Методическая разработка урока математики по теме: Решение задач на движение с отставанием двумя способами


Учитель Лебедева Елена Геннадьевна
Учебный предмет
класс Математика. 4 класс.
Автор УМК Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.ТонкихТема урока Закрепление изученного материала по теме: «Решение текстовых задач на движение с отставанием двумя способами »
Тип урока Закрепление изученного материала
Цели урока Закрепление умения решать текстовые задачи на движение с отставанием
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД Предметные: Продолжить обучение составлению алгоритма решения задач на движение с отставанием двумя способами.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить, уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.Коммуникативные УУД: уметь работать в группе и паре; точно и аргументировано выражать свои мысли в устной форме, уметь слушать собеседника.
Регулятивные УУД: прогнозировать конечные результаты, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности, работать по алгоритму, как обобщенному способу деятельности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои предположения.
Личностные УУД: нести личностную ответственность за результаты своей деятельности, проявлять уважительное отношение к иному мнению, совершенствовать навыки сотрудничества.
Оборудование Компьютер, интерактивная доска, карточки для составления формул , листы самооценки, тесты, анкеты рефлексии урока, презентация учителя.
Этапы урока Планируемый результат Деятельность учителя Деятельность учащегося
Организационный момент Положительный эмоциональный настрой на совместную работу, учебная мотивация Учитель организует эмоциональный настрой на урок, создаёт мотивационные условия
Ребята, посмотрите на доску, прочитайте девиз нашего урока хором. (слайд 1) Дети читают стихотворение хором.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
Успех тебя ждет обязательно!
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Актуализация знаний
Определение темы и целей урока. Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу,
Осознанное восприятие темы и принятие цели занятия Посмотрите на слайд(2), подумайте и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Выполните тест (слайд 3)
1. В чем измеряется скорость?
а) км, м, дм.
б) час, мин. сек.
в) км/ч, м/с, м/мин
2. Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время
а) разделить
б) умножить
в) увеличить
3. Какое слово пропущено?
Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость.
а) умножить,
б) разделить,
в) увеличить
4. Пешеход за 4 часа прошел 20 км. С какой скоростью двигался пешеход?
а) 4 км
б) 5 км/ч.
в) 12 км/
5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?
а) 240 км/ч.
б) 15 км/ч.
в) 240 км
- Какая тема нашего урока?
- Какие цели можно поставить?
Прогнозируют и самостоятельно формулируют тему и цель урока
Тема урока: Решение задач на движение
Цели урока: учиться решать задачи на движение; учиться составлять план решения задачи.

Систематизация и закрепление изученного материала
Самостоятельная работа в группах
Умение работать командой.(Л)
Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту.
Развитие умения строить рассуждения в форме математических правил,
формулировать собственное мнение и позицию.(Р)
Умение оценивать правильность выполнения действия (Р)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
Умение сопоставлять, сравнивать, делать умозаключение (П)
Умение выполнять работу по предложенному плану (Р)
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К) - Сегодня задания вы будете выполнять работу в группах.
- Прочитайте задачу № 1 на с.16 учебника, проанализируйте схему к задаче и
составьте план решения задачи двумя способами
1 команда – 1 способом, 2 команда – 2 способом (конверт вам в помощь для составления формул, плана решения задачи)
- На выполнение задания вам дается 3 мин.
Проверка сам. работы
Постановка проблемы.
- Как записать план решения задачи вторым способом?
- Что такое скорость удаления? Как её найти?(слайд 6)
Запишите план решения задачи на доске
Запишите решение задачи № 1 в тетради двумя способами
Проверьте правильность выполнения задания (слайд 8)
Сделайте вывод:
- Какой способ решения задачи вы считаете наиболее рациональным? Почему? Работа в группе.
Внимательно читают текст задачи, анализируют схему, обсуждают, составляют план решения задачи с помощью разрезанных карточек
S S2 S1 Vy V1 V2
Затем записывают план решения задачи на доске.
способом
S 1 = V1*t
S2 = V2*t
S = S2 – S1
способом
Vyд = V2 – V1
Vyд * t = S
Записывают решение задачи двумя способами в тетради.
Самопроверка задания.
Отметьте в листе самооценки + , если вы справились с 1 заданием.

Дети делают вывод о том, что второй способ решения задачи наиболее рациональный, т. к. короче.
Самостоятельная работа в группах Умение делать и аргументировать свои выводы, нести ответственность за общий результат совместной работы
Умение слушать, дополнять (К)
Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (П)
Развитие умений прогнозировать (П)
Прочитайте внимательно задачу № 2 (а), рассмотрите схему к ней и скажите, что означает каждая запись
70 * 3
70 * 3 + 60
(70 * 3 + 60): 3
60 : 3
70 + 60 : 3
Проверим, так ли вы сказали
Составьте план решения задачи
1 команда -2 способом, 2 команда – 1 способом.
Проверьте себя (слайд 14)

Читают задачу, анализируют схему к задаче и отвечают на вопрос учителя

Самопроверка (слайд 12)
Дети составляют план с помощью разрезанных карточек, записывают на доске свои варианты.
1 способ

1) V1 * t = S 1 – расстояние, пройденное автобусом за 3 часа.
2) S 1 + S = S 2 – расстояние , пройденное легковой машиной за 3 часа.
3) S 2 : t = V 2 – скорость легковой машины.
2 способ
1) S : t = Vуд - скорость удаления легковой машины от автобуса.
2) V 1 + V уд. = V 2 – скорость легковой машины
Самопроверка (слайд 14)
Физкультминутка Установка на здоровый образ жизни (Л) В качестве разрядки учитель предлагает выполнить физкультминутку.
- Чтобы выполнить следующее задание хорошо, необходимо немного отдохнуть.(слайд 17)
Выполняют физкультминутку (по образцу, представленном у на слайде 17)
Работа в группах Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К)
Умение оценивать правильность выполнения действия (Р)
Прочитайте задачу № 2 (б), проанализируйте схему и расскажите, что означает каждое выражение
90 – 70
60 : (90 – 70)
Проверьте себя
90 – 70 - скорость удаления машины от автобуса
60: (90 -70) – время в пути автобуса и машины
Обсуждение в группах, ответы детей.
Самопроверка (слайд 19)
Самостоятельная работа в группах Умение оценивать правильность выполнения действия (Р)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
Составьте план (алгоритм) решения задачи № 2(б) с.16
1 группа –
по действиям
2 группа – выражением
Проверьте себя (слайд 21)
По действиям
1)Vуд = V2 – V1 - скорость удаления машины от автобуса.
2) S : V уд = t - время в пути
выражением
t = S : (V2 –V1) – время в пути
Самостоятельная работа в группах.
Составление плана решения задачи, запись на доске.
Самопроверка.
(слайд 21)



Систематизация полученных знаний и умений (П)
Умение выявлять проблему (Р)
Умение обосновывать полученные результаты (П)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) Запишите решение задачи по действиям и выражением.
По действиям
1) 90 – 70 =20 (км/ч) – скорость удаления машины от автобуса.
2) 60 : 20 = 3 (ч)
Ответ: через 3 часа.
Выражением
60 : (90 – 70) = 3 (ч)
Ответ: через 3 часа.
Сделайте вывод:Какой способ решения задачи вы считаете наиболее рациональным? Почему? Записывают решение задачи в тетради.
Проверяют себя по образцу.
(слайд 22)
Заполнение листа самооценки.



РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА
Итог урока Умение формулировать собственное мнение,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
Удалось ли вам достичь цели урока?
Что не получилось и почему?
Кого и за что можем похвалить?
(слайд 24) Высказывают вывод по уроку.



Рефлексия Умение формулировать собственное мнение,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
Умение оценивать правильность выполнения действий (Р)
Понимание условий успеха в учебной деятельности (Л)
Умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом (Л) Организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности обучающихся на уроке.
Заполните анкету, подчеркнув нужное слово

Заполните лист самооценки и расскажите, как вы работали на уроке в группе.
Критерии самооценки Поставь + или -
1)составлен план решения задачи №1 2)задача №1 решена 1 способом 3)задача №1 решена 2 способом 4)составлен план решения задачи № 2(а) 5)задача № 2 (а) решена 1 способом 6)задача № 2(а) решена 2 способом 7)составлен план решения задачи № 2 (б) 8)задача решена по действиям и выражением 9)самостоятельно сделан вывод о рациональном способе решения задач Чем больше плюсов, тем выше ваша отметка за урок. Сопоставляют достигнутые результаты с целью урока, делают выводы, оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса.
.
Дети анализируют свою работу на уроке, ставят отметку.


Домашнее задание Умение применять полученные знания и умения в решении нестандартной учебной задачи Домашнее задание творческого характера и инструкция по его выполнению (на выбор)
Придумать и решить задачи на движение с отставанием двумя способами с помощью схем на с.16-17 № 3
Решить примеры № 5 (б)
По желанию выполнить № 7
Запись домашнего задания
Выбирают д/з, что им по силам. Задают вопросыучителю.