Рабочая программа кружка Краеведение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Географическое краеведение.
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)
Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей боевой славы, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (в городе и области).
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать
- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;
- значение топонимов города, края;
- численность населения и национальный состав;
- выдающихся людей – уроженцев города Новокуйбышевска;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия города;
- проблемы города Новокуйбышевска и Самарского края;
- роль города, края в жизни страны;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- анкетирование.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Основное содержание (68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе).
Учебно-тематический план «Географическое краеведение» 5 класс.
(34 часа.1 час в неделю.)
№ тема Количество часов примечание
всего Теория Практика 1 Введение в краеведение, что изучает краеведение.
1 1 - 2-3 С чего начинается Родина. Понятие малая Родина. 2 1 1 Проблемная лекция
4-6 Основание и развитие родного края. 3 2 1 эвристическая беседа
7-8 Город, в котором мы живем.
2 1 1 работа с картой, планом города
9-10 Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. 2 1 1 Сообщения учащихся
11 Геральдика. Символика родного города, края.
1 1 Решение творческих задач
12-14 Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа. 3 2 1 экскурсия
15-18 Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. 4 1 3 Дневник наблюдения
19-21 Водные ресурсы. Реки и озёра, экологические проблемы 3 2 1 Экологич. акция
22-24 Особенности природы. Природа родного города, края, растительный и животный мир. 3 2 1 полевой практикум
25 Экологические проблемы
1 1 Созд. экологич. тропы
26-27 Население края, города. 2 1 1 Встречи с творческими людьми
28-31 Я и моя семья. История моей семьи, составление генеалогического древа. 4 2 2 Творческий проект
32-33 Экскурсия в краеведческий музей. 2 2 экскурсия
34 Итоговое повторение 1 1 Защита проекта
34 18 16 Учебно-тематический план «Географическое краеведение»
6 класс.
(34 часа.1 час в неделю.)
№ тема Количество часов примечание
всего Теория Практика 1 Введение. Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой»
1 1 2-3 На какой Земле мы живём.
Вклад земляков в развитии знаний о Земле 2 2 сообщения
4-5 Планета Земля.
Влияние движения Земли. Смена времён года 2 2 работа с компьютером
6-11 План и карта.
Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего города. Географическая карта родного края. Географическое положение Самарской области. 6 2 3 Презентация творческих работ
12-13 Человек на Земле.
Заселение края славянами. Коренное население . 2 1 1 Ролевая игра
14 Литосфера - твёрдая оболочка Земли
1 1
15 Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. 1 1 Создание коллекции
16 Стихийные природные явления на территории края 1 1 дискуссия,
17 Особенности рельефа своей местности и его изменение. 1 1 1 18 Влияние человека на рельеф. Памятники природы 1 1 репортаж
19 Гидросфера – водная оболочка Земли.

1 1 20 Внутренние воды родного края. 1 1 Описание водоёма
21-22 Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат 2 1 1 экскурсия
23-24 Влияние человека на водные объекты моего края 2 1 1 Экологич. акция
25 Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
1 1 Защита проекта
26-27 Погода и климат моей местности 2 1 1 Дневник наблюдения
28 Опасные явления в атмосфере 1 1 презентация
29 Взаимосвязь человека и атмосферы 1 1 30-31 Биосфера – оболочка жизни.
Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Самарской области 2 1 1 Гербарий растений своей местности
32-34 Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах 3 2 1 экскурсия
34 20 14 Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
Составление каталога литературы по изучению родного края
Профессии наших родителей.
Человек интересной судьбы.
Экологически чистый город будущего
Мой гербарий. Сбор и описание растений своей местности.
Создание туристического маршрута
Создание экологической тропы.
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
Семейная реликвия.
История города в названиях улиц.
Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания  школьников).
Организация наблюдений за погодой своей местности.
Где родился, там и пригодился.
Создание памятки « Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
Моя минералогическая коллекция.
Живи, родник.
Роль реки Татьянки в жизни жителей города.
Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
Местные признаки предсказаний погоды.
Матушка природа для лечения народа.
Зелёная аптека на балконе.
Мой любимый уголок города.
Презентация «Достопримечательности города».
Определение качества воды в своём населённом пункте.
Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.
Результатом изучения курса следует считать проявление самостоятельности учащихся в решении и анализе проблем своей местности, способность применять полученные теоретические краеведческие знания в реальных личностно и для общества значимых жизненных ситуациях.
Список источников и литературы
1. В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.1. Самара: «Самарское книжное издательство»,2007
2. В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.2. Самара: Издательство «Книга»,2008.
3. Е.А.Коган, Э.Я.Дмитриева, и др. Самарская область (география и история, экономика и культура).Учебное пособие. Издание второе. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн»,1998.
4. И.Р.Учайкина «Люби и изучай свой край». - Самара: Кредо,1999.
5. В.В.Шнырёв и др. атлас Самарской области. Роскортография,1999.
6. О.М.Кривова Обзорный атлас окружающей среды Самарской области. ООО «Самвид» г. Самара.2007.
7. В.Н.Курятников Новокуйбышевск полвека в истории. Издательство. «Новая техника» Самара2002.
8. Е.Чубакова «Память истории священна» краеведческие записки, посвящённые 50 - летию г. Новокуйбышевска. Новокуйбышевск 2003.