Классный час на тему: Культурное наследие России 8-9 класс
Культурное наследие России. Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.
Цель:
знакомство учащихся с уникальным уголком русской земли - музеем Кижи; введение понятий: культурное наследие, объект культурного наследия, музей под открытым небом, музей-заповедник;
формирование коммуникативной и исследовательской компетенций, навыков проектной деятельности;
воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.
Задачи:
глубже проникнуть в мир традиционной русской культуры;
оценить достоинства собранных и экспонирующихся памятников;
пережить счастье прикосновения к истории и таланту народа.
Художественное оформление:
видеоряд, презентация «Деревянная сказка», презентация «Чудо-остров».
Поэтическое оформление: стихи Ю. Адрианова, М. Матусовского, А. Бугмырина.
Эпиграф:
Здесь берега во тьме раскинув, Спит озеро, глаза смежив. Напевною загадкой линий, Как чудо светлое России, Онеге плавают Кижи.
Ю. Адрианов
«Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже пускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед...»
А. И. Герцен
Ход мероприятия.
Видеоряд. Вступительная беседа.
Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Что вы на них видите? Назовите эти объекты.
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня?
Тема нашего классного часа: Культурное наследие России. Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.
Как вы думаете, что такое культурное наследие? (слайд) А каким синонимом можно заменить это понятие? (достопримечательности культуры)
Что же такое – достопримечательность? (место, здание, предмет, достойные особого внимания).
Много ли в России таких объектов, как вы считаете? (слайд)
2. Заочная прогулка по Кижскому погосту. Презентация «Деревянная сказка».
Вот о такой достопримечательности мы сегодня и поговорим.
Кижи. Жемчужина Севера
Плещут волны многократно:У Онего грозный вид.Кижи - остров благодатныйНа семи ветрах стоит.Здесь, в уюте отдаленья От шумливых городов, Заонежские строенья Гордость старых мастеров.Посмотрите на округу. Бесподобно здесь всегда! Все постройки, как подруги, Собрались на смотр сюда.Тих собор Преображенья, В думах церковь Покрова... Колокольня в изумленьиПозабыла звон-слова.И часовенки невольно, Притуманившись слегка, Шлют улыбки нам смущенно, Не дыша, издалека.И под этой тишиною Неизменно, без конца Дух божественной струею Овевает нам сердца...Деревянные узоры Поражают простотой И ласкают людям взоры Необычной красотой.О, прекрасные творенья Мастерства, таланта всплеск. Кижи храм благоговенья И жемчужин яркий блеск!(А. Бугмырин)
* Сообщение учителя о том, откуда произошло название "Кижи".
Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» - «игрища». Возможно, в древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления срубных построек.
*История создания музея-заповедника
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
постановление о том, что Кижи - государственный заповедник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
заложен музей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
первые реставрационные работы под руководством А. В. Ополовникова
*ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ (греч.) - храм муз
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК (место, где оберегаются культурные ценности)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (соединение материальной и духовной культуры народа)
*ПОГОСТ административно-территориальный округ. Более узкое понятие - это кладбище, с расположенными при нем церквями - летней и зимней.
М. Матусовский.
КИЖСКАЯ ЛЕГЕНДАНе за года, а за сутки, поди же,В белую ночь, не уснув до утра, Выбрав пригорок на острове Кижи,Не выпускал он из рук топора.Был его замысел смел и просторенДа и сноровка была неплохаСосны смолистые брал он под кореньА из осин выгибал лемехаИздалека различимое всюду, В северном мраке враз засияв, Так и возникло Онежское чудоДвадцати двух серебрящихся глав.В ней была скромность избы деревенской,Если б не взмывшие вверх купола...Церковь, что названа Преображенской, Преобразила здесь все, что могла.Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку». Знал он, какая ждала их судьба, - Мастер, закончив свою работенку, Пот отирал тряпицей со лба.Выискав в заводях тайное место,Бросил топор утомленной рукой. «Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор. Не было, нет и не будет такой»
М. Матусовский.
И любили уж, так любили, - Ставь хоть церковь, хоть просто клеть. И рубили уж, так рубили, - Любо-дорого посмотреть.То покроют узором сенцыТо развесят вдоль зимних рамДеревянные полотенцас тонким кружевом по краямТо резьбою чело украсят, То пройдут топором с боков, - От причелин и до балясин, От наличников до коньков.То ли аисты над болотом,То ли мельницы бьют крылом.Пахнет стружкою, пахнет потом, Пахнет мельницким ремеслом.
Эти строки М. Матусовского - настоящий гимн русским умельцам.
3. Рефлексия. Задание.
- Выразите впечатления одним словом:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]КРАСОТА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ПРЕЛЕСТЬ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]СКАЗКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ВОСТОРГ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ЧУДО
- А теперь одним предложением:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Все просто и величаво.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Мастера вложили в постройку свою душу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Хочу увидеть все своими глазами.
4. Работа над ученической презентацией.
- Хотелось бы вам побывать здесь? Предлагаю вам поработать над презентацией, в которой вы сможете поделиться своими впечатлениями.
Варианты названий:
Музей под открытым небом.
Чудо-остров.
Деревянное чудо России.
Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.
Сказочный мир.
Варианты слоганов.
Завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Бессмертная Древняя Русь.
Художественное прошлое, живущее в настоящем.
Гипотеза. 1. Если в России столько интересных мест, нужно ли ехать за границу?
Сохранить Кижи – значит сохранить культурное наследие нашей страны.
5. Подведение итогов.
- Почему у человечества есть потребность сохранять культурное наследие?
Ваалам и Кижи,
Холмогоры и Сочи
Есть такое? Скажи!
Там, где воздух не отчий!
Ты же – песня земли –
Я тебя не у3трачу!
Ты же – нега любви
От которой я плачу.
Ты – леса и поля,
Где народ мой трудился.
Ты – озёр глубина
Между скал вековая,
Ты – небес ширина
В синеве неземная,
Ты – поутру роса
И пороги речные.
Ты – морская коса
И просторы степные
Ты – столица Москва!
Кремль и Красная площадь,
Волга – ты и Нева
И берёз белых роща
Ў:15`Основной текст<
Обычный (Web)pОсновной текст с отступомNПросмотренная гиперссылкаРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·