Классный час на тему: Культурное наследие России 8-9 класс

Культурное наследие России. Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.

Цель:
знакомство учащихся с уникальным уголком русской земли - музеем Кижи; введение понятий: культурное наследие, объект культурного наследия, музей под открытым небом, музей-заповедник;
формирование коммуникативной и исследовательской компетенций, навыков проектной деятельности;
воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.

Задачи:
глубже проникнуть в мир традиционной русской культуры;
оценить достоинства собранных и экспонирующихся памятников;
пережить счастье прикосновения к истории и таланту народа.

Художественное оформление:
видеоряд, презентация «Деревянная сказка», презентация «Чудо-остров».

Поэтическое оформление: стихи Ю. Адрианова, М. Матусовского, А. Бугмырина.

Эпиграф:
Здесь берега во тьме раскинув, Спит озеро, глаза смежив. Напевною загадкой линий,  Как чудо светлое России,  Онеге плавают Кижи.

Ю. Адрианов

«Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже пускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед...»
А. И. Герцен

Ход мероприятия.

Видеоряд. Вступительная беседа.

Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Что вы на них видите? Назовите эти объекты.

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня?

Тема нашего классного часа: Культурное наследие России. Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.
Как вы думаете, что такое культурное наследие? (слайд) А каким синонимом можно заменить это понятие? (достопримечательности культуры)
Что же такое – достопримечательность? (место, здание, предмет, достойные особого внимания).
Много ли в России таких объектов, как вы считаете? (слайд)
2. Заочная прогулка по Кижскому погосту. Презентация «Деревянная сказка».

Вот о такой достопримечательности мы сегодня и поговорим.
Кижи. Жемчужина Севера
Плещут волны многократно: У Онего грозный вид. Кижи - остров благодатный На семи ветрах стоит. Здесь, в уюте отдаленья  От шумливых городов,  Заонежские строенья   Гордость старых мастеров. Посмотрите на округу.  Бесподобно здесь всегда!  Все постройки, как подруги,  Собрались на смотр сюда. Тих собор Преображенья,  В думах церковь Покрова...  Колокольня в изумленьи Позабыла звон-слова. И часовенки невольно,  Притуманившись слегка,  Шлют улыбки нам смущенно,  Не дыша, издалека. И под этой тишиною  Неизменно, без конца  Дух божественной струею  Овевает нам сердца... Деревянные узоры  Поражают простотой  И ласкают людям взоры  Необычной красотой. О, прекрасные творенья  Мастерства, таланта всплеск.  Кижи храм благоговенья  И жемчужин яркий блеск! (А. Бугмырин)

* Сообщение учителя о том, откуда произошло название "Кижи".

Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» - «игрища». Возможно, в древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления срубных построек.

*История создания музея-заповедника
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
постановление о том, что Кижи - государственный заповедник

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
заложен музей

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
первые реставрационные работы под руководством А. В. Ополовникова


*ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ (греч.) - храм муз
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК (место, где оберегаются культурные ценности)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (соединение материальной и духовной культуры народа)

*ПОГОСТ  административно-территориальный округ. Более узкое понятие - это кладбище, с расположенными при нем церквями - летней и зимней.

М. Матусовский.
КИЖСКАЯ ЛЕГЕНДА Не за года, а за сутки, поди же, В белую ночь, не уснув до утра,  Выбрав пригорок на острове Кижи, Не выпускал он из рук топора. Был его замысел смел и просторен Да и сноровка была неплоха Сосны смолистые брал он под корень А из осин выгибал лемеха Издалека различимое всюду,  В северном мраке враз засияв,  Так и возникло Онежское чудо Двадцати двух серебрящихся глав. В ней была скромность избы деревенской, Если б не взмывшие вверх купола... Церковь, что названа Преображенской,  Преобразила здесь все, что могла. Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».  Знал он, какая ждала их судьба, -  Мастер, закончив свою работенку,  Пот отирал тряпицей со лба. Выискав в заводях тайное место, Бросил топор утомленной рукой.  «Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор.  Не было, нет и не будет такой»
М. Матусовский.

И любили уж, так любили, -  Ставь хоть церковь, хоть просто клеть.  И рубили уж, так рубили, -  Любо-дорого посмотреть. То покроют узором сенцы То развесят вдоль зимних рам Деревянные полотенца с тонким кружевом по краям То резьбою чело украсят,  То пройдут топором с боков, -  От причелин и до балясин,  От наличников до коньков. То ли аисты над болотом, То ли мельницы бьют крылом. Пахнет стружкою, пахнет потом,  Пахнет мельницким ремеслом.
Эти строки М. Матусовского - настоящий гимн русским умельцам. 

3. Рефлексия. Задание.

- Выразите впечатления одним словом:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]КРАСОТА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ПРЕЛЕСТЬ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]СКАЗКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ВОСТОРГ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ЧУДО
- А теперь одним предложением:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Все просто и величаво.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Мастера вложили в постройку свою душу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Хочу увидеть все своими глазами.

4. Работа над ученической презентацией.
- Хотелось бы вам побывать здесь? Предлагаю вам поработать над презентацией, в которой вы сможете поделиться своими впечатлениями.
Варианты названий:

Музей под открытым небом.
Чудо-остров.
Деревянное чудо России.
Ансамбль Кижи – музей под открытым небом.
Сказочный мир.

Варианты слоганов.
Завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Бессмертная Древняя Русь.
Художественное прошлое, живущее в настоящем.

Гипотеза. 1. Если в России столько интересных мест, нужно ли ехать за границу?
Сохранить Кижи – значит сохранить культурное наследие нашей страны.

5. Подведение итогов.
- Почему у человечества есть потребность сохранять культурное наследие?
Ваалам и Кижи,
Холмогоры и Сочи
Есть такое? Скажи!
Там, где воздух не отчий!
Ты же – песня земли –
Я тебя не у3трачу!
Ты же – нега любви
От которой я плачу.
Ты – леса и поля,
Где народ мой трудился.
Ты – озёр глубина
Между скал вековая,
Ты – небес ширина
В синеве неземная,
Ты – поутру роса
И пороги речные.
Ты – морская коса
И просторы степные
Ты – столица Москва!
Кремль и Красная площадь,
Волга – ты и Нева
И берёз белых роща
Ў: 15` Основной текст<
Обычный (Web)p Основной текст с отступомN Просмотренная гиперссылкаРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.docРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманVC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Культурное наследие России.asdРоманBC:\Users\Роман\Desktop\Классный час\Культурное наследие России.doc

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·