Методическое пособие Пластилиновая живопись

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский государственный педагогический колледж № 2


























Пластилиновая живопись

Методическое пособие



















2012
Рассмотрено на заседании
предметно цикловой комиссии
______________________

Зав. ПЦК Шепетко Н.Е.










Составитель: Худорошкова Г.Д.

Методическое пособие для студентов
Специальность 050144 «Дошкольное образование»


Данное пособие составлено в соответствии с ныне действующей программой «Воспитание и обучение в детском саду». Структура пособия продиктована требованиями раздела изобразительной, продуктивной деятельности лепки.
Предлагаемое методическое пособие поможет студентам, начинающим воспитателям наглядно увидеть последовательность усвоения материала по данному разделу.














Пояснительная записка
Данная программа направлена на освоение новой техники в изобразительной деятельности дошкольников
Пластилиновая живопись. Что это такое? Как рассматривать этот вид деятельности в работе с дошкольниками как лепку или как живопись?
Говоря о лепке, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, элементарную скульптуру, декоративные изделия, пользуясь глиной или пластилином.
Лепка - творческий процесс: ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, и в то же время превращает кусочек глины в разнообразные формы, предметы, стараясь передать в них объем, движение, даже характер и настроение объекта. Он осознает разнообразные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями различных предметов. Огромнейшее влияние лепка оказывает на развитие руки ребенка, что так важно при подготовке его к школе. У него отрабатывается четкость движений рук, их координация. Ребенок при лепке учится регулировать силу нажима пальцев на материал при обработке поверхности изделий. Необходимо выделить один из разделов лепки - декоративную, так как именно она по содержанию ближе к пластилиновой живописи. В раздел декоративной лепки входят три направления работы.
Первое - лепка по мотивам народных декоративных игрушек - дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской. Здесь дети могут слепить птиц, животных, фигурки людей, используя простоту, схематичность образа, обязательно украшая изделия различными способами.
Второе - лепка посуды разными способами: глубоким вдавливанием, ленточным, кольцевым способами, из дискообразной формы.
Третье - лепка декоративных пластин, которые по технике выполнения ближе всего подходят к пластилиновой живописи.
Занятия по декоративной лепке очень полезны и ценны. Готовясь к ним, мы учим детей видеть красоту предметов прикладного искусства, любоваться их простотой, яркостью, нарядностью.
Особенно ценно, что в процессе работы можно проявить творчество, фантазию, свое собственное "я", свой индивидуальный эстетический взгляд, вкус. Это может проявиться как в ходе лепки формы предмета, так и в процессе украшения декоративного изделия, что является основным моментом при лепке декоративных предметов.
А если взглянуть на пластилиновую живопись как на живописный рисунок.
История живописи показывает, что рисунок может выполняться не только красками, а самыми разнообразными материалами. Назовем лишь некоторые виды живописи по технике выполнения:
а) фресковая живопись - масляными красками на отштукатуренных известью поверхностях;
б) живопись "сграфорито"- рисунок выскабливают, вырезают на известковой окрашенной стене;
в) мозаика- "рисование" картин с помощью смальты, камней, эмалей и т.д.;
г) восковая живопись (энкаустика)- картины рисуют материалом, в основе которого воск.
Оказывается, такая живопись существует очень давно. Так почему же мы не можем нарисовать рисунок, используя не только традиционные изобразительные материалы - тушь, акварель, пастель; но и такие как, например, пластилин, пластика, глина. С их помощью мы можем передать композицию, форму, объем предмета, колоритные особенности - цвет, тень, полутень, блик и т.д.
Поэтому, если взглянуть на пластилиновую живопись как на рисунок, то можно сказать, что мы оставили методику рисунка и заменили лишь материал, которым традиционно пользовались.
Итогом нашего разговора может служить вывод о том, что пластилиновая живопись- это слияние двух видов деятельности в гармоничное единое целое, где присутствуют элементы лепки и рисунка.
В чем заключается техника пластилиновой живописи. Тематика может быть самой разнообразной: сюжетного, предметного, декоративного характера. Работа выполняется по представлению или с натуры, выбрав для образца предметы искусства, игрушки, графический рисунок. Работать можно сразу на чистой основе или предварительно выполнить карандашный набросок, по которому затем рисовать пластилином. Основная нагрузка ложиться на пальцы рук, которые активно работают, чтобы материал лег тонким слоем на основу, которая должна быть твердой (картон, дерево, стекло, пластик и т.д.)
Необходимо нанести (намазать) пластилин на основу так, чтобы получился мазок из пластилина. Как и в живописи можно использовать наложение одного цвета на другой, смешение разных цветов пластилина для получения разнообразной цветовой гаммы. При необходимости можно использовать стеку, которая позволит выполнить очень мелкую прорисовку деталей или печатки для оформления поверхности нарисованных предметов.
Фантазия подскажет Вам, что можно использовать в своих работах и другие материалы (бумагу, природный материал) для передачи выразительного образа.
Анализ работ, выполненных техникой пластилиновой живописи, проводится по методике рисунка.
При изображении предмета обращается внимание на передачу формы, пропорций, на колорит, на выразительность образа через движение, позу, мимику, настроение. Сюжетный рисунок анализируется с точки зрения композиции, умения расположить объекты в перспективе, передачи своеобразия колорита выбранного сюжета. Декоративные композиции рассматриваются по умению создавать интересный орнамент на основе определенных законов (ритма, повтора, симметрии и т.п.), умения грамотно использовать сочетание цветов декоративных элементов, которые можно разнообразить с помощью смешения разных цветов пластилина или накладывания мазков друг на друга.
Пластилиновая живопись внесет в детскую изобразительную деятельность элемент новизны, нетрадиционности, творчества, что так важно для развития личности ребенка. Этот вид деятельности поможет активизировать мыслительную деятельность детей, развить их эстетические, художественные способности, дать необходимую дополнительную нагрузку на руки ребенка, что поможет сформировать кисть и подготовить руку ребенка к письму для последующего обучения в школе.
(Приложение к программе состоит из занятий, которые можно проводить 1 -2 раза в месяц).


















ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Время проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Тематика занятий
«Разбудим солнышко»
«Летят разноцветные листочки»
«Красивые резные снежинки»
Декабрь
Январь
Февраль
«Зажжем на елке огоньки»
«Угощение для кукол с маком и изюмом»
«Цветок радости» Март
Апрель
Май
«Красивое платье для мамы»
«Украсим тарелочки для трех медведей»
«Расцвели одуванчики на лугу»


СРЕДНЯЯ ГРУППА

Время проведения
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь
Тематика занятий
«Осенний дождик»
«Эти вкусные овощи»

«Украсим шапочку для Хрюши»
Декабрь
Январь
Февраль
«Рисуем настроение»
«Бусы для новогодней елки»
«Красивые рыбки»
Март
Апрель
Май
«Пасхальные яички»
«Цыплята на лугу»
«Цветы весны»





















ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1 занятие. "РАЗБУДИМ СОЛНЫШКО"

Задача. Дать детям представление о том, что "нарисовать" солнышко можно пластилином, отщипывая и раскатывая кусочки прямыми движениями ладоней и пальцев. Учить выкладывать изображение солнышка па листе картона (бумаги), прижимая его к поверхности.
Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, как они лепили палочки, что из них делали. Показать раскатывание прямыми движениями и способ выкладывания изображения солнца на бумажной основе. Подчеркнуть особенности "рисования"
пластилином.
Материалы к занятию. Квадратный лист бумаги (10 х 10) с графическим изображением круга, пластилин желтого цвета.



2 занятие. "ЛЕТЯТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТОЧКИ"

Задача. Подводить детей к освоению всей площади листа через изображение листопада. Учить отщипывать мелкие комочки пластилина, накладывать на бумагу (картон), прижимать и размазывать их указательным пальчиком.
Методика проведения занятия. Внести букет осенних листьев, изобразить листопад. Вспомнить, как рисовали его красками. Показать, как можно нарисовать листопад пластилином. Полюбоваться детскими работами: как много листьев закружилось, полетело! Предложить спеть (послушать) песню, музыку.
Материал к занятию. Бумага размером 1/2 альбомного листа, желтый, красный пластилин.












ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

3 занятие. "КРАСИВЫЕ РЕЗНЫЕ СНЕЖИНКИ"

Задача. Продолжать учить детей осваивать всю площадь листа, располагая снежинки красиво летящими. Закреплять умение отщипывать мелкие комочки, скатывать их в шарик, накладывать на основу, хорошо прижимая указательным пальцем. Учить наносить рисунок печаткой (шляпкой крупного гвоздя) или стекой.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми снег, снежинку. Показать как можно слепить и по-разному украсить снежинку. Побуждать детей заполнять изображениями весь лист. Полюбоваться работами, поблагодарить детей от имени животных, которые так ждали первого снега.
Материал к занятию. Бумага размером 1/2 альбомного листа, белый пластилин, печатки, стеки.



4 занятие. "ЗАЖЖЕМ ПА ЕЛКЕ ОГОНЬКИ"

Задача. Подводить детей к передаче образа нарядной елки через изображение новогодних шариков на силуэте. Закреплять умение скатывать мелкие шарики, накладывать на основу и плотно прижимать, сплющивать пальцами. Вызвать чувство радости от проделанной работы.
Методика проведения занятия. Вспомнить наряд новогодней елки. На фланелеграфе поупражняться в красивом расположении шариков на елке. Показать, как можно слепить и наложить их на силуэт. Полюбоваться, порадоваться нарядными елочками.
Материал к занятию. Силуэты елочек, пластилин разного цвета.














ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

5 занятие. "УГОШЕНИЕ ДЛЯ КУКОЛ С МАКОМ И ИЗЮМОМ''

Задача. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание сделать приятное игрушкам - куклам. Учить "украшать" силуэты баранок, крендельков "маком", "изюмом", накладывая мелкие кусочки пластилина на основу стекой или пальцами.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми
кулинарные изделия: баранки, булочки; поговорить об их особенностях, отличии от хлеба. Показать детям как украсить силуэты "маком" (с помощью стеки) и "изюмом", мелкими комочками пластилина.
Материал к занятию. Силуэты кулинарных изделий, пластилин черный и коричневый, стеки.



6 занятие. "ЦВЕТОК РАДОСТИ"

Задача. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание сделать приятное близким. Учить изображать цветок по частям, выполняя их из крупных и мелких шариков (лепешечек) и колбасок разной длины. Закреплять умение раскатывать детали прямыми движениями ладоней и пальцев.
Методика проведения занятия. Предложить детям сделать подарок. Рассмотреть образцы вариантов цветов. Показать, как выполнить круглые и цилиндрические детали цветка. Предложить украсить цветы стекой или печаткой. Порадоваться ярким цветам, дать им название.
Материал к занятию. Прямоугольный лист бумаги (6 х 10), пластилин разного цвета, стеки, печатки.







ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

7 занятие. "КРАСИВОЕ ПЛАТЬЕ ДЛЯ МАМЫ"

Задача. Доставить детям эмоциональное удовольствие от труда, результатом которого можно порадовать маму. Подводить детей к основам композиции узора на силуэте платья. Закреплять умение лепить мелкие детали прямыми, круговыми движениями, расплющивая их между пальцами или на основе.
Методика проведения занятия. Побеседовать о празднике
8 Марта. Подвести к желанию сделать приятное маме. Рассмотреть варианты композиций узоров на платьях, обговорить способы выполнения деталей. Предложить украсить платье своим узором. Полюбоваться, порадоваться красивым нарядным платьям для мам.
Материал к занятию. Силуэты платьев, пластилин, можно использовать природный материал (семена).



8 занятие. "УКРАСИМ ТАРЕЛОЧКИ ДЛЯ ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ"

Задача. Подводить детей к созданию простейших композиций на круглой форме. Закреплять умение раскатывать мелкие детали с помощью ладоней и пальцев, цилиндрической и шарообразной формы, сплющивать их. Для нанесения рисунка на детали учить использовать стеку или печатки.
Методика проведения занятия. Вспомнить сказку, внести трех медведей, предложить украсить для них мисочки. Рассмотреть образцы декоративных узоров на мисочках, показать, как слепить мелкие детали, наложить и прижать к основе. Полюбоваться мисочками, подарить медведям.
Материал к занятию. Картонные силуэты кругов разных размеров, цветной пластилин, печатки, стеки, образцы украшенных мисочек (2-3 шт.)










ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

9 занятие. "РАСЦВЕЛИ ОДУВАНЧИКИ НА ЛУГУ"

Задача. Подводить детей к передаче сюжета - одуванчиков на лугу. Передавать красоту, яркость цветов. Отрабатывать умение скатывать шарообразную и раскатывать цилиндрическую формы пальцами и ладонями, украшать предметы рисунком, выполненным печаткой или стекой. Располагать цветы по всему листу.
Методика проведения занятия. Вспомнить, как на прогулке любовались цветущими одуванчиками. Уточнить какого они цвета, формы, строения. Показать, как можно нарисовать одуванчик пластилином, по-разному его украсить. Предложить разместить цветы по всему листу бумаги. Полюбоваться работами.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа голубого цвета, пластилин, печатки, стеки.






































СРЕДНЯЯ ГРУППА.

1 занятие. "ОСЕННИЙ ДОЖДИК"

Задача. Учить детей передавать в рисунке впечатления об окружающей жизни, явлениях природы. Развивать моторику рук: наносить комочки пластилина на основу и размазывать их соответственно форме.
Методика проведения занятия. Вспомнить, как с детьми наблюдали дождь, как падали капли, образуя водяные нити, какой формы тучи, лужи. Показать прием рисования тучки, капель дождя пластилином. Следить за правильностью выполнения приемов детьми. Рассмотреть детские работы. Выбрать те, где изображен сильный дождь, а где тихий, где прямой, а где косой дождь.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа (картона), пластилин.



2 занятие. "ЭТИ ВКУСНЫЕ ОВОЩИ"

Задача. Учить детей передавать в рисунке форму, особенности мелких деталей разных овощей. Развивать инициативу, самостоятельность, поощрять изображение ребенком тех овощей, которые раньше не изображали. Закреплять умение накладывать и размазывать пластилин на основе по форме овощей.
Методика проведения занятия. Принести в группу разные овощи, рассмотреть их особенности. Показать, как можно нарисовать пластилином какой-либо овощ, прорисовать детали стекой или использовать для этого пластилин другого цвета. Напомнить правила рисования пластилином. Поощрять изображение детьми разных овощей. Рассмотреть работы, найти те овощи, которые выглядят как настоящие.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа или силуэты круглой формы - блюдо. Пластилин разного цвета, стеки.






СРЕДНЯЯ ГРУППА.

3 занятие. "УКРАСИМ ШАПОЧКУ ДЛЯ ХРЮШИ"

Задача. Учить детей составлять линейный узор на силуэте на основе ритма и повтора. Развивать композиционные навыки, глазомер, цветовое восприятие. Закреплять умение лепить пальцами мелкие детали разной формы, накладывать и хорошо прижимать их к основе.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько шапочек, украшенных линейным узором, обговорить особенности этого узора. Предложить детям украсить шапочки для Хрюши своим узором, проявляя самостоятельность. В конце занятия рассмотреть шапочки, найти самый красивый линейный узор, подчеркнуть красивое сочетание элементов, цвет узора.
Материал к занятию. Силуэты шапочек, образцы, пластилин разного цвета.



4 занятие. "РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ"

Задача. Учить детей изображать настроение праздничного героя через мимику (грустный, веселый клоун, петрушка). Познакомить со строением и пропорциональным расположением частей лица. Закреплять навык рисования пластилином: колпачки - прием размазывания материала на основе, черт лица - мелкими деталями разной формы.
Методика проведения занятия. Вспомнить праздничных героев. Обговорить, как можно передать настроение, по-разному располагая детали лица. Показать графические рисунки, изображающие настроение. Показать, как можно технически выполнить данную работу. Полюбоваться портретами, найти самые выразительные, оформить выставку.
Материал к занятию. Силуэты портретов, пластилин, стеки.









СРЕДНЯЯ ГРУППА.

5 занятие. "БУСЫ ДЛЯ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ"

Задача. Создать эмоционально-радостное настроение от проделанной работы на новогоднюю тему. Проявлять самостоятельность при украшении силуэта елочки гирляндами бус. Развивать моторику рук (кисти и пальцев) при лепке мелких деталей разной формы.
Методика проведения занятия. Вспомнить новогодний праздник. Рассмотреть разные бусы, их составляющие по форме и цвету. Па фланелеграфе поупражняться в композиционном расположении нитей бус на силуэте елочки, показать разные варианты. Вспомнить, как можно слепить мелкие детали разной формы: на основе раскатывания, сплющивания, промазывания. Поощрять самостоятельность в определении композиции. В конце занятия рассмотреть работы, найти самую красивую елочку.
Материал к занятию. Силуэты елочек, пластилин, стеки, печатки, бусы.




6 занятие. "КРАСИВЫЕ РЫБКИ"

Задача. Развивать у детей композиционные умения, цветовое восприятие, упражнять в подборе разных оттенков одного цвета путем смешивания пластилина. Передавать в рисунке разных по форме рыбок, украшать их с помощью стеки, печатки, других материалов.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми аквариум, его обитателей. Показать как можно нарисовать рыбку пластилином, размазывая его тонким слоем по бумаге, по форме. Предложить варианты украшения тела рыбок: стекой, печаткой, цветной бумагой, крупой, семенами и т.д. Поощрять самостоятельность детей в изображении дополнительных предметов, находящихся в аквариуме. Полюбоваться полученными работами.
Материал к занятию. Силуэты аквариумов прямоугольной и круглой формы, пластилин, стеки, печатки, дополнительный материал для украшений: семена, крупа, бумага, хвойные иголки и т.п.




СРЕДНЯЯ ГРУППА.

7 занятие. "ПАСХАЛЬНЫЕ ЯИЧКИ "

Задача. Обогатить знание детей о празднике Пасхи, обговорить особенности обычаев проведения его на Руси. Доставить детям эмоциональное наслаждение от творческой работы по украшению пасхальных яичек.
Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о христианском празднике Пасхи. Рассмотреть украшенные яйца, кулич. Обговорить, как можно украсить их, выдержав определенную цветовую гамму. Предложить детям самостоятельно украсить свои яйца, проявляя творчество.
Материал к занятию. Силуэты яйцеобразной формы, пластилин, стеки, печатки, дополнительный материал: крупа, блестки и т.п.




8 занятие. «ЦЫПЛЯТА НА ЛУГУ»

Задача. Развивать у детей композиционные умения, красиво располагая предметы по всему листу - Закреплять умение наносить пластилин на основу и размазывать его тонким слоем по форме предмета. Способствовать проявлению самостоятельности и инициативы у детей.
Методика проведения занятия. Обговорить тему занятия. Что можно нарисовать на такой картинке. Показать, как нарисовать цыпленка. Обговорить выполнение других предметов (травы, цветов, солнца и т.д.) Поощрять проявление самостоятельности при выполнении работы. Предложить детям использовать в своей работе природный и бросовый материалы.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, природный, бросовый материал (по усмотрению), стеки, печатки.






СРЕДНЯЯ ГРУППА.

9 занятие. "ЦВЕТЫ ВЕСНЫ"

Задача. Вызвать у детей эмоционально радостное настроение от проделанной работы. Развивать эстетическое восприятие- умение видеть, любоваться красотой природы- цветами. Совершенствовать умение подбирать цвет определенного колорита, использовать оттенки одного цвета (смешивая пластилин).
Методика проведения занятия. Внести весенние цветы (одуванчики, тюльпаны), полюбоваться ими. Выделить основные части по форме, расположению, цветовой гамме. Рассмотреть образцы (можно графические) разных способов выполнения цветов. Обговорить технику выполнения, цветовое решение, передачу оттенков одного цвета путем смешивания пластилина или нанесения второго слоя пластилина более светлых оттенков. Полюбоваться полученными работами. Найти самые красивые цветы. Почитать стихи о разных цветах.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, стеки, печатки, природный, бросовый материал для оформления (по усмотрению).



















СТАРШАЯ ГРУППА

Время проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Тематика занятий
«Овощи на блюде»
«Созрели яблоки»
«Декоративный козлик»
Декабрь
Январь
Февраль
«Украшение новогодней короны» «Рождество Христово»
«Распишем блюдо»
Март
Апрель
Май
«Весенний натюрморт»
«Мой четвероногий друг»
«Морской пейзаж»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Время проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Тематика занятий
«Пора грибная»
«Осенние мотивы»
«Комнатное растение»
Декабрь
Январь

Февраль
«Живописная композиция» «Живописная композиция» (новогодняя)
«Животное» Март
Апрель
Май
"Декоративный узор"
"Живописная композиция" (по сказке)
"Цветы мая"









СТАРШАЯ ГРУППА.

1 занятие. "ОВОЩИ НА БЛЮДЕ" (фрукты)

Задача. Продолжать учить детей изображать предметы круглой и овальной формы, красиво располагать их на блюде. Закреплять умение детей наносить пластилин на основу и размазывать его тонким слоем по форме предмета, украшая тонкими деталями. Развивать координацию движений рук, глазомер, силу нажима пальцев.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми разные овощи, уточнить особенности их строения: форму, величину, цвет. Показать как нарисовать пластилином какой- либо овощ на блюде. Обратить внимание на композицию построения рисунка из нескольких предметов. Обговорить варианты украшений: стекой, печаткой, пластилином другого цвета. По необходимости использовать индивидуальный показ.
Материал к занятию. Бумага (картон) круглой или овальной формы, пластилин, стеки, печатки, овощи.




2 занятие. "СОЗРЕЛИ ЯБЛОКИ"

Задача. Учить детей изображать фруктовое дерево с плодами, крупно располагая предметное изображение на листе бумаги. Передавать форму кроны, нанося пластилин тонким слоем на основу, плодов и листьев мелкими лепешечками, накладывая их на "нарисованную" крону. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук, пальцев, регулировку силы нажима.
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о фруктовых деревьях, их особенностях - низкий ствол, развесистая крона. Показать, как можно нарисовать крону и плоды. По необходимости использовать индивидуальный показ. Из работ детей "создать" фруктовый сад, полюбоваться обильным урожаем.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, стеки, печатки.





СТАРШАЯ ГРУППА.

3 занятие. "ДЕКОРАТИВНЫЙ КОЗЛИК"

Задача. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание самим творить, рисовать силуэт козлика дымковскими элементами, выдерживая колоритные особенности росписи. Развивать пластику движений рук, умение выполнять очень мелкие детали, лепя их пальцами.
Методика проведения занятия. Рассмотреть несколько дымковских игрушек, выделить характерные особенности росписи. Предложить детям продумать композицию своего узора на силуэте, уточнить цвета выполняемых элементов. При необходимости показать детям технику выполнения декоративных дымковских элементов. По окончании рассмотреть детские работы, выбрать похожие на настоящие дымковские игрушки.
Материал к занятию. Силуэты игрушек, пластилин, стеки, печатки, дымковские игрушки.




4 занятие. "УКРАШЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ КОРОНЫ"

Задача. Подвести детей к желанию творить, украшать новогодний атрибут, проявляя самостоятельность и творчество. Совершенствовать пластику движения рук, особенно пальцев при выполнении мелких декоративных деталей.
Методика проведения занятия. Вспомнить особенности новогодних костюмов, атрибутов, способы украшения их. Рассмотреть образцы украшения корон, обговорить композиции построения узора в зависимости от формы короны. Предложить детям использовать при оформлении работ различные бросовые материалы: бусы, камешки, стекло (битые новогодние игрушки), фольгу и т.п. Предложить проявить самостоятельность при выполнении своей работы. По окончании рассмотреть все короны, выбрать наиболее нарядные, яркие новогодние
Материал к занятию. Силуэты корон разной формы, пластилин, стеки, бросовый материал.


СТАРШАЯ ГРУППА.

5 занятие. "ТОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"

Задача. По впечатлениям от религиозного праздника Рождества Христова создать живописную композицию храма, передавая особенности его архитектуры. Воспитывать у детей нравственное начало, интерес к истории своей Родины.
Методика проведения занятия. Обговорить с детьми особенности этого религиозного праздника, предложить рассмотреть архитектуру разных церковных зданий, отметить характерные особенности стен, куполов, окон. Дети могут работать по предварительному эскизу, при необходимости можно использовать частичный показ воспитателем. Обратить внимание на возможность использования дополнительных материалов: фольги, битого стекла (елочных игрушек) и т.п. При анализе выбрать самый торжественный, нарядный, величественный, красивый храм.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, стеки, печатки, дополнительный бросовый материал.

6 занятие. "РАСПИШЕМ БЛЮДО"

Задача. Учить детей создавать декоративную композицию на округлой форме, в определенной цветовой гамме (холодные, теплые тона), развивать композиционные умения: располагать декоративные детали в центре, по краям, по диагоналям, по радиусам. Закреплять умение детей наносить пластилин на основу тонким слоем, использовать в украшении мелкие детали.
Методика проведения занятия. Обговорить особенности декоративных узоров на округлых формах (круг, овал). Поупражняться на фланелеграфе в составлении разнообразных композиции, найти многообразие вариантов. Предложить детям проявить самостоятельность при составлении своего узора. При необходимости показать технику выполнения декоративных элементов. Напомнить о выдержке своего узора в определенной цветовой гамме. При рассматривании выделить наиболее интересные композиции узоров, колорита.
Материал к занятию. Силуэты круглой и овальной форм блюд, пластилин, стеки, печатки.



СТАРШАЯ ГРУППА.

7 занятие. "ВЕСЕННИЙ НАТЮРМОРТ"

Задача. Учить детей рисовать с натуры, передавать форму вазы, конструкцию веток, композиционно правильно располагать изображение на бумаге. Закреплять умение предварительно выполнять легкий карандашный набросок, который затем покрыть тонким слоем пластилина соответствующего цветового решения. Совершенствовать пластику движений руки, пальцев, регулировку силы нажима.
Методика проведения занятия. Рассмотреть натуру, уточняя форму, пропорции, расположение, цвет. Показать технику выполнения карандашного наброска. Проследить за выполнением наброска детьми. По окончании сравнить рисунки с натурой, выбрать наиболее полно отражающие ее характер.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, стеки, натурный столик, фон (бумага или ткань), натура.




8 занятие. "МОЙ ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ"

Задача. Продолжать над развитием детского творчества и самостоятельности. Учить выбирать образ четвероногого друга, выразительные средства, с помощью которых он может стать более ярким, эффектным. Совершенствовать технику пластилиновой живописи, закреплять пластичность движения кисти и пальцев, регулировку силы нажима.
Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить о своих четвероногих друзьях, особенностях их внешнего вида, характера и повадках. Рассмотреть иллюстративный материал. Предложить сделать карандашный набросок выбранного животного. Напомнить технику пластилиновой живописи. В конце занятия рассмотреть детские работы, обсудить наиболее яркие образцы и предложить детям рассказать о своем четвероногом друге.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, стеки, печатки.




СТАРШАЯ ГРУППА.

9 занятие. "МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ" (живописная композиция)

Задача. Учить детей создавать пейзажную картинку моря, передавая особенности внешнего вида и колорита. Совершенствовать технику пластилиновой живописи, умение наносить пластилин тонким слоем, накладывать один цвет на другой для передачи выразительности пейзажа.
Методика проведения занятия. Обговорить тему занятия, отметить особенности морского пейзажа, рассмотреть репродукции картин Айвазовского, отметить выразительные средства художника-морениста. Обговорить колоритные особенности данных пейзажей. Напомнить технику выполнения пластилиновой живописи. При рассматривании найти самые выразительные пейзажи, дать описательный рассказ.
Материал к занятию. Альбомный лист, пластилин, стеки.



































ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

1 занятие. "ПОРА ГРИБНАЯ"

Задача. Подводить детей к умению отражать в работе впечатления, полученные летом,- картинку леса. Рисовать предметы рукой, нанося пластилин тонким слоем по форме предмета. Для выразительности использовать наложение одного цвета на другой. Совершенствовать моторику кисти и пальцев.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми лето, посещение леса, сбор грибов. Уточнить особенности внешнего вида разных грибов. Обговорить колоритное решение выполняемой работы. По желанию предложить детям выполнить карандашный набросок выбранного сюжета. По окончании занятия выбрать наиболее интересные композиции по сюжету, колориту.
Материал к занятию. Альбомный лист, простой карандаш, пластилин, природный или бросовый материал (по желанию), стеки.




2 занятие. "ОСЕННИЕ МОТИВЫ"

Задача. Совершенствовать умение детей составлять декоративные композиции осенней тематики из растительных элементов на разных формах. Развивать у детей композиционные умения: симметрию, ритм, повтор, чередование. Совершенствовать умение работать с колоритом: подбирать цвета по тональности. Развивать мелкую моторику кистей рук.
Методика проведения занятия. Вспомнить законы построения узоров, поупражняться в составлении различных композиций на фланелеграфе, используя разные формы (прямоугольные и округлые). Обговорить особенности "осенних" декоративных элементов. Предложить детям самостоятельно выполнить узор, можно использовать заранее выполненный эскиз. В конце занятия, рассматривая работы, выделить самые интересные осенние композиции по колориту и узору.
Материал к занятию. Различной формы бумага, пластилин, природный материал (по желанию), стеки.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

3 занятие. "КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ" (с натуры)

Задача. Совершенствовать умение детей выполнять рисунок с натуры, предварительно внимательно изучив ее и выполнив карандашный набросок. Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем по форме предмета, добиваясь сходства в его строении и колорите.
Методика проведения занятия. Рассмотреть комнатное растение, уточнить строение, форму, величину, пропорции, цвет. Показать детям технику выполнения карандашного наброска (по необходимости). При рассматривании детских работ найти те, которые соответствуют натуре, точной передаче ее особенностей.
Материал к занятию. Комнатное растение (с небольшим количеством веток и листьев), 1/2 альбомного листа, пластилин, карандаш, стеки.




4 занятие. "ЖИВОПИСНАЯ КОМПОЗИЦИЯ"
(отражение эмоционально- контрастных персонажей)

Задача. Подвести детей к желанию отразить в своих работах разных по характеру героев литературных произведений: хитра, злая лиса, обиженный зайчик, глупый Незнайка, сметливый Буратино, злой и коварный Бармалей и т.п. Учить детей проявлять самостоятельность, творчество при выполнении подобных работ.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми разных по характеру героев литературных произведений, которых можно сопоставить друг другу. Уточнить особенности передачи доброго или злого через форму, цвет. Обговорить возможность использования природного или бросового материала в своих работах. Дети могут работать по заранее выполненному эскизу. Рассматривая детские работы, предложить детям рассказать о своем герое, дать ему образную характеристику.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, природный и бросовый материалы, стеки.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

5 занятие. "ЖИВОПИСНАЯ КОМПОЗИЦИЯ"
(новогодняя тематика)

Задача. Подвести детей к желанию отражать в своих работах впечатления от новогоднего праздника, грамотно размещать изображение на листе бумаги, выдерживая соответствующую колоритную гамму. Проявлять самостоятельность, творчество в выборе сюжета, дополнительных материалов.
Методика проведения занятия. Вспомнит с детьми новогодний праздник, его героев. Обговорить сюжеты, выбранные детьми (эскизы могут быть выполнены заранее). Уточнить, чем можно украсить изображения для большей выразительности (фольга, ткань, цветная бумага т.п.). Предложить детям проявить самостоятельность в выборе сюжета. При анализе детских работ предложить детям дать описательный рассказ своего сюжета.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа или целый лист, пластилин, природный или бросовый материал, стеки.




6 занятие. "ЖИВОТНОЕ " (в сказочной ситуации или цирке)

Задача. Закреплять умение детей изображать животный мир в нетрадиционной ситуации, используя для этого соответствующие детали: костюм, позу, дополнительные предметы. Проявлять самостоятельность и творчество при оформлении выбранного изображения.
Методика проведения занятия. Обговорить с детьми данную тему: кого и как можно изобразить. Уточнить особенности образов сказочных или цирковых героев- животных. Спросить детей кого они хотели бы изобразить. Обговорить варианты украшений костюмов дополнительными материалами. При анализе выбрать животных в самой интересной позе, самом ярком костюме, героя с ярко выраженным характером.
Материал к занятию. 1/2 альбомного листа, пластилин, природный и бросовый материалы, стеки, печатки.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

7 занятие. "ДЕКОРАТИВНЫЙ УЗОР" (по мотивам городца)

Задача. Совершенствовать умение детей составлять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи. Выдерживать узор убывающего ритма и соответствующего колорита городца. Упражнять кисти и пальцы рук в выполнении мелких пластических движений.
Методика проведения занятия. Вспомнить особенности композиционного и колоритного построения городецких узоров, рассмотреть их на предметах городца (или образцах). Предложить детям выполнить свою Городецкую композицию (можно по предварительно сделанному эскизу) самостоятельно. Желающим детям можно предложить вместо пластилина глину (с последующим раскрашиванием узора). При рассматривании найти самую выразительную работу по композиции или колориту.
Материал к занятию. Листы бумаги, или картона разной формы (в зависимости от выбранной композиции), пластилин, глина, стеки, печатки.




8 занятие. "ЖИВОПИСНАЯ КОМПОЗИЦИЯ" (по сказке)

Задача. Подвести детей к желанию отразить в своей работе эпизод своей любимой сказки. Совершенствовать умение детей строить композицию многопланово. Упражнять кисти рук, пальцы в тонком намазывании пластилина на основу, наложение одного цвета (тона) на другой для выразительной передачи колорита выбранного сюжета.
Методика проведения занятия. Обговорить с детьми оценки выбранного ими сюжета сказок (можно предварительно выполнить эскиз). Уточнить понятие многоплановости, поупражнять детей в выкладывании многопланового сюжета на фланелеграфе. Уточнить, как можно сделать колорит более выразительным (наложением одного цвета (тона) на другой), путем смешивания пластилина двух и более цветов. При рассматривании детских работ предложить составить описательный рассказ выбранного сюжета.
Материал к занятию. 1/2 или целый альбомный лист, пластилин, печатки, стеки, природный материал по усмотрению.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

9 занятие. "ЦВЕТЫ МАЯ"

Задача. Закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев. Совершенствовать композиционные умения красиво располагать букет на листе бумаги.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми разные весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши и др. Уточнить особенности их строения, форму, величину, расположение стеблей, цветов, листьев. Предложить каждому подумать над расположением композиции рисунка на листе, показать образцы, выполненные воспитателем. По окончании рассмотреть работы, отметить красоту композиции, колорита, Разнообразия решений.
Материал к занятию. Листы бумаги разной формы (прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой, овальной), пластилин, стеки, печатки.









































































13PAGE 15


13PAGE 14915




15