Доклад на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида №10 "Чишма"
Мензелинского Муниципального района
Республики Татарстан.
00Отчёт по теме самообразования:
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Отчёт по теме самообразования:
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №10 «Чишма»
Сарсазова Ирина Владимировна
г. Мензелинск 2016 г.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Примечательно, что практически все выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д.Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития: ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не только посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать.
СЛАЙД 3. Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя свой план самообразования, я поставила перед собой следующую цель: формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- воспитывать у младших дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры; желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.
- познакомить с представителями живой и неживой природы;
- сформировать у младших дошкольников эмоционально – положительное отношение к природе;
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
СЛАЙД 4. Я стараюсь сделать воспитательно-образовательную работу интересной и привлекательной для детей.
Чтобы было интересно, я подбираю такие формы и методы работы:
- трудовой десант;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, игры – путешествия, игры-экспериментирования);
- экологические сказки;
- инсценировки;
- циклы наблюдения за растениями в уголке природы и на участке,
- целевые прогулки,
СЛАЙД 5. -игровые и обучающие ситуации с использованием игрушек, мультипликационных персонажей.
-экологические занятия, которые непосредственно закрепляются коллективной работой детей.
-мини – презентации на занятии.
-совместно с родителями я организую экологические праздники для детей.
СЛАЙД 6. Начиная работать над темой самообразования, первое, что я сделала, это изучила методическую литературу по данной теме и составила план самообразования. Затем начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир.
СЛАЙД 7. Свою систему работы я разделила на три уровня ознакомления дошкольников с природой.
Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.
Второй – подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Третий уровень – все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:
Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.
Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.
СЛАЙД 8. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
СЛАЙД 9. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в сюжетных и дидактических: («Колобок учит детей выпекать пряники», «Найди такой листик», «Беги к тому, что назову»)
Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, я стараюсь использовать красочный наглядный материал, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры.
СЛАЙД 10. В своей работе я придерживаюсь китайской пословицы
«Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму»
Для повышения знаний об окружающем мире использую элементы исследовательской работы: («Игры с песком и водой», «Что в пакете», «Горячо - холодно» и т.д.)
В процессе поисково – познавательной деятельности даю ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, рыбкам – вода и корм, а птицам – зерна, вода и крошки хлеба зимой.
В наши холодные зимы дети меньше времени проводят на свежем воздухе, меньше общаются с природой. Чтобы компенсировать этот недостаток, мы работаем в природном уголке.
СЛАЙД 11. Следующим шагом было создание экспериментального уголка, в котором находится материал, предназначенный для групповых и индивидуальных занятий.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Провожу итоговые комплексные занятия, которые дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.
СЛАЙД 12. Игры - эксперименты я провожу в процессе режимных моментов, как отдельный вид деятельности и используем их на прогулке как часть наблюдения.
Так же провожу плановые и ситуационные беседы о природе и бережном отношении к ней: («Кто в домике живет», «Найди предметы рукотворного мира» и т.д.)
СЛАЙД 13. Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
СЛАЙД 14. Свои занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
СЛАЙД 15. При организации воспитательной работы в дошкольном учреждении важно всегда помнить, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В работе с родителями я использую различные формы. Проводятся родительские собрания, деловые игры, экологические акции. Регулярно оформляются папки передвижки. В течение года проводим для родителей консультации, в родительский уголок размещаем информацию по экологическому воспитанию, экспериментальной деятельности детей. Совместными усилиями с родителями пополняем предметно-развивающую среду, благоустраиваем территорию детского сада.
СЛАЙД 16. Таким образом, ознакомление детей с окружающей действительностью – важное средство формирования положительного отношения к нравственным ценностям общества, понимание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
СЛАЙД 17. Своё выступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». СЛАЙД 18,19.
Список литературы:
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Дыбина О.В, Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. М.: Мозайка – Синтез, 2015. – 80 с.
Комаровой Т.С. – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозайка – Синтез, 2015. – 64 с.
Теплюк С.Н. Игры – занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2 – 4 лет. –М.: Мозайка – Синтез, 2014. – 176 с.