Урок письма и развития речи во 2 классе на тему: «Шипящие согласные».
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат о. Муром»
Урок письма и развития речи во 2 классе
на тему «Шипящие согласные».
Подготовила:
учитель начальных классов
Опарина И.В.
Ф.И.О. учителя: Опарина И.В.
Предмет: письмо и развитие речи
Класс: 2
Автор УМК: Якубовская Э.В., Павлова Н.В.
Тема урока: «Шипящие согласные»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формировать понятие шипящие согласные.
Задачи:
1. Образовательные:
формировать умение слышать и переводить звуки родной речи в письменную речь;
развивать фонематический слух.
2.Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету.
3.Коррекционно-развивающие:
развивать внимание и логическое мышление учащихся;
корригировать и развивать личностные качества сферы учащихся: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.
Оборудование: учебник, наглядные пособия.
Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаши.
Литература:
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 232с. – (В помощь школьному учителю).
Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2009.-175с.
http://ped-kopilka.ru/http://files.school-collection.edu.ru/Ход урока:
Время Этап урока Деятельность учителя
5 мин. 1.Орг. момент - Ребята, у вас все готово к уроку? На парте должны лежать: учебник, тетрадь, ручка и карандаши.
- Какое сегодня число? Месяц?
- Открываем тетради, берем ручки.
- Записываем число.
10 мин. 2.Актуали
зация знаний.
1.Минутка чистописания.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы здесь видите? (буквы)
- Какие буквы? Назовите их. (ж, ш, ч, щ)
- Напишем их в воздухе.
- Теперь запишем буквы в тетрадь. Сначала пишу я на доске, потом вы пишите в тетрадях.
2. Слоги с шипящими
- Ребята, что написано на этих карточках? (слоги с нашими буквами)
- Прочитайте первый слог. (жи)
- Записываем его в тетрадь.
- Назовите гласную букву. Подчеркните ее красным карандашом.
- Назовите согласную букву. Подчеркните ее синим карандашом.
- Прочитайте второй слог. (ши)
- Записываем его в тетрадь.
- Назовите гласную букву. Подчеркните ее красным карандашом.
- Назовите согласную букву. Подчеркните ее синим карандашом.
- Какое правило мы знаем про эти слоги? (Жи-ши пиши с буквой и)
- Какие еще похожие правила мы знаем? (Ча-ща, чу-щу)
- Прочитайте третий, четвертый … слог. (ча, ща, жа, ще, чу)
- …
1 мин. 3. Поста
новка темы. - Сегодня на уроке мы будем изучать шипящие согласные ж, ш, ч, щ.
7 мин. 4.Изуче
ние нового материала.
Работа с учебником 1. Введение понятия шипящие согласные.
- Откроем учебник на с. 56.
- Посмотрите на картинку сверху. Кто здесь нарисован? (животные)
- Кто нарисован первым? (черепаха)
- Четко произнесем первый звук. [ч]
- Запишем слово в тетрадь.
- Подчеркните первую букву. Какой звук она обозначает? [ч]
- Кто на второй, третьей, четвертой картинке? (жук, шмель, щенок)
- …
- Какие буквы в словах мы подчеркнули? Назовите их. (ж, ш, ч, щ)
- Эти буквы гласные или согласные? (согласные)
- Почему? (слышим шум, встречают преграду)
- Ребята, про эти звуки шипящие. Их так назвали, потому что когда мы произносим слышим шум. Об этом у нас написано в красной рамочке. Читаем вместе со мной.
«Звуки ж, ш, ч, щ – шипящие согласные»
1 мин. 5.Физ.
минутка - Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)
Чи-чи-чи (3 хлопка)Черные грачи (руки в стороны, махи руками)Чок-чок-чок (3 хлопка)Черный каблучок (руки на пояс, топанье)Щи-щи-щи (3 хлопка)Щиплем мы щавель на щи.
8 мин. 6. Работа по теме
1. Словарная работа.
- Ребята, отгадайте загадку.
Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ...
(карандаш)
- Для чего нам нужен карандаш? (рисовать)
- Произнесем слово.
- Запишите слово в тетрадь.
- Приготовьте синий и красный карандаши. Обозначьте гласные и согласные буквы.
- Хлопками определим кол-во слогов.
- Сколько в слове слогов? (3)
- Давайте послушаем какой слог ударный? На каком ударили (3-даш)
- Где можно сделать ошибку? (а, а)
- Есть ли в слове шипящий звук? Произнесите его.
- Составим со словом карандаш словосочетание. (красный, длинный, цветной, простой)
2. Работа над предложением.
- Ребята, мы вспомнили словарное слово, а теперь поработаем с текстом.
- Откройте учебник на с. 57 и послушайте меня внимательно. (текст упр-я 3)
- Что я сейчас прочитала? (текст)
- О чем в нем говорится? (о соловье и лягушке)
- Прочитайте первое предложение.
- Как вы поняли, что это предложение? (начинается с большой буквы, в конце точка)
- Сколько слов в предложении? (4)
- Запишем схему предложения.
I_____ ____ _ ___ .
- Почему первая линия начинается с уголка? (обозначает заглавную букву)
- Следующая линия какое слово обозначает? (соловей)
- Что стоит в конце предложения? (точка)
- В каком слове есть шипящая согласная? (защелкал)
- Какая это буква? Если затрудняетесь, вам поможет правило в рамочке. (щ)
- Подчеркните ее.
- Прочитайте те слова, в которых есть шипящие.
- Выпишем их и подчеркнем шипящие
6 мин. 7. Закреплениеизучен
ного- Ребята, мы с вами говорим на своем языке и у животных тоже есть свои языки. Давайте вспомним какие. Я называю животное, а вы говорите какой это язык.
Коровы мычат.
- Найдите в этом слове шипящую. Отметим ее магнитами.
Сороки трещат.
Мыши пищат.
Медведи рычат.
Дятлы стучат.
- Резерв: записать эти предложения.
1мин. 8. Дома
шнее задание № 4 с. 57
1 мин. 9.Итог урока. - Какое задание показалось наиболее трудным? А какое самым интересным?
- Какие звуки называются шипящими?