Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологической воспитанности детей 5-6 лет средствами экскурсий в природу
(разработан воспитателем МБДОУ № 2 г. Кингисеппа, Лен. обл. Абакумовой О. П.)
Мы определили, что сформированность экологических знаний у большинства детей находится на среднем уровне, а вот уровень осознанно-правильного отношения к миру природы значительно ниже. Поэтому необходимо провести системную работу по формированию более высокого уровня экологической воспитанности у данной группы дошкольников.
Задачи:
осуществление экологического образования, воспитания и развития детей;
ознакомление родителей с результатами экологической деятельности;
проведение совместной практической деятельности взрослых и детей.
Нами был составлен перспективный план работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсий. Планирование экскурсий осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий. Содержание экскурсий в природу было определено в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».
При планировании системы экскурсий мы придерживались следующих принципов:
они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
усложнение программного содержания экскурсий должно быть постепенным четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними.
Основным методом, который мы используем в формировании экологической воспитанности у детей является «натуралистический» подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Одной из основных форм, при этом, является экскурсия.
Экскурсионная форма формирования экологической воспитанности предполагает ознакомление дошкольников с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями.
Наш детский сад находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для воспитания и обучения детей. На память приходят слова М. М. Пришвина, что лесная тропинка - самая интересная книга. И в самом деле, непосредственный контакт детей с окружающим миром природы позволяет и дает возможность на примерах окружающей действительности расширить интерес и знания детей о разнообразии растительного и животного мира, его экологических связях, явлениях природы, влиянии деятельности человека на окружающую его природную среду. Поэтому уже с дошкольного возраста мы стараемся прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней, напрямую прикасаясь к самой природе.
Наши дети очень любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с ней вызывает у них чувство радости и удивления. Именно здесь прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. Каждый раз, приходя в лес, читаем стихи известных и неизвестных поэтов, прославляющих красоту родной природы.
Свою работу по формированию экологической воспитанности мы выстраиваем так, что увиденное, услышанное детьми на экскурсиях помогает им участвовать в других развивающих мероприятиях экологической направленности.
Данные диагностики проведенной на констатирующем этапе эксперимента показали, что природу любят практически все, но бережно, внимательно относиться к ней могут далеко не все. И перед воспитателем стоит задача - научить детей общению с природой, воспитать любовь и бережное отношение к ней, формировать умение не только заметить неблагополучие ее объектов, но и найти способ устранения причины. Поэтому в первую очередь на данных экскурсиях проводится работа над правилами поведения в природе.
Таблица Система интегрированных занятий направленных на формирование
экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на материале экскурсий в природу
Тема и задачи экскурсии Подготовка к экскурсии Вопросы для наблюдения и анализа Творческие задания на экскурсии Последействие в группе Участие родителей
Тема: «Первые шаги в лесу».
Цели: вызвать восхищение красотой природы леса, сочувствие хрупкости жизни обитателей леса; познакомить с правилами поведения в лесу, побудить к выполнению этих правил
Решение экологических задач: «В путешествие отправились 2 человека. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по два цветочка?» Кто живет в лесу? Мы здесь хозяева или гости? Как ведут себя в гостях? Какое наше поведение порадует травинку? муравьишку? лесную птичку?
Придумать телеграмму из леса. Представить себя одним их жителей леса, сказать нам что-то от его имени. «Жалобы» от растений и животных
Создание лесного почтового ящика - жалобы и предложения от растений и животных леса.
Рассказ детей о своих хороших и плохих поступках, допущенных во время прогулок в лесу. Создание плаката совместно с родителями по одному из правил поведения в лесу: не шуми, не бросай мусор, не ловите детенышей диких животных, берегите почву и пр.
Тема: «Экскурсия в краеведческий музей».
Цели: дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города; познакомить детей с жизнью наших предков; воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю; дать понятие – что такое экскурсия. Знакомство детей с историей возникновения города Кингисеппа.
Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.) Как надо вести себя в музее?
Посещение крестьянской избы.
Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
Изучение предметов военных лет: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.
-Как называется музей?
-Что вы видели в музее? Вспомнить загадки, стихи из крестьянского быта, о войне. Нарисовать что-то из того, что запомнилось в музее.
«Веселая мастерская» - изготовление «угощения» к чаепитию у самовара. Участие в конкурсе «Мастера на все руки» - изготовление предметов быта крестьянской семьи.
Тема: Моя маленькая экскурсия – «Огород на окне».
Цели: расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, создание условий для участия детей в трудовой деятельности, приобщение родителей к проектированию проекта. Вовлечение детей в трудовую деятельность посредством экологического воспитания
Составление плана работы по проекту: «Огород на окне»
Подборка игр для проведения различных видов деятельности.
Экскурсию проводят сами дети. -О чем ты хочешь рассказать?
-Какие изменения произошли?
-Почему изменилось растение?
-В каких условиях растение росло это время? Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. Настольно-печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».
Изготовление атрибутов к драматизации:
Сюжетно-ролевой игры «На даче»
Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная»
Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»
Сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород». Заседание клуба «Садоводы и огородники»
Помощь в проектировании модели «Огород на окне»
Сбор материалов для модели «Огород на окне»
Тема: «Экскурсия в музей хлеба».
Цели: воспитывать у детей, бережное отношение
к «главному богатству страны»; учить любви к земле, к хлебу, к людям, к труду - основная цель данной экскурсии. Музей хлеба находится в экологической комнате.
Подготовить инструменты
для сбора и обработки зерна (деревянный плуг, сеялки, веялки, жерновов), образцы хлеба и караваев. -Что такое «космический» хлеб? Как его готовят для космонавтов?
-Откуда пошло название «Бородинский» хлеб? Придумай название для своего хлеба.
Придумай, как как бы ты украсил свой каравай. Проведение познавательных мероприятий.
Беседа о том, как раньше выращивали и выпекали хлеб, знакомство с бытовой мифологией, просмотр мультфильмов. Родители устроили детям мастер-класс, где дети научились из соленого теста делать украшения для караваев.
Тема: Экскурсия в мини-музей «Чудо-подсвечник».
Цели: формировать познавательные интересы и эстетические представления детей посредством музейной педагогики; развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею; расширять активный словарь детей (свеча, подсвечник, названия материалов). Подготовка экспонатов, подбор стихов, загадок, музыкального сопровождения. -Что такое музей?
- Из чего могут быть сделаны подсвечники?
-Какой подсвечник тебе понравился больше всего?
- Понравился ли вам мини-музей?
-Для чего людям раньше нужны были свечи?
-Для чего придуманы подсвечники? Какие они бывают? Рассказать свои истории о подсвечниках.
Загадка:
Дружит с ярким огоньком
И любой украсит дом.
В объятьях крепко держит свечку,
А зовётся он … (подсвечник).
Игра «Угадай, из чего…».
Беседа об истории появления подсвечников, материалах для изготовления.
Рисование понравившегося подсвечника.
Помочь подготовить детям дома истории о подсвечниках.
Совместно с родителями изготовить подсвечник.
Тема: Экскурсия «Мое любимое дерево».
Цели: научить быть экскурсоводами и провести экскурсию на участке ДОУ к любимому дереву; научить разрабатывать свои экскурсии; научить проводить игровые экскурсии для малышей. Наблюдение за деревьями на прогулке.
Просмотр иллюстраций и энциклопедий.
Изготовление планшетов о деревьях.
Составление описательных рассказов.
Составление альбома «Мое любимое дерево». -Какие деревья растут у нас на участке?
- Какое дерево тебе нравится больше всего?
К какому дереву ты хочешь провести экскурсию для малышей?
- Что ты им расскажешь о нем?
- Какие стихи и загадки об этом дереве ты знаешь?
Провести экскурсию для малышей к своему дереву.
Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».
Определение «настроения» дерева, его желаний, чувств.
Наблюдение «Жильцы, обитающие на дереве» (птицы, насекомые).
Исследование различных частей дерева (листьев, кроны, коры и т.д.).
Дидактическая игра «Как зовут тебя, дерево?».
Чтение произведений художественной литературы:
-М.Пришвин «Береза», «Дуб»;
-Л.Аким «Осинка»;
-Ю.Дмитриев «Что такое лес?».
Заучивание:
-И.Бунин «Листопад»;
-И. Токмакова «Сосны».
Слушание песни С. Туликова «Здравствуй, лес!»
Рисование «Лес»
Аппликация «Ёлка»
Составление совместно с родителями книжки-раскладушки» о любимом дереве.
Тема: «Прогулка в лес».
Цели: познакомить с правилами поведения в природе.
Познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу.
Изучение с детьми правил поведения в лесу.
-Какие правила поведения в природе вы знаете?
- Как часто вы бываете с родителями на природе? Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии).
Познавательное занятие «Прогулка в лес»
(прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет)
Познавательное занятие «Путешествие в осенний лес»
(уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру) Рисование на тему «Как надо вести себя в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы).
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности) Советы родителям «Правила поведения в лесу»
Тема: «Лес – наше богатство».
Цели: дать детям представления о последствиях неправильного отношения к лесу;
формирование экологической воспитанности.
Повторение с детьми правил поведения в лесу.
Просмотр поучительных мультфильмов экологического характера. -Какие примеры неправильного отношения к природе вы можете увидеть?
- Как нужно правильно поступать? Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их).
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев).
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу). Рисование плаката совместно с родителями о том, как надо вести себя в природе.
Проект «Мое дерево».
Рисование портрета своего дерева, рассказ стихов, загадок, пение песен об этом дереве.
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес»
(привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической воспитанности).
Из проведенных восьми экскурсий мы подробно опишем последние две экскурсии.
Первая экскурсия проводилась только с детьми, без участия родителей. Наш детский сад находится в непосредственной близости с лесом. Поэтому дорога на экскурсию в лес занимает не более 5-7 минут.
Задачей первой экскурсии было познакомить детей с правилами поведения в лесу.
С детьми была проведена беседа, рассматривание и обсуждение различных ситуаций, решение экологических задач.
В ходе экскурсии мы с детьми рассмотрели и обсудили различные ситуации в природе: «Надя и Таня пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на травку и пообедать. После обеда Надя собрала остатки пищи и бумагу и бросила их под куст. Таня завернула в пакет яичные скорлупки и хлебные крошки и положила пакет в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор?- спросила Надя. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Таня тихо ответила подруге:…»- Что, по-вашему, ответила Таня? Кто поступил правильно?
Решали экологические задачи: «В путешествие отправились 2 человека. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по два цветочка?»
После обсуждения подобных ситуаций и решения задач мы предложили детям рассказать о своих хороших и плохих поступках, допущенных во время прогулок в лесу.
В ходе беседы дети изучили правила:
Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
Берегите почву!
Берегите прекрасный мир растений!
При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Не разжигайте в лесу костры!
В процессе деятельности интегрированного характера детям было предложено нарисовать плакат совместно с родителями о том, как надо вести себя в лесу:
когда обнаружишь птичье гнездо;
когда встретишь в лесу маленьких детенышей зверей;
когда встретишь красиво цветущие растения;
когда собираешь ягоды;
когда собираешь грибы;
когда увидишь в лесу муравейник;
когда увидишь поврежденные березы;
когда обедаешь на поляне.
Так же были предложены задания, стимулирующие деятельность дошкольников на оказание практической помощи: «Телеграмма из леса» (по В. Бианки)
«- Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? - Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень»
- Какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
После проведенной работы дети сами начали составлять подобные «жалобы» от растений и животных, мы записывали каждую жалобу, затем складывали в «почтовый ящик», а потом эти жалобы рассматривали и обсуждали практические действия по оказанию помощи со стороны детей.
На развивающих мероприятиях мы предлагали детям проблемные ситуации, направленные на развитие умений оценивать поступки людей, поиска решений: «Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Хорошо ли жилось лягушонку дома у мальчика? Почему?»
Так же с детьми была проведена сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу», которая дала возможность дошкольникам прочувствовать и оценить состояние героя, ответить на главный вопрос: «А как бы я поступил на его месте?»
Задавая детям вопросы, даем им возможность высказаться. Это позволяет нам понять, о чем они думают, что знают из личного опыта.
Кроме того, после проведенной экскурсии ребята с большим интересом принимали участие в конкурсах стихов и рисунков о природе.
В октябре нами была проведена повторная экскурсия в тот же лес с участием родителей на тему «Лес – наше богатство», с целью установить взаимосвязь между полученными детьми знаниями и умениями применять их на практике.
Данная экскурсия дала возможность проверить усвоенные детьми правила поведения в лесу, а так же убедиться, что дети сами могут выявить примеры неправильного отношения к лесу.
Родителями заранее были подготовлены сценки, ситуации, вопросы провоцирующие детей на неправильные ответы: «Ребята, посмотрите, сколько сухих веток. Давайте соберем их и зажжем костер и посидим у костра. А можно ли разжигать костер в лесу? А что нужно сделать, если пожар начался? Как нам быть?
Дети отвечали так: «Потому что может случиться пожар. Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, надо обязательно сообщить о пожаре взрослым».
Так же детям были загаданы загадки о лесе и его обитателях (см. приложение 4). Вспомнили изученные на первой экскурсии правила о правильном отношении людей к обитателям леса. Детьми был сделан вывод, что насекомые приносят большую пользу.
На этой экскурсии мы посетили грибную полянку, где родители разыграли сценку «Съедобные и несъедобные грибы».
В беседе с детьми мы выяснили, какие грибы они знают. Убедились, что дети запомнили правила поведения в лесу и знают, что даже ядовитые грибы нельзя топтать и сбивать, потому что все грибы в лесу нужны. Дети отвечали так: «То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся».
Далее с детьми была проведена игра «Собери грибы в корзину».
На земле были расставлены фишки: красные-мухоморы, разноцветные - хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирали в корзинку, следили, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал.
После проведения экскурсии, чтобы зафиксировать полученные знания, дети совместно с родителями сделали альбом о правилах поведения в лесу.
Обобщая полученные знания, ребята начали работать над проектом «Мое дерево». Важной задачей работы в рамках проекта - эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево - друг, ребенок сам выбирали ему имя. Родители помогали детям в выборе деревьев, многие из которых были посажены самими родителями или их предками в честь какого-то события в их жизни. Например, рябина, за которой наблюдает девочка (№ 20), была посажена её дядей, когда он уходил в армию. Клен, за которым ведет наблюдение мальчик (№ 16), был посажен его мамой и папой, когда родился его брат. А вот березка девочки (№ 10) была посажена ей самой, в день ее рождения. Исследование дерева проводилось по определенному плану, данному дошкольникам:
1. Знакомство с деревом;
2. Изучение кроны и листьев;
3. Изучение коры дерева;
4. Изучение плодов, семян;
Во время наблюдений дети определяли и «настроение» своего дерева, когда оно бывает веселое, счастливое, жизнерадостное, а когда грустное, печальное, задумчивое. О своих наблюдениях и размышлениях они составили рассказы. «Под моим окном растет моя любимая березка. Она очень красивая, мы с ней дружим. Я открываю глаза и улыбаюсь ей, а она мне. От этого у меня поднимается настроение. А осенью, когда дуют сильные ветры, срывая листья с деревьев, моя березка плачет, мне ее очень жалко».
После проведения экскурсии дети участвовали и в практической деятельности по уходу за своими и другими деревьями, защищали их от «вредителей-хулиганов», сажали рядом со своим «питомцем» другие деревья или кустарники, чтобы ему не было одиноко и скучно, вешали кормушки и скворечники. Об этом они так же описывали в своих рассказах: «В нашем дворе недалеко от моей рябинки растет березка. Весной мальчишки решили подрубить эту березу, чтобы набрать сока. Но я вступился за неё и не позволил загубить дерево, ведь оно могло бы совсем погибнуть».
В конце работы над проектом ребята рисовали портрет своего дерева, рассказывали стихи, песни, загадки об этом дереве.
Мы считаем, что работа по формированию экологической воспитанности средствами экскурсии в природу нам удалась в полной мере. Во время экскурсий и исследовательских работ мы не забывали о том, что кто-то нуждается в нашей помощи. И каждый раз, общаясь с природой, дети сами отыскивали такие объекты: маленькое деревце, которое надо освободить от сухих веток, мешающих ему расти, муравейник, который надо огородить, иначе его затопчут, повесить кормушку для птиц, чтобы им было не так голодно, очистить поляну от мусора. Все эти практические дела дети выполняли сами, по зову сердца, без напоминания воспитателя. Мы очень рады, что результат проделанной работы очевиден.