогнозирование содержание темы; (выставка книг)
постановка и формулирование проблемы; (Какие жанры относятся к УНТ?)
осмысленное чтение, чтеие с выражением опираясь на ритм произведения; контроль своего чтения (работа с небылицами, чтение сказки по ролям, исполнение частушек)
объяснение смысла пословиц, соотносить содержание рассказа с пословицей и жизненным опытом, придумывать рассказ к пословице;
извлечение необходимой информации из данного текста (составление и анализ загадки);
- свободная ориентация и восприятие текстов.

Коммуникативные умение общаться, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с выполняемыми заданиями.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и
сообщает учащимся, чему
должны научиться Формулируют сами
учащиеся, определив
границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся,
какую работу они должны
выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися
способов достижения
намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
практических задач (чаще применяется фронтальный
метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют
учебные действия по
намеченному плану
(применяется групповой,
индивидуальный методы)
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует
(чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать
задание из
предложенных учителем с
учётом индивидуальных возможностей

Личностные - личностные позиции, мотивы, социальные чувства, качества
Метапредметные - универсальные учебные действия
Предметные - освоение содержания
учебного
предмета
Универсальные учебные действия:
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Объяснять
причину
допущенной ошибки.
ТРЕБОВАНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Метапредметные Предметны
УУДСформированное умение применять
знания в нестандартной ситуации,
самостоятельность в выборе необходимых средств для решения учебной задачи.
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Регулятивные
Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
Сохранять заданную цель;
Видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого;
Контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку.
Познпавательные
1. Общеучебные
формулирование цели;
поиск и анализ информации;
моделирование;
структурирование знания;
составление устных и письменных высказываний;
оценка своих действий;
смысловое (мотивированное) чтение;
формулирование проблемы
Постановка цели
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Умение договариваться, находить общее решение практической задачи и сохранять доброжелательное отношение ( даже в спорных обстоятельствах);
Умение высказывать и аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
Умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию
Личностные- ценностная смысловая ориентация детей;
Регулятивные-организация учебной деятельности;
Коммуникативные-социальная компетентность младшего школьника;
Познавательные-общеучебные, логические, постановка и решение задач
Развивающие цели
Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.
Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
Образовательные
Знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация
Умения – применяемые на практике знания
Навыки – автоматизированные действи
Полный анализ – это система аспектных анализов, включенных оценку реализации задач урока, содержания и виды учебной деятельности учащихся
Цель, задачи урока
Готовность учителя и учащихся к уроку
Организационная структура – тип урока, четкость последовательность этапов урока, дозировку времени…
Содержание урока: научность учебного материала, правильность отбора материала
Методическое обеспечение урока: использование разных методов и приемов обучения…
Поведение и деятельность учащихся на уроке
Характеристика деловых качеств учителя
Общие результаты урока
Самоанализ урока
Основные требования к самоанализу:
Место урока в системе уроков;
Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока;
Выполнение намеченного плана урока и характеристика класса;
Мотивировка отбора учебного материала и выбора методов уроков
Удовлетворенность и неудовлетворенность учителя уроком;
Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов
2.2. Личностные универсальные учебные действия.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2.3. Регулятивные универсальные учебные действия.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
2.4.1. Общеучебные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Вид УУД Назначение
Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные связаны с процессом познания и включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
1. Личностные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). 2. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
3. Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
4. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
К концу обучения младшего школьника в данном образовательном учреждении определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия.
1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
различать особенности диалогической и монологической речи;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.