Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Зимний пейзаж»






Урок
изобразительного искусства
5 класс
Тема: «Зимний пейзаж»








Подготовила учитель:
Тарасова Анна Николаевна




город Братск


Урок №14
Время: 40 минут.
Цель: «Изобразить картину зимнего леса».
Задачи:
Проанализировать картину К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёва» - 1947 год
Развивать творческие способности учащихся, пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, через умение применять знания в новых ситуациях.
Воспитывать нравственно-эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир, доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине.
Эмоциональная разрядка.
Выполнить практическую работу.

Тип урока: комбинированный, получение новых и закрепление полученных знаний.

Методы: беседа, рассказ, использование художественного слова, использование ИКТ, обучение нетрадиционной технике рисования на виниловой пластинке.

Оборудование учителя: виниловые загрунтованные пластинки, магниты, наглядное пособие, слайды, оборудование ИКТ, карточки и схема.

Оборудование ученика: кисти, гуашь, палитра, салфетка, баночка для воды.

Зрительный ряд:
1. Оформление на доске:
высказывание -
“Не то, что мните вы природа:  Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык”    Ф.И.Тютчев
Карточки для закрепления пройденного материала:
определение, что такое пейзаж
повторение цветового спектра
Схема для знакомства с новыми понятиями, введение новых определений групп цвета - нейтральные, деление на ахроматические и хроматические.
2. Слайды с ребусом и анаграммами.
3. Слайд с названием урока и целью.
4. Слайд с изображением репродукции картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёва»
5. Слайды с изображением зимнего пейзажа.
6. Слайдшоу с изображением зимнего пейзажа в поэтическом сопровождении стихотворения Сергея Есенина «Поёт зима аукает»
7. Слайд – физминутка для глаз.
8. Слайды с изображением готовых работ в технике рисования на виниловых пластинках.

Музыка: классическая музыка «Скрипка и фортепиано», классическое фортепиано из цикла «Флегматик».
Межпредметные связи: литература, музыка.

План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Беседа о зимнем лесе. (2 мин.)
Повторение понятия пейзаж. (1 мин.)
Постановка цели урока. (2 мин.)
Слайдшоу в поэтическом сопровождении. (4 мин.)
Закрепление цветовой гаммы и новый материал группы красок. (3 мин.)
Описание картины. (2 мин.)
Физминутка. (3 мин.)
Объяснение техники выполнения работы. (2 мин.)
Практическая работа. (15 мин.)
Анализ и демонстрация работ. (5 мин.)

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие с учениками и гостями урока.
Беседа: Ребята, давайте поиграем, по первым буквам слов необходимо подумать и отгадать, что загадано. Слайд №1 игра «Подумай» Ответы детей. Верно лес зимой.
А теперь используя корень слова, отгадайте загаданные слова. Слайд №2 анаграмма «Угадай – ка!». Ответы детей. Молодцы.
Посмотрите на эти картины, что изображено на них? Слайды №3 - №7. Верно – зимний лес. Скажите, как называется жанр изобразительного искусства, который основным предметом изображения показывает красоту, настроение природы, ее многоцветие? Верно пейзаж. (Определение на доске - карточки)
Тема сегодняшнего урока: «Зимний пейзаж». Слайд №8. На прошлом уроке мы говорили о зиме, её характере, особенностях.
Цель: Сегодня мы с вами будем изображать картину зимнего леса, но рисовать мы её будем в новой технике на виниловых пластинках, используя гуашь. Слайд№9.
Прослушайте стихотворение, которое написал Сергей Есенин «Поёт зима аукает» и посмотрите на картины с изображение зимнего пейзажа - Слайдшоу с изображением зимнего пейзажа. Ответьте, что общего в этих картинах? Ответы детей. Хорошо.
Закрепление цветовой гаммы и новый материал группы красок.
- А вы, заметили какие цвета, использовал художник в написании картины?
- Вспомните и назовите, какие цвета называют холодными?
- Синий, фиолетовый, изумрудный, голубой и т.д.
- А какие тёплыми?
- Красный, оранжевый, жёлтый и т.д.
- Да холодные цвета синие, голубые, сине – фиолетовые, сине – зеленые, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета, с чем у нас ассоциируются? Ответы детей. Верно с чем – то действительно холодным – льдом, снегом, водой и т.д.
- А теплые цвета красные и жёлтые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов? Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того. Что в природе действительно дает тепло.
- А еще ребята есть чёрный, белый, серый, скажите в какую группу их можно поместить? Ответы детей. Так вот запомните, эти цвета называют – нейтральными. И существует две группы цветов ахроматические – это нейтральные и хроматические, куда входит холодная и теплая гамма красок. Запомните новые слова. Схема на доске.
Слайд с изображением репродукции картины К.Ф. Юона «Русская зима.
Лигачёва».
Посмотрите ребята одну из самых известных картин с изображением зимнего пейзажа, русского художника, графика, пейзажиста советской эпохи - Константина Фёдоровича Юона, картина называется «Русская зима. Лигачёво», созданная в 1947 году.
Пейзажи родного Подмосковья – излюбленная тема в творчестве художника. Автор изобразил ясный морозный день и окраину подмосковной деревушки. Мы видим настоящее царство снега и лес, погруженный в тихий зимний сон. Даже воздух кажется неподвижным. На переднем плане картины – укрытые белым покрывалом сосны и ели, будто скованные холодом, замершие в оцепенении. Сквозь их ветви, покрытые серебристым инеем, пробивается солнечный свет. На заднем плане полотна – несколько маленьких елочек, одетых в нарядные белые шубки. От белого цвета слепит глаза. Тронешь ветку случайно – словно меховая шапка, свалится на голову пушистый снежный ком. А ветка, чуть качнувшись, опять замрёт, как во сне.

Красочная и декоративная, картина «Русская зима. Лигачево» покоряет зрителя своей задушевностью, искренностью, теплотой и отражает безграничную любовь живописца к родной природе.

Вам понравилась картина? Ответы детей. Пришло время немного отдохнуть.
Физминутка.
Практическая работа.
Ребята, вы увидели сегодня множество зимних пейзажей. Пришло время создать свой зимний пейзаж. А рисовать мы его будем на виниловой пластинке, которую для вас заранее загрунтовала я, гуашью смешанной с клеем ПВА. Посмотрите, какие работы получаются при использовании этой техники. Слайды с фото. Вот, что получилось у меня. Если пластинку после покрыть лаком по дереву, она прослужит долгое время.

Для работы вам понадобятся краски – гуашь, кисти и воображение. Рисуем зимний пейзаж, какие цвета мы используем? Холодные и новое слово, которое узнали сегодня – хроматические. Приступаем. Звучит классическая музыка.
Пришло время подвести итоги нашего урока. (Прошу продемонстрировать работы некоторых ребят.) Оценка.

Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.

Что вы запомнили и чему научились? Ответы детей.

У вас на парте лежит смайлик с улыбкой, прошу после урока положить мне в корзинку смайлики тех ребят, кому понравился сегодня урок.

Домашнее задание – принести принадлежности: альбом краски, кисти.

Спасибо, урок окончен.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115