Конспект открытого занятия Морозные узоры


Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры»
Тема: "Морозные узоры"
Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы;
Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
Совершенствовать умения и навыка детей в рисовании;
Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования.
Материалы для занятия: Материал на выбор: воск, свеча, акварель, тонированный альбомный лист в форме окна, гуашь белая, кисть тонкая №2, стаканчик с водой, презентация «Морозные узоры».
Ход занятия:
Отгадайте загадки:
Не дождавшись тепла,
Среди зимнего дня,
Распустились цветы,
На окне у меня.
Подошла я к цветам,
Но не пахли они.
Для чего ж они выросли,
В зимние дни? ( Ответы детей)
Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками.. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.
Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей). Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей).
А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.
Я сегодня поутру не смогла
Оторвать свои глаза от стекла.
Вот опять мне свой сюрприз преподнёс
Этот сказочный художник Мороз.
Предо мной предстало чудо явление -
Художника морозного плодотворенияОн не просто там что - то малюет,
А он сказку на окне рисует.
(ответы детей).
Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают морозные узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне»).
Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?
Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах?
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
( У Мороза Ивановича есть волшебный посох , он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. Так растут кораллы в морях и океанах. Только очень медленно, а морозные узоры появляются мгновенно, иногда за несколько часов . И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Дедушка  Мороз. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».
На всех ли окнах появляются морозные узоры? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка.
А ведь морозные узоры можно нарисовать самим, для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом). Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз).
Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры. Но сначала предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка
Рано утором в парк ходили  (ходьба на месте)
Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)
А потом с горы катились  (Волнообразные движения руками)
Веселились и резвились  (прыжки на месте)
Холодно гулять зимой  (киваем головой)
Побежим скорей домой  (возвращаемся на места)
Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка, акварель или гуашь, воск или белила.
Можно предложить детям нарисовать «морозные» узоры, в стиле кружевоплетения, применяя декоративные элементы - точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия с узелком.Звучит музыка Свиридова  «Отзвуки вальса» , П. И. Чайковского
« Святки» . Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.
Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.
Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.
Рассматривание результатов работы.
По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне.
Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.
Педагог доп. образования
Харламова Н.А