Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию Уроки этикета (подготовительная группа)


Уроки этикета
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию для воспитанников подготовительной группы к практико-теоретическому семинару «Культурный человек. Как его воспитать?»
для заведующих СПДО Прохладненского муниципального района
Воспитатель высшей категории
Махортова И.М
Тип занятия – обобщение и систематизация знаний
Форма занятия: традиционное – практикум.
Программное содержание:
Образовательные.
Продолжать учить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в этике.
Закрепить у детей умение устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Развивающие.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость.
Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.
Воспитательные.
Воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Побуждать детей к соблюдению культуры общения: умение приветливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, поддерживать друзей, вежливо обращаться.
Материал к занятию:
Демонстрационный: магнитофон с записью песни «Самая главная в жизни профессия – быть человеком», магнитная доска, указка, макет цветка с лицом (грустное и весёлое) и съемными лепестками; картинки к ребусу, портреты нищенки и мальчика.
Раздаточный: карточки для индивидуальной работы, красные сердечки, конфеты, квадраты серые, сердечки белые, цветная бумага, салфетки, клеёнка, кисточки, подставки для кисточек.Словарная работа:
- активизация словаря детей словами: здравствуйте, пожалуйста, спасибо.
- расширение словаря – этикет, доброе сердце.
Форма проверки знаний и умений воспитанников – групповая.
Виды – устный, практический.
Предварительная работа:
- проведение этических бесед: «Вежливые слова», «Доброта», «Об уступчивости», «Кто мой друг», «Идем в гости», «В магазине», «Мы самые старшие в детском саду» и др.;
- дидактические игры: «Разговор по телефону», «Хорошо – плохо», «Вежливо – невежливо»;- тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”;
- чтение художественной литературы на нравственно-этическую тему;
- рассматривание иллюстраций,
- обсуждение пословиц о доброте и дружбе, придумывание историй к ним.
Методы обучения:
а) по источнику познания
- устный: художественное слово, беседа, ответ
- наглядный: рассматривание иллюстраций
б) по уровню познавательной деятельности
- репродуктивный: песня «Этикет», танец, изготовление «сердечек»
- проблемный: решение проблемных ситуаций, решение ребуса, разговор по телефону
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.
Дети здороваются. (стоят полукругом)
Ребёнок. Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы.Ребёнок. Здравствуйте! Что особенного этим мы друг другу сказали?Ребёнок. Просто «здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали.Ребёнок. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Ребёнок. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Ребёнок. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Воспитатель: Что мы говорим этим словом?
Дети: Желаем здоровья, добра, счастья.
Ребёнок. -Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. Здравствуйте, - Улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет.
Воспитатель. Приветствие – это одно из самых важных правил этикета.
А что же такое «Этикет»?
Дети Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Песня «Что такое этикет»
Дети проходят к доске и садятся на стулья.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: (показываю детям желтый круг на стебельке, на нём выражение мимики - грустное) Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: Это серединка от цветка.
Воспитатель: Чего не хватает у этого цветка?
Дети: Лепестков.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на мимику цветка. Какая она?
Дети: Она грустная, печальная.
Воспитатель: Что случилось с цветком? Почему он грустный?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись. Давайте поможем лепесткам вернуться к серединке.
1 лепесток - розовый. Логическая задача-ребус.
Воспитатель: Я нашла розовый лепесток, но, чтобы вернуть его к серединке цветка, надо выполнить задание. (Выставляю на магнитную доску картинки: экскаватор, телефон, избушка, клоун, ель, тыква и положить буквы). Составьте слово по первым звукам в названии картинок.
Воспитатель. Какое слово получилось?
Дети: Этикет
Воспитатель: Молодцы, ребята, лепесток возвращается к цветку, вы правильно назвали слово «этикет». И сегодня мы продолжим разговор об этикете.
2 лепесток – голубой. Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Голубой лепесток, предлагает вам иллюстрации, к которым надо подобрать правило. Ведь мы знаем много правил.
Воспитатель: (выставляю картинку) Посмотрите внимательно на этот рисунок и подберите к нему нужное правило.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с данным заданием вы справились, лепесток возвращается к цветку.
3 лепесток зелёный. Танец «Приглашение» Психологический тренинг “Подари улыбку”
Воспитатель: (зелёный лепесток лежит на пианино) Какой чудесный зелёный лепесток. Он приглашает вас на танец. (Звучит музыка). Мальчики приглашают девочек на танец.
По окончании танца дети должны посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, кланяются друг другу.
Воспитатель. (Поставить лепесток к цветку) Смотрите, ребята , лепесток уже вернулся к цветку, ему понравился ваш танец.
4 лепесток жёлтый Разговор по телефону
Воспитатель: Следующий жёлтый лепесток. Давайте его найдём. Этот лепесток предлагает вам показать, разговор по телефону. Телефон — это важное средство общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Но для этого надо не забывать основные правила общения по телефону.
Кто хочет поговорить по телефону? (Вызываю по желанию двоих детей и предлагаю ситуации.)
Вика, пригласи подругу погулять.
Ребёнок выбирает, с кем он будет общаться, дети походят к столу берут телефоны и начинают разговор.
Воспитатель: Вам понравился разговор по телефону? Правила этикета присутствовали при этом разговоре? (Вызывается ещё одна пара)
Задания:
• Позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой.
• Ответить на телефонный звонок воспитателя (имя, отчество).
• Ответить по телефону маминой подруге (ее нет дома, она моет голову в ванной комнате, она спит).
• Ответить по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.
5 красный лепесток. Игра “ Хорошо - плохо”.
Дети становятся на игру в круг.
Воспитатель: Чтобы вернуть красный лепесток к цветку, поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду называть вам ситуации, а вы если это хорошо, хлопайте в ладоши, а если это плохо, то погрозите пальцем и покачайте головой: «Так делать нельзя!»
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть и не извиниться?
- Уходя, ласково попрощаться?
- Перебивать говорящего?
- Поднять упавшую вещь?
- Никогда не делись игрушкой с другом.
- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
- Не старайся всегда быть первым.
- Злись и завидуй, когда проигрываешь.
- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
- Никогда не уступай, спорь по пустякам.
- Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
- Умей принять помощь, совет и замечание друга.
- Если друг попал в беду, не помогай ему.
- Решай споры словами, а не кулаками.
- Мыть руки перед едой
- Чистить зубы перед сном
- Пользоваться носовым платком
- Грызть ногти
- Здороваться со всеми
- Свистеть в помещении?
- Желать всем хорошего?
Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы всё определили правильно и красный лепесток возвращается к цветку.

6 оранжевый лепесток Проблемная ситуация
Воспитатель: Если у человека доброе сердце, а какое оно ещё может быть?
Дети: (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
Воспитатель: Мы с вами читали сказку “Мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Назовите героев сказки.
Дети: Мальчик, мама
Воспитатель: Вы помните, как однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, что с неба упала яркая звезда. В складках плаща был маленький ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками. У вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки под портретами героев сказки.
Воспитатель: Стас, ты кому своё сердечко подарил? Почему?
А ты, Вика кому подарила? Почему?
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Дети: Берут себе подарки.
Воспитатель: (Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.)
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Воспитатель: Рассказывает сказку дальше.
- После того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка.
Воспитатель: Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Приведите примеры из литературных произведений, где герои совершили проступок, но потом его осознали.
Дети: отвечают.
Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы привели много примеров и оранжевый лепесток возвращается к цветку.
Воспитатель: (незаметно меняет мимику цветку). Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета.
- А сейчас я предлагаю вам на память о занятии сделать сердечки из бумаги и подарить их гостям, чтобы они вспоминали, какие добрые, вежливые ребята ходят в Прималкинский детский сад.
Пальчиковая гимнастика "У меня кругом друзья".
Со мной здоровался петух: Ладонь вверх, указательный палец упирается на большой.
"Ку-ка-ре-ку!" - пропел он вслух. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты
"Ко-ко-ко - услышал я от кур. вверх. Ладонь располагается горизонтально. Большой и
указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Мурлыка - кот мурлыкнул: Средний и безымянный пальцы упирают в большой. "Муррр:" Указательный и мизинец подняты вверх.
А пёс Барбос, меня узнав, Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.
Пролаял вежливо: Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец
"Гав! Гав!" попеременно опускается и поднимается.
И протянул телёнок: Показывает рожки на голове.
"Муууу:" Мол, здравствуй,
Скучно одному.
И воробей на ветке вмиг Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены
Чирикнул: от себя и переплетены (как бы цепляются друг за "Жив я, чик-чирик!" дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
"Как хорошо, - подумал я, - Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в
Что у меня кругом друзья". рукопожатии.
Дети выполняют аппликацию «Сердечко» и дарят их гостям под песню «Самая главная в жизни профессия – быть человеком»
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось?
Послушайте свои сердечки (показываю, где они находятся, прикасаюсь к сердцу каждого ребёнка и «обжигаюсь»). Они горячие, потому что добрые. Злые сердечки всегда холодные. Пусть ваши сердца всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло.
Дети прощаются с гостями и выходят.