«Первый год Великой Отечественной войны — оборонительные сражения. Битва за Москву- подвиг всей страны»
Конспект урока на тему:
«Первый год Великой Отечественной войны - оборонительные сражения. Битва за Москву- подвиг всей страны»
Выполнила: учитель истории
МБОУ Гимназия г.Навашино
Берсенева Ксения Юрьевна
План – конспект урока истории на тему:
«Первый год Великой Отечественной войны- оборонительные сражения.
Битва за Москву- подвиг всей страны»
Цель урока: познакомить учащихся с трагическими событиями начала войны.
Задачи урока:
- образовательная: Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны, выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; привести примеры мужества и героизма советских воинов, проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны.
- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение делать сравнительный анализ, работать с документацией, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения.
-воспитательная: воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов, чувство долга и глубокого уважения к нашим героям.
Оборудование урока: УМК Данилов А.А.,Косулина Л.Г. «История России. ХХ – начало ХХI века», 9 класс. М.: «Просвещение»,2010; презентация; маршрутный лист, пакет документов, тесты для закрепления, карта
Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, видеофрагмент
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: фронтальная, групповая
План урока:
Организационный этап. Мотивационный момент
Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы урока
Актуализация раннее изученных знаний
Изучение нового материала
Групповая форма работы. Анализ исторических источников
Физкультминутка
Видеофрагмент «Вставай страна огромная!». Работа с исторической справкой о начале войны и причинах неудачи Красной Армии. Патриотизм советских людей
Закрепление нового материала
Подведение итогов урока. Выставление оценок и объяснение домашнего задания
Ход урока:
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное
А. Безыменский
Организационный этап. Мотивационный момент
Учитель проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.
Учитель :На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.
Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы урока
Учитель:- Тема нашего урока «Первый год Великой Отечественной войны - оборонительные сражения. Битва за Москву- подвиг всей страны», войны, которая длилась 1418 дней и ночей. Мы познакомимся с планами германского командования и причинами неудач нашей армии на начальном этапе войны.
Учащиеся: записывают тему урока в тетрадь
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с хроникой событий трагического начала ВОВ - и ответить на главный вопрос: Мог ли Советский Союз избежать войны?
А в ходе поиска ответа на главный вопрос перед нами будут стоять 2 основные задачи:
1. Определить в чём причины трагического начала войны для Красной Армии.
2. Показать примеры мужества и героизма советских воинов на начальном этапе войны.
Актуализация раннее изученных знаний
Фронтальная беседа с учащимися, несколько человек- индивид. карточки .
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Советский Союз в начале Второй мировой войны».Давайте вспомним основные события темы.
–В каком году был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?
-Какие государства поддерживали Германию?
- Какой день считается началом Второй мировой войны? На территории какой страны война началась?
-Какие 4 союзные республики появились в составе СССР в 1939- 1940 гг.?
- Почему началась война с Финляндией?
- Каков результат войны с Финляндией?
- За что страны мира осудили СССР?
-Почему Германия напала на СССР?
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя
Изучение нового материала
Учитель: - 5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
- Этот план предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трёх основных направлениях группа «Север» - на Ленинград, группа армий «Центр» - на Москву, группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.
Групповая форма работы. Анализ исторических источников
Учитель: Был ли СССР подготовлен к войне? Для ответа на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям участников войны.
Учащиеся: Работают с воспоминаниями современников, делают вывод об уровне подготовки к войне советской стороны.
Физкультминутка
Учитель: - Вспомните о тех минутах своей жизни, когда вам было очень
очень хорошо. Вот также хорошо было и вашим ровесникам детям, войны, и вдруг… всё это прервала ВОЙНА. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года»:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось.
Видеофрагмент «Вставай страна огромная!». Работа с исторической справкой о начале войны и причинах неудачи Красной Армии.
Учитель демонстрирует видеофрагмент о начале войны.( марш «Вставай страна огромная»)
- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года в воскресенье, в 4 утра, войска Германии без объявления войны напали на Советский союз. В это время советские люди отдыхали после трудовой недели. В эти же часы тысячи юношей и девушек после выпускных балов на улицах городов и деревень встречали утро. Они мечтали о своем дальнейшем пути, о будущем. Но исполниться их планам не дала война
-Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена, как Отечественная?
Учащиеся: Весь народ поднялся на борьбу с врагом
В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
Учитель: В чем заключались основные причины неудачи Красной Армии в начале войны? Ознакомьтесь с исторической справкой и занесите свои предположения в маршрут лист
Учащиеся: работают в группах, анализируют таблицу и исторические документы, делают выводы
Учитель: Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.
-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина.
- Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова, Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.
На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».
О героической обороне Брестской крепости нам расскажет ученик.
Ученик: характеризует оборону Брестской крепости, иллюстрируя свой рассказ слайдами презентации (опережающее задание).
Учитель: Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.
Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.
А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.
Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.
Учитель: Назовите примеры героизма, проявленные советскими людьми в начале войны? Ответы занесите в маршрутный лист
Учащиеся: заполняют маршрутный лист
Учитель:- В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.
- В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших: расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен; их семьи арестовывать; части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами; создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих; разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;
Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.
На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.
- 20 октября в Москве было введено осадное положение
Об обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой, которое началось 5-6 декабря 1941 г. нам расскажет ученик
Ученик: характеризует оборону Москвы, иллюстрируя свой рассказ слайдами презентации (опережающее задание).
Учитель: Немецкие военные высоко оценивали боевые качества Советской Армии.
Через месяц боев Гальдер записывает окончательный и крайне неприятный для германского командования вывод, сделанный фельдмаршалом Браухичем: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник»
К тому же выводу приходит и командование группы армий «Юг»: « Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником. Даже в случае падения всех соседних сооружений некоторые ДОТы, призываемые сдаться, держались до последнего человека».
Учитель: Итак, давайте сформулируем вывод по изученному материалу
Учащиеся: Упорное сопротивление Красной Армии 1941г. сорвало гитлеровский план молниеносной войны. Вместе с тем захват фашистским командованием к осени 1941г. огромной территорий СССР с её важнейшими промышленными центрами и зерновыми районами являлся серьезной потерей для Советского правительства.
Закрепление нового материала: тест
Учащиеся: выполняют тестовые задания по изученному материалу на уроке (Приложение 3).
Учитель: Ответьте мне на главный вопрос, который мы определили в начале урока- Мог ли Советский Союз избежать войны?
Учащиеся: Советский Союз мог избежать войны лишь в случае коллективного решения дипломатических переговоров до начала Второй Мировой войны. Остановив агрессию Гитлера и влияние идеологии «фашизма». Советский Союз мог защитить себя и на начальном этапе военных действий: укрепить обороноспособность страны, привести войска в полную боевую готовность. Потому что дух патриотизма у народа был очень высок, с огромным мужеством с самого начала они защищали свою Родину.
Подведение итогов урока. Выставление оценок и объяснение домашнего задания
Д/З: параграф 28 учебника «История России. ХХ – начало ХХI века» (под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю.), рабочая тетрадь: задания 2-4,
*Сообщения о героях-панфиловцах.
Приложение 1.
Маршрутный лист учащегося ______________________________
Тема урока
«Первый год Великой Отечественной войны - оборонительные сражения. Битва за Москву- подвиг всей страны»
Проблемный вопрос урока:
«Можно ли было избежать войны Советскому Союзу?»
Задачи:
1. Определить в чём причины трагического начала войны для Красной Армии.
2. Показать примеры мужества и героизма советских воинов на начальном этапе войны.
Задание 1. Вспомни изученный материал «Советский Союз в начале
Второй мировой войны»
.–В каком году был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?
-Какие государства поддерживали Германию?
- Какой день считается началом Второй мировой войны? На территории какой
страны война началась?
-Какие 4 союзные республики появились в составе СССР в 1939- 1940 гг.?
- Почему началась война с Финляндией?
- Каков результат войны с Финляндией?
- За что страны мира осудили СССР?
-Почему Германия напала на СССР?
Задание 2.- Изучите данные таблицы и пакет документов (Приложение 2) и ответьте на вопрос «В чем заключались причины неудачи Красной Армии в начале войны?»
«СССР накануне войны».
Годы Состояние кадрового состава Красной Армии
1937- 1939 «Чистка армии»- из армии уволены 37 тысяч командиров и политработников; из них 60 % по политическим мотивам (многие были расстреляны или отправлены в лагеря).
Лето 1940 11 тысяч человек из числа уволенных были восстановлены в армии. Репрессии ударили прежде всего по кадрам высшего командного и политического состава, центрального аппарата Наркомата обороны и ВМФ.
Начало 1941 Численность командно-начальствующего состава армии и флота составляла 580 тысяч человек (из них 7,1 процента имели высшее военное образование, 55,9 процента — среднее, 24,6 процента — ускоренное и 12,4 процента вообще не имели военного образования).Особое внимание уделялось количественному факту.
Сходные трудности были и в отношении танкистов.
Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.___________________________________________________
4.____________________________________________________
5._____________________________________________________
6._____________________________________________________
7.______________________________________________________
Задание 3. Приведите примеры мужества и героизма советских воинов на начальном этапе Великой Отечественной войны:
___________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Выводы по уроку:
___________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Приложение 2
Пакет документов
Причины неудачи Красной Армии
Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым:
Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.
…То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, - неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть главное, что предопределило наши потери первого периода войны.
Из воспоминаний А.М. Василевского.
Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в руководстве войной.
Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.
“На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что, несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на активную подготовку страны к обороне.
Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от этих хвастливых заявлений…
До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединений и только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым…
Качество нашей авиации оказалось ниже немецкой, да и та из-за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар авиации противника.
Артиллерия, особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск.
Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период 1937-1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями…
Гитлер о судьбе Москвы.
Через несколько недель мы будем в Москве, я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название “Москва” исчезнет навсегда.
Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16. 08. 1941 г.
... Приказываю
Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи…
Приложение 3
Закрепление нового материала (тест)
1. План нападения Германии на СССР назывался:
А) «Тайфун» Б)«Барбаросса» В)«Повелитель»
2. Германия напала на СССР:
А) 1 сентября 1939 г. Б) 22 июня 1941 г. В) 22 июля 1941 г.
3. Немецкий план войны против СССР предусматривал:
А) молниеносную войну сроком 5 месяцев Б) войну в несколько этапов общим сроком 1 год В) затяжную войну сроком до 4 лет
4. Блокада Ленинграда началась:
А) в сентябре 1941 г. Б) в ноябре 1941 г В) в августе 1942 г.
5. Битва за Москву проходила:
А) 30 сентября – 23 октября 1941 г. Б) 30 сентября – 4 декабря 1941 г. В) 2 сентября – 17 декабря 1941 г.
6. Обороной Москвы руководил:
А) Г.К. Жуков Б) И.В. Сталин В) К.Е. Ворошилов
7. Гитлеровцы принудительно высылали советских людей на Запад для:
А) использования в войне против Англии и США Б) использования на тяжелых физических работах В) освобождения советских территорий для немецких переселенцев
8. Эвакуация промышленных предприятий проводилось:
А) в южные районы страны Б) в северные районы страны В) в восточные районы страны
9. Основным лозунгом тыла стал лозунг:
А) «Ни шагу назад» Б) «Кто не работает, тот не ест» В) «Все для фронта, все для победы»