Конспект урока по русскому языку на тему Шипящие согласные звуки.Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу


Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Альфа с углубленным изучением отдельных предметов
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу»
подготовила
учитель начальных классов
Шибанова Ирина Ивановна
г. Уфа
2017 год
Тема:
« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Цель урока:
повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме;
развивать речь и интерес к учёбе;
развивать навыки само и взаимоконтроля, наблюдательность, внимание, отработка каллиграфических навыков.
Планируемые результаты:
учащиеся повторяют написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;
получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
учатся выбирать уровень заданий в зависимости от своего уровня развития и подготовленности.
Образовательные ресурсы:
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
Учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкина ,методическое пособие Л.Ф. Климановой. Русский язык.
презентация на электронном носителе;
Дидактический и раздаточный материал:
индивидуальные карточки с заданиями;
карточки по русскому языку на изучаемые орфограммы жи - ши, ча - ща,
чу – щу;
карточки с разноуровневыми заданиями
Тип урока - закрепление знаний
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах, в микрогруппах;
УУД
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
2. Познавательные
а) общеучебные:
Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».
б) информационные:
выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество:
работа в парах,
в микрогруппе.
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
самоконтроль.
контроль товарищей.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент
- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения на весь день! А на уроке мы должны быть какими? Внимательными, активными, а главное – трудолюбивыми.
2. Актуализация знаний 1. Минуточка чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Откройте тетради, запишите число, день недели, классная работа).
Сегодня мы будем писать буквы, которые спрятались в загадках.
Загадки. (Слайд 2,3,4)
1.Целый час жужжит уже На цветочке буква.....
2.Для шипенья хороша В алфавите буква ...
3. Не получится борща,Если нет в нем буквы ...
Черепаха понимает,Что домой не опоздает.При луне, как при свече, Подползает к букве ... 
- Что общего у этих букв ?- На какие группы можно разделить?
- Составим узор из строчных букв.
жшщч шщчж
- Установите закономерность и допишите до конца строки.
- Подчеркните самый красивый узор
- Послушайте текст, из текста, на слух, выберите те слова, в которых встречаются слоги с шипящей согласной и запишите слова.
Выборочный диктант (Работа в тетрадях).
В конце мая я случайно оказался в лесу. Чудный запах ландышей разносился вокруг. В лесу была удивительная тишина. Но чуткие уши услышали стук, который раздавался где-то далеко в лесу. Видно, там живет дятел. Он часто долбит своим крепким клювом мягкое дерево.
САМООЦЕНКА
- Подчеркните слоги, которые являются орфограммами (проверка на слайде 5)
Работать будем по плану Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я МОГУ...
Дети читают загадки, отгадывают. Вспоминают шипящие согласные, дают их характеристику.
Же
Ша
ЩаЧеобозначают шипящие согласные
твердые и мягкие
Случайно, чудный, тишина, чуткие, уши, живет, часто.
(Приложение №1)
3. Целеполагание- Какая тема урока?
Знакома ли нам эта тема?
- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме?
- Давайте сформулируем цель нашего урока
- Каким образом можем достичь этой цели?
Какие же правила нам понадобятся для сегодняшнего урока? (Слайд 6)
С. 71 -72 чтение сообщения от профессора Самоварова. Работа с правилом.
Высказывания учащихся.
4. Работа по теме урока - Возьмите лист. Рассмотрите задания. Что нужно сделать?
- Попробуйте выполнить все задания.
- Попробуем справиться с этой задачей сообща, для этого объединимся в группы. Вспомним правила работы в группах.
Работа по карточкам.
1 задание.
Запишите слова в три столбика.
Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.
(Проверка по слайдам 7)
2 задание
- А теперь запишем слова, но изменив их так, чтобы были в них буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу. (Слайд 8)
Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Хорошо(хороший)
Поставьте это слово во множественное число. Карандаш (карандаши)
Детеныш щуки. (Щурёнок)
Образуйте однокоренное слово. Снег (снежинка)
Подберите однокоренное слово. Машинка (машинист)
Подберите противоположное слово к слову «завтрак» (ужин)
Образуйте слово, отвечающее на вопрос что делать? Встреча (встречать )
-Обозначьте орфограмму, над которой мы работаем на уроке.
-Что такое орфограмма?
Найдите среди записанных слов словарные слова
- Поставьте ударение. Закрасьте красным карандашом гласную, требующую запоминания. Разделите на слоги для переноса.
- С помощью чего можно проверить написание этих слов?
-Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа. Оцените её. ОЦЕНКА СОСЕДА
3 задание.
На какие группы мы можем разбить эти слова? (Хороший, карандаши, щурёнок, снежинка, машинист, ужин, встречать)
-Найдите слова, которые обозначают предмет.
-Найдите слово обозначающее признак предмета.
-Найдите слово обозначающее действие предмета.
-На какие вопросы отвечают эти слова? - Что можно составить из слов?
Что такое предложение?
Поработайте в парах. Составьте со словом машинист предложение по этой схеме. (Слайд 9) Кто? Что сделали? Какую ? Что?
Выбор лучшего предложения и запись его на доске учеником.
Дайте характеристику этого предложения.
Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
Устно составим предложение с этим же, словом вопросительное, побудительное.
Индивидуальная, групповая и фронтальная работа со словами. Один ученик работает у доски. В словарных словах ставит ударение и подчёркивает безударную гласную, комментируя свои действия. Работают у доски, с карточками, осуществляют взаимопроверку.
(Приложение №2)
5.Физкультминутка «Рыбки плавали ныряли» 6.Работа по учебнику С. 71 чтение сообщения от профессора Самоварова.
С. 72 – правило.
С.73 упр. 104
Прочитайте слова. На какие две группы можно разбить? Выпишите сначала слова, которые обозначают предметы, а потом слова, которые обозначают действие предмета.
САМООЦЕНКА

Выполняют упр. 104 в тетради. Ставят вопросы. Подчеркивают слова. Работают в паре.
7.Самостоятельная работа Рассмотрите задания. Прочитайте их. Выберите то, которое понравилось и вы можете его выполнить без ошибок. Подчеркните орфограммы.
1.Вставь пропущенную букву и запиши. Подчеркни орфограмму.
Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись, ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч… .2. Прочитайте стихотворные строки. Запиши по памяти.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков)
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Приложение №3
Итог урока. Поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 10)
Сочетания жи – ши
Только с буквой _____ пиши.
Сочетания чу – щу
Только с буквой ______ пишу.
Чаща, дача и печать
Нужно с буквой ______ писать!
А теперь закончите предложение.
Контролируют, выделяют и осознают то, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению.
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило……… (Слайд 11)
Оцените свою работу сигнальными карандашиками. Зеленый- все получилось.
Желтый - мне надо поупражняться в написании слов.
Красный- я ничего не понял.
Домашнее задание. Даю инструктаж по выполнению домашнего задания упр. 105 стр.73 Слушают инструкцию,
фиксируют задания
Приложение №1
Выборочный диктант (Работа в тетрадях).
В конце мая я случайно оказался в лесу. Чудный запах ландышей разносился вокруг. В лесу была удивительная тишина. Но чуткие уши услышали стук, который раздавался где-то далеко в лесу. Видно, там живет дятел. Он часто долбит своим крепким клювом мягкое дерево.
Приложение №2
1 задание.
Запишите слова в три столбика.
Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.
2 задание
- А теперь запишем слова, но изменив их так, чтобы были в них буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Хорошо(хороший)
Поставьте это слово во множественное число. Карандаш (карандаши)
Детеныш щуки. (Щурёнок)
Образуйте однокоренное слово. Снег (снежинка)
Подберите однокоренное слово. Машинка (машинист)
Подберите противоположное слово к слову «завтрак» (ужин)
Образуйте слово, отвечающее на вопрос что делать? Встреча (встречать )
3 задание.
На какие группы мы можем разбить эти слова? (Хороший, карандаши, щурёнок, снежинка, машинист, ужин, встречать)
Составьте со словом машинист предложение по этой схеме. Кто? Что сделали? Какую ? Что?
Приложение №3
1.Вставь пропущенную букву и запиши. Подчеркни орфограмму.
Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись, ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч…
2. Прочитайте стихотворные строки. Запиши по памяти.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков)
Использованная литература
1.Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. 1 часть. 2015 год.
2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык: 2 класс» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина). 2015 год
3. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс, авт. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.
4. 350 правил и упражнений по русскому языку, 1-5 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2013.
5. 75 упражнений на все правила русского языка, 2 класс, Ушакова О.Д., 2008.
Информация об авторе
1.Шибанова Ирина Ивановна
2.Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Альфа с углубленным изучением отдельных предметов.
Адрес: Бульвар Хадии Давлетшиной, д. 28, тел. +7 (347) 228-12-72.
Учитель начальных классов, 1 категория.
3.Стаж работы: 20 лет, педагогический стаж работы: 14 лет.
4.УМК «Перспектива»
5. e-mail irinashib@mail.ru6. Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу»