Конспект НОД: Здравствуй, Зимушка-Зима
«Здравствуй, Зимушка - Зима»
Программное содержание:
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении.
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; лазурь.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Мы поговорим об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? За что? (Ответы детей).
Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете которая называется (дополнения детей) Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Ответы детей ( Россия).
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?
Ответы детей:
Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель:
Да, ребята, вы правы ,действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).
Воспитатель:
У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.
Ответы детей:
Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель:
Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «ветрозим». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «студень». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».
Игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
Дети:
Значит, ясно будет днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…
Дети:
Жди метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения…
Дети:
Ждите потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…
Дети:
Будет ясно и морозно.
Физкультминутка «Снег–снежок»
Снег–снежок, снег–снежок
По дорожке стелется
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег–снежок, снег–снежок
Белая метелица
Снег–снежок, снег–снежок
Замело дорожки
(Плавно качают руками вправо–влево)
Снег–снежок, снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
(«Бросают снежки»)
Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши)
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий.
(Разводят руки в стороны).
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: какие вы молодцы! Давайте послушаем какое стихотворение расскажет о зиме….
Фёдор Тютчев
«Чародейкою Зимою...»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(спросить про настроение) В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам
Воспитатель : Ребята, не только поэты в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и в музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения .
Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).
Я:Наша зима у музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная.
(Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…»)
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой!
(Дети читают стихотворения Есенина,
БЕРЕЗА Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром
Воспитатель: А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» (Дуэт исполняет песню).
Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: музыканты в звуках, поэты – в словах.
А хотите в рисунке передать образ русской зимы? Я вам предлагаю нарисовать в нетрадиционной технике рисования-нарисовать метель.
Дети тонируют листы бумаги голубым, синим, фиолетовым цветом и пока бумага сырая бросают щепотку соли и быстро кладут на этот лист поэлит. мешочек. И оставляют высохнуть.( Получается очень красиво).А после того как высохнут работы сделать выставку « Метель-чародейка».