Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» 4 класс


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Гладыщева Г.М./
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «Отрадненская ООШ»
___________/Шевцова Е.А./
«__»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»»
4 класс
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Разработана учителем начальных классов
Можаитиной Ольгой Алексеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора Е.И. Коротеевой. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.
Цель программы – дать детям возможность проявить себя, творчески раскрыться в изобразительном искусстве.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;
научить слушать, видеть и понимать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров изобразительного искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-изобразительной деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение инструментами и материалами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки.
МЕСТО КРУЖКА «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Темы Количество часов
1 Живопись 12
2 Графика 11
3 Скульптура 4
4 Аппликация 4
5 Бумажная пластика 1
6 Работа с природными материалами 1
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1
ИТОГО 34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Живопись
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом. Практическая работа: Изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.
Графика
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техникой печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств ( толстой и тонкой линий, ритма пятен, ритма элемента) . Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Скульптура
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей массы без дополнительного отделения частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры. Практическая работа: лепка о лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Аппликация
Продолжение освоения обрывной и вырезной аппликации. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров. Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивание, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные способы сминания бумаги. Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок.
Работа с природными материалами
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение более крупному их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается зарисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной. Практическая работа: декоративная роспись; с дальнейшей дорисовкой .
Организация и проведение выставки детских работ
Четвертый год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Факультатива «Смотрю на мир глазами художника»
№ дата Тема занятия Содержание деятельности Воспитательная работа
Теоретические занятия Практические занятия Живопись
1. 03.09 Отработка навыков работы красками. «Листопад» Беседа: «Изучаем основные,тёплые и холодныецвета
Композиция «Листопад» Формирование интереса к живописи
Изучение секретов живописи фломастерами.
2. 10.09 Отработка навыков работы гуашевыми красками.
Декоративный натюрморт «Букет на память школе» Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета Композиция «Букет» 3. 17.09 Отработка навыков работы живописными материалами.
«Как прекрасен этот мир» Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета. Композиция
« Летом на речке» 4. 24.09 5. 01.10 Создание фриза в заданной цветовой гамме с определенным сочетанием теплой и холодной гамм (коллективная работа). «Земля - космос» Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно
Коллективная работа «Земля - космос» Подготовка детей к умению видеть красоту в природе.
6. 08.10 7. 15.10 Отработка навыков работы красками. «Краски земли» Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов» Композиция
«Краски земли» Формирование интереса к живописи
8. 22.10 9. 05.11 Отработка навыков работы красками. «Мы путешественники» Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов» Композиция «Мы путешественники» Формирование основ эстетического восприятия цвета
10. 12.11 11. 19.11 Отработка навыков работы живописными материалами.
«Карнавал, карнавал» Композиция
«Карнавал, карнавал» 12. 26.11 Графика
13 03.12 Знакомство с новыми видами графики (граттаж). «Райский сад» Знакомство с искусством «Каслинское литье».
14 10.12 Разнообразие графического материала.
Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». Графика. «Ажурная ограда 15 17.12
Архитектурный ансамбль. Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. Графика. «Мой дом» Формирование основ эстетического восприятия цвета
16 24.12 Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов (цветные карандаши, мелки). «Узор» Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.
«Узор травка» 17. 14.01 Секреты смешенной техники.
Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Мой дом - буква» 18 21.01 19 28.01 Графика. Линия, штрих, пятно Беседа «Знакомство с выразительными средствами графики»
Графика «Идет дождь»
Воспитание любви к искусству.
20 04.02 21 11.02 Домашние животные.
Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в завиcимости от характера его насыщения белой или чёрной краской». Графика «Котенок» 22 18.02 23 25.02 Книжная графика Беседа о видах изобразительного искусства Экскурсия в библиотеку Скульптура
24 03.03 Скульптура. Домашняя птица.
Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина Скульптура. Уточка Овладение приемами работы с пластилином
25. 10.03 Скульптура. Цветной пластилин Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении Скульптура. «Сказочный дом Овладение основами техники лепки из цельного куска.
26. 17.03 Скульптура. Пластилин в сочетании с картоном Беседа о выразительных возможностях пластилина Скульптура. «Сказочный дом» 27. 31.03 Скульптура. Работа с глиной Беседа о выразительных возможностях глины Скульптура. «Сказочный герой» Аппликация 28 07.04 Аппликация из листьев «Сказочный лес
Беседа о природных материалах в аппликации. Композиция «Сказочный лес» 29 14.04 Аппликация из цветной бумаги Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах Аппликация. «Сказочный цветок». Воспитание трудолюбия и аккуратности
30 21.04 Аппликация. Разнообразие материалов Беседа о технике «вырезанная аппликация». Аппликация. «Сказочная птица Воспитание трудолюбия и аккуратности
31 28.04 Аппликация в технике мозаики.
Беседа о технике «вырезанная аппликация» Аппликация. «Сказочный лебедь» Воспитание любви к природе.
Бумажная пластика
32 05.05 Бумажная пластика.
Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. «Елка» Воспитание бережного отношения к белой бумаге.
Работа с природным материалом
33 12.05 Коллаж из природного материала
Беседа о создании небольших объёмных пейзажей из природных материалов Композиция «Уголок природы» Воспитание у учащихся основ коллективного творчества.
Организация и обсуждение детских работ
34 19.05 Роль композиции в творчестве
Беседа о композиционном построении праздника Праздник. «Страна мастеров» Воспитание творчества.