Урок русского языка для 2 класса на тему Шипящие согласные. буквосочетания чк, чн
Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН.»
Цели урока: формирование умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН; правильно их писать.
Основные задачи урока:
- уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;
- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения урока: Урок - наблюдение
Оборудование: презентация, листочки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся, картинки: синичка, мудрая бабушка Сова.
Формируемые УУД:
- личностные: самоопределение, смыслообразование;
- познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
- регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
-коммуникативные: речевая деятельность, навыки
Используемые технологии:
- системно-деятельностный (работа в парах),
- частично-поисковый метод (работа с информацией);
- информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).
Формы работы: практическая работа
Ход урока
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.
У. Ребята,давайте послушаем музыку. (звучит музыка)
Какое сейчас время года?(осень)
У. Какие изменения происходят в природе осенью?
Д.(стало холоднее, идёт дождь, небо серое, птицы собираются в стаи и улетают на юг, падают с деревьев листья)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся с вами на прогулку в осенний лес.
Слайд
Гуляя по осеннему лесу, мы будем с вами наблюдать за жизнью природы. Будем учиться правильно, писать. Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю вы знаете эти правила /ответы детей/.
Слайд
1) Не ломать веток.
2) Не разорять гнёзда.
3) Не разрушать муравейники.
4) Не разводить костры.
У. На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки.
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь!
За работу я возьмусь.
2. Минутка чистописания
У. Закройте глаза, представьте себе, что мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите?
Д. / шорох листьев под ногами, потрескивание веток, голоса птиц /
Звучат звуки леса
У. Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья особенные! /внимание на доску/ Почему? на них буквы Н, Ч, Щ, И, К.
У. Посмотрите, но писать все мы их не будем, а только напишем те, которые выберем.
У. Какие согласные буквы в русском языке из этих всех написанных, всегда мягкие? (ч, щ)
У. Какая буква лишняя?
Д. Лишняя буква и, потому что она гласная.
У. Правильно! Мы с вами выбрали 4 буквы, их и будем писать на минутке чистописания.
ЧЩКН НКЧЩ
Сидим правильно, пишем красиво.
У. Скажите, пожалуйста, какие сочетания можно составить из этих написанных букв?
Д. (ЧК, ЧН.)
У. Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?
Д./ответы детей/
У. Правильно писать сочетания ЧК, ЧН в словах.
Слайд
3. Работа по теме урока
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.
(вывесить на доску заголовок)
У. Что вы можете сказать о звуке [ч]?
Д. Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.
Молодцы.
У. На следующей строчке напишем сочетания ЧН,ЧК……………………
Слайд
4. Работа с учебником.
У. Ребята, в лесу живет мудрая бабушка Сова. Она хочет, чтобы вы прочитали сообщение профессора Самоварова.
- Откройте учебник на стр. 78
- О чём узнали из сообщения?
Д. Звук [ч] и звук [щ] - непарные, мягкие. При письме их мягкость показывать не надо.
(Нахождение слов с изученными орфограммами в предложениях упр.114)
- Молодцы! Мудрая бабушка Сова вами довольна.
5. Работа над пройденным материалом.
- Вот подул ветер.
Слайд
Полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт. Прочитайте их.
Печ(?)ка, печ(?)ник, соч(?)ный, удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но
Работа в группах ( первая группа выберет слова с сочетаниями чк- вторая с сочетаниями чн.
Слайд
Проверим. (Слайды на доске)
- Оцените себя сами..- Молодцы!
- Теперь продолжим прогулку по осеннему лесу. Кто там находится среди деревьев?
Слайд
- Ребята, кто это там у дерева? Что она делает?
У. Составьте предложение по этой картинке.
Д. Девочка собрала листочки.
У. Докажите, что это предложение?
- Что выражает предложение?
Д. Предложение выражает законченную мысль.
У. Запишите это предложение (1 ученик у доски).
Какие орфограммы нам встретились в этом предложении? Подчеркните.
-У. Какое предложение по цели высказывания, по интонации?
Д. по цели высказывания оно повествовательное, по интонации невосклицательное.
-У. Слово ДЕВОЧКА - это словарное слово. Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
- Как пишутся сочетания ЧН,ЧК?
Д. Мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.
У. Выполните звуко – буквенный разбор слова девочка.(1 ученик у доски)
У. Давайте вспомним и запишем слова с непроверяемой безударной гласной в которых есть звук ч. Выделите в этих словах орфограммы.
6. ФИЗПАУЗА.
- На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть.
Лес, в котором растут дубы, называется дубрава.
Звучит музыка для физпаузыЯ, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно.
7. Работа с карточками в парах. Стихотворение
У. Смотрите, нам навстречу спешит кто? Отгадав загадку, мы узнаем, кто?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора!
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Слайд.
Он каждому из вас дает карточки. Прочитайте. Слайд
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Д. В стихотворении говорится о синичке, о том что ей станет скоро тяжело искать корм, потому что выпадет снег и мы должны будем ей помогать и не только ей, но и всем остальным птицам зимой.
У. К чему стихотворение нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)
- Посмотрите на синичку и послушайте её пение (звукозапись).
Скоро выпадет снег, и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. Вы можете сыпать хлебнее крошки, ну, а синички больше всего любят кусочки сала и семечки.
- Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
- Вы можете советоваться друг с другом, помочь друг другу.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу, поставьте друг другу оценки
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
У. Молодцы! С заданием справились хорошо. Зайчик остался вами доволен.
8. Включение в систему знаний. Повторение.
На доске слова:
Солнечный, девочка, речка, уточка, птичка, ночька, почка, дочька, ночной, ручька.
- А теперь мы с вами, ребята, в осеннем лесу, будем собирать грибы. Но грибы не простые, а волшебные.
- Нам нужно будет собрать только правильные грибы. На всех грибах есть слова. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, помнить то правило, которое мы с вами выучили (дети по очереди подходят и выбирают слова ).
- Молодцы, ребята! Вы правильно собрали грибы в корзиночку. А почему остальные грибы мы не взяли? (потому что в них сочетания со звуками [ч] и [щ] написано
-А сейчас мы попрощаемся осенним лесом и возвратимся в класс. Закрыли глазки .
- Откройте глаза, вот мы и в классе. Подул ветер и на партах у вас приземлились красивые осенние листочки. Их ветер принес сюда. Они не хотят умирать, поэтому дают задания каждому из вас и хотят, чтобы вы запомнили орфограммы.
Тест (на листьях)
Взаимопроверка (в парах). Оценка
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У. Какую проблему урока мы решали?
Д. Мы учились писать сочетания со звуками [чк] и [чн].
У. Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний ЧН,ЧК.
Д. Сочетания ЧК, ЧН пишется без Ь.
- Оцените своё участие в уроке, используя условные обозначения.
10. Домашнее задание.
- Откроем дневники и запишем задание на дом.
Упр.70 с. 40 в рабочей тетради
У. Наш сегодняшний урок хочу закончить замечательным стихотворением А.С.Пушкина «Осень»
Слайд. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение
- Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.