Эмоциональное выгорание в деятельности педагога
Профилактика и методы предотвращения синдрома эмоционального выгорания у педагога.
Выступление на педагогическом совете.
Профессиональная деятельность современного педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей или групп. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами по работе, постоянное проникновение в суть проблем обучающихся, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье.
Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Все это может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.
Синдром выгорания сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации стресса. Следствием повышенной напряженности педагогического труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес обучающихся.
Итак, симптомы эмоционального выгорания:
усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь или выходные дни;
напряжение, постоянная тревожность, перевозбужденность, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;
частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к обучающимся, коллегам, урокам, переменам, шуму;
стремление даже творческую работу делать однообразно, стереотипно;
сопротивление любым переменам и нововведениям;
апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности;
стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, частое курение, бездумный просмотр всех подряд телепередач.
Если считать симптомы незначительными или само собой разумеющимися, то они непременно начнут свою разрушительную работу. Часто устранить их просто отдыхом каникулами или летним отпуском, не получается. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.
Причины могут быть как социальные: низкая зарплата, отсутствие должного уважения к педагогическому труду, почасовая перегрузка, большое количество внеурочной работы, так и психологические.
Одна из них, безусловно, стресс. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с переживанием хронических стрессов, склонны около 73% педагогов.
Что же, главным образом, вызывает преподавательский стресс?
Есть три эмоциональных источника стресса. К ним относятся:
страх и тревога;
раздражение;
чувство вины.
Страх и тревога возникают, когда нам что-то угрожает. Преподаватель, находящийся в постоянном страхе за жизнь и здоровье обучающихся (например, в какой-нибудь поездке), боится за свою жизнь тоже, потому что в случае возникновения непредвиденных ситуаций, и его собственная налаженная жизнь может оказаться под серьезной угрозой. Тревога тоже частый спутник эмоциональной жизни педагога. Боязнь не справиться с ситуацией, оказаться некомпетентным, критически оцененным, непризнанным, все это может быть неистощимым источником постоянного беспокойства.
Нередко преподаватели склонны к тому, чтобы предъявлять к себе и окружающим очень высокие требования, и естественная неспособность всегда им соответствовать, также приводит к постоянной тревоге и проистекающему из нее стрессу.
Другими факторами, способствующими эмоциональному сгоранию, могут являться:
жесткие временные рамки;
высокий ритм;
отсутствие определенности и стабильности;
постоянные и резкие перемены;
отсутствие элементарного комфорта: холод, теснота, шум, неудобные помещения, недостаток простейших пособий.
Условия работы педагогов далеко не комфортные. Здесь имеется ввиду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда форме, невозможность выбора обучающихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При таких условиях может накапливаться нервно-психическое напряжение.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.
Результаты исследования признаков профессионального выгорания у педагогов нашего коллектива:
Фаза стресса
№
Симптом
Не сформир-на
Фаза в стадии
Формир-я
Сформировавшаяся фаза
1
Переживание психотравмирующих обстоятельств
64%
11%
22%
Напряжение
2
Неудовлетворенность собой
89%
6%
6%
3
«Загнанность в клетку»
89%
6%
6%
4
Тревога и депрессия
64%
25%
11%
1
Неадекватное эмоциональное реагирование
19%
36%
44%
Резистенция
2
Эмоционально-нравственная дезориентация
53%
25%
19%
3
Расширение сферы экономии эмоций
44%
19%
36%
4
Редукция профессиональных обязанностей
25%
19%
56%
1
Эмоциональный дефицит
67%
17%
17%
Истощение
2
Эмоциональная отстраненность
67%
22%
11%
3
Личностная отстраненность (деперсонализация)
69%
22%
8%
4
Психосоматические и психовегетативные нарушения
69%
19%
11%
Как, вы видите синдром выгорания складывается из трех основных компонентов: напряжение, резистенция и истощение.
1 фаза – начальная - Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов
1.Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств.
Раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование.
2. Симптом «неудовлетворенности собой».
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" – энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя.
3. Симптом "загнанности в клетку".
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов и если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение "загнанности в клетку".
4. Симптом "тревоги и депрессии".
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.
2 ФАЗА "РЕЗИСТЕНЦИИ. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "таким нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться".
Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений..
3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный - на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто, "рычите" на брачного партнера и детей.
4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение в профессиональной деятельности, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. (обделяют элементарным вниманием, врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, не обронила доброго слова, "забыла" дать пояснения к приему назначения, официант "не замечает", что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике)
3. ФАЗА «ИСТОЩЕНИЯ" Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом «эмоционального дефицита».
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом "эмоционального дефицита".
2. Симптом «эмоциональной отстраненности».
Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания".
3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Личность утверждает, что работа с людьми не инте