Исследовательский проект по теме Культурное наследие
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №3 ГОРОДА БРЯНСКА
241005, Брянская область, г.Брянск, ул. Фосфоритная, д.9
Телефон (4832) 73-20-80
Областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению, посвящённый 70-летию образования Брянской области
«Отечество – 2014»
Номинация «Культурное и природное наследие»
Исследовательская работа
ТРЕТИЙ ДОМОНГОЛЬСКИЙ ХРАМ НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНЩИНЫ
Автор: Шарпанова Марина Александровна
Учащийся 9 «б» класса МБОУ Гимназия №3,
Науч. рук.: Чернышов Сергей Валерьевич, к.и.н., учитель истории и обществознания, МБОУ Гимназия №3.
Брянск
2014
Оглавление
Введение.3
1. Храмы Брянщины Х-XIIIвв.(новые данные).4
2. Домонгольский храм во Вщиже.6
3. Домонгольский Храм в Трубчевске...9
Заключение10
Список источников и литературы.11
Приложение 12
Введение
С начала 2000 годов заметно активизировались исторические школы, призванные формировать концепцию об историческом развитии. Были пересмотрены многие положения, ранее казавшиеся основными. «Виной» тому – серия находок, сделанных как профессиональными археологами, так и любителями, случайными людьми. Многие исторические места подлежали застройке и в ходе строительных работ были сделаны находки, которые несколько по-другому позволяли трактовать известные факты. Да, и самих фактов становилось значительно больше.
В ходе работ по реставрации храма Михаила Архангела в г.Карачеве были сделаны открытия, способные заметно обогатить не только историю Брянщины, но и историю страны в целом. Речь идет о домонгольской кладке. Напомним, что в Государственном историческом музее в г. Москве в зале домонгольского периода представлены предметы только двух русских городов – Рязани и Вщижа.
Цель работы рассмотреть домонгольские каменные храмы на Брянщине.
Для реализации поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- рассмотреть результаты раскопок 2012г.;
- дать анализ найденным предметам;
- сравнить Карачев с Трубчевском и Вщижом.
В настоящий момент информации по результатам раскопок немного. Для сбора материала был привлечен материал интернет – ресурсов, в частности сайт поискового объединения «Брянск. Поиск 032», Сайт города Карачева. Для пополнения данных, мы привлекли материал предложенный непосредственным участником раскопок Юрием Кузнецовым. Отдельно велась переписка со специалистом Государственного исторического музея Василием Зайцевым. Материала немного. Да и сами раскопки носили скорее характер разведывательного шурфа. Тем интереснее сравнивать наши выводы с мнением специалистов.
1. Храмы Брянщины Х-XIIIвв.(новые данные)
Во многих учебниках по Брянскому краю утверждается, что многие населенные пункты были основаны еще в период формирования Русского государства. Материалом строительства было дерево. Первые каменные строения появились только после принятия христианства. Из камня строили храмы. Таких храмов на Брянщине было известно два – во Вщиже и Трубчевске.
Тюрко –монгольское завоевание существенно нарушило стройность исторического развития русских княжеств. Многие города были полностью уничтожены и не смогли восстановиться. Прервалось и культурное строительство. Многие храмы были разрушены, часть культурного наследия полностью утрачено.
Основную трудность при сборе материала составляло отсутствие письменных источников и практического материала. Археологически мы можем проследить только каменное зодчество, так как дерево менее сохранялось.
Раскопки 2012 года дали понять, что Карачев значительно старше, чем полагали. При проведении ремонта храма Михаила Архангела ,отец Александр обратил внимание, на то что есть какая то необычная кладка на территории собора. Позже Он обратился к заместителю директора краеведческого музея Владимиру Петровичу Алексееву. По его словам кладка была выполнена из необычного кирпича-плимфы. [9]
Плифа это широкий плоский кирпич, который применялся в храмовом зодчестве начала 13 века.
Согласно имевшимся данным, на месте нынешнего собора стояла церковь Георгия Победоносца. [5.с.40]
Также в более нижних слоях почвы были найдены глиняные печи 12 века, керамика и прочее.
Приведем выдержки из летописей:
-"История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным." . [5.с.40]..
"Списка с писцовых Карачевских книг, писем и мер писца Константина Пущина до подьячего Василия Иванова" от 1626 года:
"...Вышед из острогу, в Карачевской городской осыпи церковь соборная Архистратига Михаила...да место прежней церкви во имя Святого Великомученника Георгия, долго до литовских разорений ставленной..." [9.с.1]
Рпассмотрим материалы раскопок. Найдены останки, кирпичи-плинфы. Остатки фундамента. Предварительные данные позволяют сделать определенные предположения о размерах строения.
Предполагаемый размер Храма совпадает с размерами храма в Трубчевске, по всей вероятности такие размеры каменных Храмов это скорее правило чем исключение Но Храм в целом ещё раз указывает на уровень и значимость города Карачева в 12в.и на его роль в становлении Христианства в регионе.
В сентябре 2012 г. археологи вернулись в Карачев и продолжили исследования - уже не с южной, а с северной стороны храма вырыли несколько шурфов.
Северо-восточный раскоп:
1- предположительно искомого Храма 12 в ныне это «забутовка» печь до монгольского строения, строение стояло до храма
2 и 3 - слои до монгольского периода
4 и 6 - столб и угол строения предварительно датируемого 11-13вв
5 - разобранный позднее, фундамент строения из грунта плинфы и раствора
Так же если присмотреться можно заметить заборчик из частокола.
Вот посути и все выводы, сделанные археологами в 2012г.
Может быть храм из плинфы строили здесь, действительно, на пустом, необжитом месте. По сути, Татарский вал и древнее городище, которое на нём расположено, ни разу не обследовались археологами, и поэтому множество интересных находок еще ожидают своего часа, «дремлют» в нижних слоях почвы, по которой когда-то ходили древние наши предки – первые карачевцы. Ведь, по словам Владимира Миненко – научного сотрудника Института археологии Российской академии наук, - на Затинной слободе находили предметы, относящиеся даже и к X веку – а значит, впереди еще будут сюрпризы.
Таким образов, есть данные разведки, предположение о времени основания храма, и предварительная датировка. Более полная информация может быть получена после проведения полномасштабных археологических раскопок.
2. Домонгольский храм во Вщиже
Но Карачевский храм не единственный домонгольский храм на Брянщине. На данный момент найдено всего 3 храма:в Трубчевске , Вщиже и в Карачеве.
Предполагается, что уже в 3-й четв. 11 в. Вщиж стал удельным городом: В.Н. Татищев, использовавший неизвестный нам источник, называет внука Ярослава Мудрого - Бориса Святославича (сына Святослава Ярославича Черниговского.) Вщижским.
Воспользумся данными – известными по материалам археологии. Древний храм в Вщиже состоял из пяти слоев: первый - 9-10 вв., с остатками поселения роменской культуры; второй - 1-я пол. 12 в. (до 1142 г.), с остатками городка (детинца и формирующегося посада), поверхность его горизонтально выровнена и покрыта прослойками строительного мусора, что свидетельствует о последовавшей перестройке и перепланировке; третий -сер. 12 в. (1142-60), резко отличается от предшествующего совершенством сооружений и богатством вещей, завершается мощной прослойкой пожарища; четвертый - 2-я пол. 12 - 1-я пол. 13 в. с большим количеством дорогих вещей и, очевидно, большей продолжительностью существования сооружений по сравнению с предшествующим, завершается также прослойкой пожарища; пятый - 16-20 вв. [1.с.45]
Храм был выстроен из плинфы в кон. 12 - 1-й трети 13 в. в традициях черниговского зодчества. Это было сравнительно небольшое (длина ок. 13 м, ширина ок. 10 м), предположительно башнеобразное, крестово-купольное здание, четырехстолпное, трехапсидное и одноглавое. Восточные его столбы квадратные, западные круглые; против них на стенах плоские лопатки. Снаружи стены расчленены на три прясла пилястрами, украшенными полуколонками. Сложность объемной композиции усиливала примыкавшая с трех сторон арочная галерея с 12 пилонами-колоннами.
По преданию данный храм был подарком князя Андрея Боголюбского своей дочери на сводьбу. Храм повторял форму и пропорции знаменитого храма Покрова на Нерли.
В марте 1238 г., когда основные силы двигались в сторону Козельска, один из рейдовых отрядов и вышел к не ожидавшему несчастья центру удельного княжества Вщижу. Письменные источники не донесли до нас подробностей штурма. Но кое-что поведать нам об этом эпизоде могут данные археологии.
Во время раскопок Вщижа Б.А. Рыбаков обнаружил гончарный горн, который был расположен вблизи крепостной стены. Горн, по словам Рыбакова, «был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен. Большая часть посуды обожжена добела, хорошо звенит, некоторые сосуды не прокалились насквозь и в середине излома дают серую полоску». Есть в культурном слое и следы пожарища, и разрозненные человеческие кости, и обломки оружия – золоченая личина от княжеского шлема, меч, масса наконечников стрел и копий, обломки арбалетов. Бой кипел нешуточный. На окраине Вщижа, на поле был найден небольшой клад женских украшений – трех бусинных височных колец и двух серебряных колтов с колодочками-ряснами. Клад был спрятан на небольшой глубине, что может свидетельствовать о спешке и о мерзлой земле во время его сокрытия. По всей вероятности, богатая горожанка, закопавшая свои украшения, бежала из уже осаждаемого города через овраг. Совокупность вещей говорит о принадлежности их хозяйки к зажиточным горожанам. Ближайшими аналогиями Вщижиским колтам можно считать находки из кладов Старой Рязани и Чернигова. [7.с.58-60]
Результаты раскопок во Вщиже заставляют археологов задуматься: все ли следы пожаров и разорения следует относить к трагической весне 1238 года? В течение нескольких десятилетий перед разорением монголами, город сотрясали усобицы, начавшиеся после смерти князя Святослава Владимировича в 1167 году. По мнению археолога В.Н. Гурьянова, к XIII в. город практически утратил посад – то есть более половины площади. Монголы только поставили точку в затянувшейся агонии города, а вовсе не уничтожили цветущий древнерусский центр. [1.с.46]
С Вщижом связана черная легенда, поддерживаемая краеведами. Смысл ее в том, что последним пристанищем оборонявших город стал каменный храм. Якобы именно под его рухнувшими стенами нашли покой тела более 50 горожан. Первые раскопки руин храма провела в 1842 и 1844 гг. любознательная помещица В.М. Зиновьева-Фомина. Ею было выявлено основание храма и до 50 погребенных лицом на восток человеческих скелетов вокруг. Костяки представляли собой расположенное при храме городское кладбище. Еще несколько погребений под галереей храма в начале ХХ века были исследованы сотрудником Орловского губернского музея С.А. Чуевым. Однако, в произведениях многих краеведов, да и иных историков, с легкой руки обладавшего недюжинным воображением и литературным даром академика Б.А.Рыбакова, раскапывавшего Вщиж в 1940 и 1948-1949 гг., городской некрополь превратится в останки людей, погибших внутри якобы разрушенного храма. Но Вщиж атаковал небольшой отряд и вряд ли в его распоряжении были стенобитные машины, чтоб разрушить стены храма из известкового раствора и кирпича-плинфы. Храму вряд ли причинили бы вред и потому что «Великая Яса» Чингисхана, беспрекословно исполнявшаяся самой сильной и дисциплинированной армией мира того времени, предписывала веротерпимость, почтение к храмам и к духовным лицам. [7.с.60]
Вщиж жил и после разорения монголами. Свидетельствуют об этом не летописи, а археология: керамика и редкие вещи конца XIII–XIV веков, а также уникальная долблёная ладья-моноксил, сделанная из огромного ствола дуба. По радиоуглероду было определено, что лодка изготовлена из дерева, срубленного уже после Батыева набега – между 1260 и 1274 годами. Раскопки и подъем древнего судна, занявшего почетное место в экспозиции Брянского краеведческого музея, были организованы А.А.Чубуром при помощи археологов и историков Е.А.Шинакова и К.В.Сычёва. Вщиж еще какое-то время все больше приходил в упадок. Свое значение как города, центра княжества он утратил навсегда – политическим и экономическим центром региона стал Брянск, куда и перетекли население, и торговые связи. [7.с.60;8.с.145]
Материал о Храме во Вщиже позволяет определить Брянщину как один из центров Православия в Славянском мире. Хотелось бы, чтобы через некоторое время, мы могли также подробно рассказывать и о Карачевском Храме.
3. Домонгольский Храм в Трубчевске
Так же есть домонгольский храм и в Трубчевске. Троицкий собор в г. Трубчевске Брянской области является памятником, включающим в себя фрагменты сооружений домонгольского периода. Первый построенный на этом месте храм (приблизительное время сооружения – рубеж 12-13 веков) стилистически был близок к церквям Черниговского княжества, в которое входил Трубчевск. Археологическими раскопками 1971 года в западной части собора были обнаружены остатки стен и столбов, выложенных из плинфы (плоского кирпича) с характерными для черниговской архитектуры деталями.
В 16 веке на месте первого к тому времени разрушенного здания была возведена новая церковь в традиционном для Московского государства стиле.
В 1784 году верхняя часть здания была разобрана, а над сохранившимся подклетом построен новый храм. Декор его фасадов выполнен в стиле несколько упрощённого московского барокко. [9.с.1]
В усыпальнице князей Трубецких сохранились надгробные плиты 16-17 веков, а в основном объеме здания – барочный иконостас 18 века.
При постановке вопроса о реставрации Троицкого собора всякий раз на первый план выходит необходимость берегоукрепительных работ. А это требует больших денег.
Таким образом, нам сегодня известны три каменных храма, построенных до завоевания края монгольскими отрядами.
Заключение
Таким образом, рассмотрев имеющийся материал, мы можем сделать следующие выводы:
Новые данные раскопок позволяют дополнить наши знания об истории края.
Раскопки 2012г. Открыли домонгольский храм в городе Карачеве. Ранее подобные храмы были найдены только во Вщиже и Трубчевске.
Полномасштабные раскопки позволят написать историю Карачева с учетом домонгольского Храма и его значения в становлении религиозной жизни края. Наличие трех известных каменных Храма делает Брянщину одним из центров Православия в Славянском мире.
Список источников и литературы.
1. Гурьянов В.Н. Новые исследования на посаде Вщижа // Слов’яно-руські старожiтностi Пiвнiчного Лівобережжя. – Чернiгiв, 1995.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.2, СПб, 1830.
3. Раппопорт П.А. Раскопки в Трубчевске // СА. - 1973 - №4, С.207, 217.
4. Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж // По следам древних культур: Древняя Русь. - М., 1953.
5. Троицкая летопись. М.-Л., 1950, С.271; ПСРЛ, т.XXV, М.-Л., 1963, С.40.
6. Уваров А.С. Древний храм во Вщижском городище // Сборник мелких трудов. – М., 1910. Т.I.
7. Чубур А.А. О разорении Вщижа Батыем //Календарь памятных дат. 2013г. – Брянск, 2013 – с.58-60.
8. Шинаков Е.А. Новые данные о посаде древнерусскогоВщижа // Дес-нинские древности. Вып.2. – Брянск, 2002.
9. Исторические и памятные места Брянской области [Электронный ресурс] / Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф.И. Тютчева. – Брянск, 2006. - . – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложения
Фото1 Раскопки у храма Михаила Архангела в 2012г.
Фото 2. Кусок старой плинфы
Фото 3. Остатки старой стены
Фото 4. Предположительно кладбище при храме
Фото 5. Предположительно план храма в г.Карачеве.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Picture 4Описание: P9154130-1024x768Picture 7Описание: P6284018-1024x768Picture 6Описание: P9174153-1024x768Picture 4Описание: Q_AFyp00QdQ15