Экологическая прогулка Деревья в осеннем уборе в младшей группе
Экологическая прогулка на школьный двор
« Деревья в осеннем уборе » (младшая группа).
Подготовила: воспитатель Лукинова С.Ю.
Цель: формировать обобщенное представление об осени как о времени года.
Задачи:
-образовательные: учить различать деревья по форме, окраске ствола и листьев; закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень, листья).
- развивающие: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства,
- воспитательные :воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
ХОД ПРОГУЛКИ:
(Дети с воспитателем и помощником воспитателя идут на близлежащий школьный двор)
Воспитатель на школьном дворе читает детям стихотворение:
-Туча солнышко закрыла,
Вот и осень наступила.
Больше теплых дней не жди.
Льют холодные дожди.
Взяли зонтики,на ножки
Натянули мы сапожки
И пошли в осенний лес,
Где полным-полно чудес.
На опушке под кусточком
Притаились два грибочка.
Поклонюсь:не жалко спинку.
- Ну-ка,живо марш в корзинку!
Сад в наряде желто-красном.
Величава и прекрасна,
Круглый год она красива,
Наша Родина - Россия!
Л. Поляк
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Правильно, наступила Осень.)
-Сегодня мы с вами погуляем по школьному двору, посмотрим вокруг и поищем приметы осени. Одну примету я уже вижу. Посмотрите на свою одежду и скажите,почему вы так одеты (Ответы детей.)-Почему вы надели тёплые вещи (Правильно,наступила осень,стало холодно. Листья на деревьях начали желтеть и опадать.)-Давайте подойдем к рябине и посмотрим на ее листочки. Расскажите, какие у рябины стали листики?Почему?
А какие листья у клёна?(ответы детей)
Посмотрите под ноги. Все листочки с деревьев опали и лежат на земле.
Дидактическая игра «Найди самый большой лист».
Цель: учить детей сравнивать по размеру (большой - маленький).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Когда с деревьев опадают листья,их подхватывает ветер,они медленно кружатся в воздухе и тихо падают на землю. Это явление природы называется "листопад".Давайте вместе повторим это красивое слово.(«листопад»)
Воспитатель предлагает детям присесть,протянуть руки ладонями вниз над листьями. Уточняет,что ощущают дети- тепло или холод. Делает вывод, чтолистья пожелтели от холода.
- Посмотрите внимательно, какие ещё деревья вы узнали?
- Тополь!
Как вы узнали тополь среди других деревьев? (дети отвечают на вопросы)
Какого цвета ствол у тополя?
Какие части тополя вы знаете?
Какого цвета ветки?
Зачем корень дереву?
Какого цвета листья тополя осенью?
Какого цвета они были летом? и т. д.
- Посмотрите на макушку тополя, что вы заметили? ( листочки на веточках колышутся на ветру)
Воспитатель :Тополь вы легко нашли по светлому стволу с серыми полосками. В нашем районе он первый из деревьев сбрасывает листья. Готовится к зиме.
- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру "ВОРОН И ЗАЙЧАТА".
По считалке выбираются ворон и заяц. Остальные дети- зайчата. Они цепляются за зайца,растягиваясь в длинную цепочку,и приговаривают:
ДЕТИ: Вокруг ворона идём,
По три зёрнышка несём,
Кому два,кому одно,
А ворону ничего!
ВОРОН: В огород мой прибегали,
Лук с капустой потаскали,
А репку да мяточкуПотоптали пяточками.
Кар-р-р!
Зайчата бросаются врассыпную и бегут к домику,ворон пытается их осалить. (Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель:
Послушайте ещё стихотворение про осень:
-Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий листья улетели,
Если небо хмурое,если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся!
- А какие приметы осени вы ещё знаете (Часто идёт дождь, дует холодный ветер.)
- Что появляется на дороге после дождя?(лужи)
Во все времена русские поэты и писатели восхищались осенью, называют её "золотой","дивной":
-Сарафан надела осень,
Пёстрый расписной.
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой.
Воспитатель:Ребята,давайте подойдём к самому большому дереву .
Это дерево называется клён ясенелистный.У него толстый ствол,большие толстые ветки.Ребята,а где у него корень?(правильно,в земле).
-Какого цвета у этого дерева листочки?(жёлтого)
-Осенью листочки бывают разного цвета,у дикого винограда ,у смородины листочки красные.
-Ребята,давайте соберём листья для гербария, заодно и поиграем в игру.
Подвижная игра : «Найди такой же лист?»
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка)
Воспитатель: Хорошо у нас на школьном дворе, как в лесу! А вы, ребята, всегда помните, что лес - это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям:
- Нельзя оставлять мусор!
- Почему не нужно срезать и ломать ветки?
- Как мы можем помочь раненому дереву? и т. д.
Вы молодцы, на все вопросы ответили правильно. Конечно, ветки деревьев нельзя ломать, а можно дерево рассмотреть и нарисовать. Что мы с вами и сделаем, когда придем в группу.
Прежде чем отправится домой,мы подойдём к очень интересному, а самое главное- очень полезному растению,оно называется шиповник.
-В шиповнике очень много витаминов, поэтому дома пейте чай с шиповником и болеть не будете никогда!
А сейчас мы отправляемся домой, в наш любимый детский сад.
Придя в группу, дети вместе с воспитателем подводят итог:
- Какие приметы осени вы знаете?
- Какие деревья мы видели?
- Какого цвета бывают листья осенью?
- Из каких частей состоит дерево?
- Как называется полезное растение с красными ягодами?