Конспект мероприятия Праздник твоего имени


Праздник твоего имени.
Цели: познакомить воспитанников с историей возникновения имен;
воспитывать чувство уважения к имени;
развивать творческие способности;
способствовать сплочению детского коллектива.
Ход занятия
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сейчас мы с вами будем по очереди здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому вы обращаетесь. «Карина, здравствуй. Я рада тебя видеть. Я помню, что ты очень любишь кошек».
Минутка тишины (звучит тихая спокойная музыка)
Я приглашаю вас, ребята, в мир «минутки тишины». Мы отправляемся в путешествие. Закройте глазки. Представьте себе, что вы босиком бегаете по мягкой зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки. Солнышко греет землю. Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда. А еще вы слышите, как звучит звонкий ручеек, поют веселые птички… Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-природу. Развернем ладошки к солнышку. Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу весенней земли. Сейчас мы медленно откроем глаза, потянемся ручками в стороны и скажем все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение.
Основная часть
-Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (имя).
Самое удивительное создание на земле - это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя. Имя – это духовная ценность. И сегодня мы поговорим об этом удивительном явлении.
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на судьбу и характер человека созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают ребенку при рождении.
-Откуда пришли ваши имена? (Родители дали)
-А откуда они их взяли? Послушаем.
В первобытном обществе не было имен и фамилий. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности-Мал, Бел, Черныш;во-вторых, по черте характера – Добр, Храбр, Несмеяна; в- третьих, по месту в семье – Ждан, третьяк, Другая.
Работа по карточкам.
Раздаются карточки с именами: Дорога, Ненаш, Зима, Некраса, Май, Суббота, Найден. Перед вами имена простых людей, живших в 14, 15, 16 веках.
-Подумайте, почему их так назвали? (высказывания детей)
- Оказывается, наши предки были очень суеверны. Они боялись сглаза. Им казалось, что назвать ребенка красивым, горделивым именем – значит привлечь к нему внимание злых духов. Назовут дитя Красавчиком или Ладой - бес тут как тут. А кто позарится на Некраса или Дурака? Словом, многие обидные имена на самом деле были талисманами – защищали ребенка от враждебных и таинственных сил.
Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В русском языке есть имена Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие.
-Почему мы сразу поняли, что они русские? Потому что, если послушаем их внимательно, то сразу поймем, что они значат. Всеволод - владеет всем. А чем владеет Владимир? Людмила – она какая? Для кого?
Назовите свои имена. У вас прекрасные благозвучные имена. А вот какую историю описал в своем стихотворении Юрий Благов.
Обсуждение стихотворения
-Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?
-Кто знает, что обозначает имя «Петр»? (Камень, греч.)
-Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя? (ответы)
Новые имена появились после того, как происходили какие-то события. После революции 1917 года появились имена Искра, Октябрина, Владлен, Майя и т.п. А во время Великой Отечественной войны немецкие имена Адольф, Фриц приобрели негативную окраску. Многие имена нам подарила культура далеких стран .Из Греции и Израиля они были завезены христианами. Дело в том, что эти имена очень часто встречались в священных книгах и преданиях христиан. Постепенно их полюбили и приняли. Иван и Анастасия, Максим и Елена, так называли тех, кто вышел победителем из самых страшных испытаний и стал святым.
Игра «Назови свое имя особенно»
Один очень известный американский психолог Дейл Карнеги сказал об имени следующее: « Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Давайте попробуем мягко и ласково произносить свое имя. Каждый ребенок вытягивает для себя карточку с заданием: радостно, громко, тихо, напевно, шепотом, по слогам, удивленно, восторженно, задумчиво, утвердительно, ласково.Конкурс «Сказочный именинник»
Она попала в страну чудес? (Алиса)
У нее голубые волосы? (Мальвина)
Он ездил на печке? (Емеля)
Он ничего не знает? (Незнайка)
Друзья - изобретатели из цветочного города? (Знайка, Тюбик, Гусля)
Мальчик – лук? (Чиполлино)
Имена русских богатырей из былины? (Илья, Добрыня, Алеша)
Персонаж русской сказки, который всегда побеждал зло, отстаивал добро и любовь? (Иван - царевич)
Имена 3-х медведей из сказки Л.Н. Толстого «3 медведя» ( Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
Имена сказочных красавиц? ( Василиса, Аленушка, Елена).
Безусловно, дети, рождение ребенка - это очень важное событие в семье, в жизни взрослых. Немаловажное событие для них и то, чтобы выбрать имя для своего дитя. Очень часто имена детей связывают с каким- либо событием, датой. Например, девочку, родившуюся 9 мая, в русской семье зачастую называют Викторией. У казахов же долгожданного ребенка называют Куаныш («радость») или Арман («мечта»). Эти имена символизируют исполнение желания родителей.
- Давайте вспомним, какие имена появились после революции 1917 г. (революция, Электрон, Пятилетка, Тракторина).
-Почему эти имена не прижились?
- Оказывается, прежде, чем дать имя ребенку, надо вдуматься в его смысл и посмотреть, как оно будет сочетаться с отчеством, или какое потом будет отчество: Пятилеткович, Электроновна…
- От какого слово оно образовано? (отец, Отечество).
- Когда человека называют по имени и отчеству? (когда обращаются к старшим по возрасту, званию, положению – это дань уважения).
Сцена из романа «Петр 1» А. Толстого.
Царь разговаривает с купцом Жигулиным:
-А сам поедешь за товаром?- обращается Петр к купцу,- Андрей Андреевич, пиши указ…
- Как тебя, Жигулин Иван, а по батюшке?
Жигулин раскрыл рот, поднялся, глаза вылезли, борода задралась.
- Так с отчеством нас писать будешь? Да за это что хошь!
И как перед иконой повалился к царским ногам.
Обсуждение сцены.
-Почему так обрадовался купец? (потому что этим его причислили к уважаемым людям).
Суффикс – вич и – вна делили русский народ на слуг и господ: крестьянин Иван Семенов, дворянин Иван Семенович. И только 19 век лишил этот суффикс былой славы.
Игра «Мое красивое имя»
Я предлагаю вам ярким фломастером написать свое имя на листе бумаги. Затем каждый ребенок четко читает написанное имя и обводит его пальцем. Ребенку предлагается разрисовать, украсить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
-Посмотрите, какие у вас красивые имена.
Имя человека - это его визитная карточка. Имя сопровождает нас всю жизнь, накладывая отпечаток на характер, на чувства и мысли. Наши мудрые предки знали о влиянии имен на человека и поэтому давали своим детям имена, которые, по их мнению, сделали бы ребенка красивым, счастливым, здоровым, душевным, добрым.
Игра «Ласковое имя»
Вспомните, как вас ласково зовут. Бросаем мячик, к кому попадет, называет одно или несколько ласковых имен, важно, кроме того, запомнить, кто каждому из вас бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам и произнести его ласковое имя.
Конкурс «Имена в песнях»
Вспомнить песни, в которых встречаются имена.
-Ребята, мы говорим об именах, а что такое именины?
Это день рождения святого, в честь которого дано имя. Этот святой становится для крещенного – ангелом - хранителем. Святых очень много, и некоторые счастливчики из вас могут праздновать свои именины 2 раза в году.
Задание
В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:
Имя у тебя одно
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна и оттого
Ты побереги его.
- Что значит беречь имя? (Жить достойно, чтобы гордились вами и вашими успехами).
В завершении праздника попрошу вас по очереди встать и громко, гордо произнести свое имя.
И вот мы сами, силами своими, Осознаем в конце нашего века
Не человек себе находит себе имя, А имя выбирает человека.
Рефлексия
Что узнали нового? Если занятие понравилось, на мордочке нарисовать улыбку, если нет-грусть.
Итог
Наши имена очень разнообразны и удивительны. О них можно говорить еще много. Но наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в наш дружный круг. Вместе с рукопожатием передадим друг другу пожелание: «Таня, я думаю, что твое имя принесет тебе… (удачу, счастье, любовь, успех, здоровье».