Рабочая программа на тему Истории Курского края.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Курского края составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом внутрипредметных и межпредметных связей (География Курской области, музыка, искусство).
Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана. Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и ориентирована на обязательное изучение.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активизируется внимание на изучение краеведческого материала, усиливается внимание на гражданское воспитание учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях- курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края»- Данный курс рассчитан на 34 часа в год из расчета один час в неделю.
Основной целью курса Истории Курского края является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование у учащихся целостных представлений о судьбе Курского края и Черемисиновского района, начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Задача курса истории Курского края состоит в изучении истории быта края, православной церкви и культуры, народных традиций. Одной из важных задач данного курса является изучение истории Великой Отечественной войны на территории нашей области. Учить детей не только изучать и анализировать события войны, а главный упор делать на практическое участие в жизни ветеранов ВОВ и в благоустройстве памятников, расположенных на территории Черемисиновского района.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края» - 68 часов. Преподавание этой содержательной линии скоординировано с основным курсом истории и построена по двухступенчатой схеме, которая представлена в обязательном минимуме содержания стандарта - «История Курского края с древнейших времен до конца XVIII в.» - 7 класс, «История Курского края в XIX- ХХ - начале ХХI веков» - 8 класс.
В рабочей программе курса заложены обзорные лекции о древней истории края, поиск краеведческого материала, проектно - исследовательская деятельность. Одной из задач курса является изучение жизни и деятельности плеяды замечательных полей, которых «дала» Курская земля. Наряду с этими задачами, этот курс направлен и на изучение географического положения Курского края, его
символики и топонимики.
Историко-краеведческий учебный курс, ориентированный на приоритетное изучение современной истории родного края и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям. Он включает содержательный материал, способный подготовить учащихся не только к осознанному выбору социально-гуманитарного профиля, но и к выбору наиболее конкретного направления будущей предпрофильной подготовки. На занятиях по историческому краеведению при его современной трактовке обучающиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов, обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»)
Важнейшее значение имеет развитие коммуникативной культуры учащихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по краеведческим проблемам). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности уделяется особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Большую значимость при изучении курса истории родного края сохраняет информационно - коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тексты, таблицы, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд)
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно - познавательная, творческая, или игровая деятельность при изучении родного края, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно- исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не на получение объективного нового научного результата. Целью проектно- исследовательской деятельности является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
Тематическое планирование составлено так, чтобы учащиеся путем применения практических навыков шаг за шагом в своих поисках восстановили картину народной жизни курян с древнейших времен до современных дней с точными биографическими деталями.
В то же время итогом курса должна быть подготовка общешкольных праздников на историко-краеведческие темы с использованием наработок проектно- исследовательской деятельности, проявлять свои творческие способности, воспитывать на своем примере других обучающихся.
На уроках по истории Курского края используются коллективные, групповые и индивидуальные методы работы, позволяющие воспитывать патриотические и гражданские чувства.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА

В результате изучения курса Истории Курского края обучающиеся должны уметь:
- вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
- определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
- давать описание исторических, природных и хозяйственных объектов;
- вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
- владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Ученик должен иметь навыки по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности














СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Век 20-й: канун великих революций (5 часов)
Экономика и политика в начале столетия. Развитие сельского хозяйства. Положение крестьян. Развитие промышленности. Советы на Курской земле. Установление советской власти в Курской губернии.
Тема 2. Курская губерния в годы Гражданской войны (4 часа)
Годы социальных потрясений. Политическое положение губернии весной и летом 1918 года. Продовольственная диктатура и противостояние ей крестьян. Медвенский район в годы гражданской войны.
Тема 3. Эпоха русского чуда: героизм и боль народа (5часов)
Последствия Гражданской войны и революции. Начало восстановления промышленности. Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факты развития культуры.
Географическое положение. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.

Тема 4. Великая Отечественная война (7 часов)
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Курская битва. Медвенский район в годы Великой Отечественной войны. Куряне-герои. Итоги Великой Отечественной войны.
Тема 5. Курская область в 1945-1965 годах (4 часа)
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Развитие Медвенского района.

Тема 6. Социально-экономическое положение Курской области и Медвенского района в 1966-2008 годах (2 часа)
Промышленность. Негативные тенденции в экономике края. Социальная сфера. Строительство поселков городского типа. Негативные социальные факторы.

Тема 7. Географический обзор (1 час)
Географическое положение. Полезные ископаемые. Хозяйство области в условиях перехода к рынку. Население.

Тема 8. Народное образование в Курской области (1 час)
Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование губернии середины 19 начала 20 века.


Тема 9. Курский край на литературной карте России (2 часа)
Кладезъ народной мудрости. Курский мотив в «Слове о полку Игореве». Фетовская вселенная красота. Из курского гнезда. Е. Брагина. А. Гайдар. Е. Носов. Ю. Герман.

Тема 10. Музыкальная жизнь Курского края (3 часа)
Старинные песни и хороводы. Наши первые композиторы. С.А Дегтярев. Г.Я Ломакин. Н.С Жиляев. А.М. Абаза.




































Учебно-тематический план.


п/п
Наименование раздела, темы.
Количество часов

1
Век 20 : канун великих революций.
5 часов

2
Курская губерния в годы Гражданской войны
4 часа

3
Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа
5 часов

4
Великая Отечественная война
7 часов

5
Курская область в 1945-1965 годах
4 часа

6
Социально-экономическое положение Курской области и Медвенского района в 1966-2008 годах
2 часа

7
Географический обзор
1 час

8
Народное образование в Курской области
1 час

9
Курский край на литературной карте России
2 часа

10
Музыкальная жизнь Курского края
3 часа


Итого
34 часа








Календарно-тематический план

п/п

Раздел, тема
Количество часов
Дата проведения
(по плану)
Дата фактического проведения

Глава 1. Век 20:канун великих революций 5часов
1
Век 20:канун великих революций
1



2
Экономика и политика в начале столетия.
1



3
Советы на Курской земле.
1



4
«Курский герой труда» Медвенский край .
1



5
Курская губерния в годы Гражданской войны.
1



Глава 2. Курская губерния в годы Гражданской войны 4 часа
6
И встал брат на брата.
1



7
Махно в Курской губернии.
1



8
Медвенский край в начале 20века
1



9
Продналог в Курской губернии.
1



Глава 3. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа 5 часов
10
Индустриализация народного хозяйства.
1



11
Коллективизация сельского хозяйства.
1



12
Факты развития культуры.
1



13
Медвенский район в 30-е годы 20 века.
1



14
Куряне в боевом строю
1



Глава 4.Великая Отечественная война 7 часов
15
Оборонительные бои.
1



16
Оккупационный режим. Борьба в тылу врага.
1



17
Освобождение. Курская битва.
1



18
Куряне-герои.
1



19
Медвенский район в годы Великой Отечественной войны.
1



20
Урок обобщения «Великая Отечественная война»
1



21
Индустрия послевоенная.
1



Глава 5. Курская область в 1945-1965 годах 4 часа
22
Проблемы и заботы села.
1



23
Состояние и развитие культуры.
1



24
Развитие Медвенского района в 1945-1965 годах.
1



25
Социальная сфера.
1



Глава 6. Социально-экономическое положение Курской области и Медвенского района в 1966-2008 годах 2часа
26
Промышленность.
1



27
Сельское хозяйство.
1



Глава 7. Географический обзор 1 час
28
Географический обзор
1



Глава 8. Народное образование в Курской области 1 час
29
Народное образование в Курской области.
1



Глава 9. Курский край на литературной карте России 2 часа
30
Курские мотивы в «Слове о полку Игореве»
1



31
Из курского гнезда.
1



Глава 10. Музыкальная жизнь Курского края 3 часа
32
Исполняют куряне. Н. Плевицкая.
1



33
Наш Курск –соавтор . Г. Свиридов.
1



34
Итоговый урок «Основные черты русского национального характера»
1









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории Курского края учащиеся должны
Знать/ понимать
Основные этапы и ключевые события связанные с историей Курского края
основные этапы жизни выдающихся деятелей науки и культуры Курской области, а также известных гостей Курского края.
Важнейшие достижения в области социально-экономического и культурного развития края и системы ценностей , сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Историко-культурные памятники края
Изученные виды исторических источников: документы, иллюстрации и т.д.
Уметь
Работать с историческим источником: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; использовать факты, содержащиеся в исторических документах, в рассказе об исторических событиях;
Описывать исторические события и памятники культуры: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, эссе;
Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления: соотносить историю Курского края с общими историческими процессами и отдельными фактами, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Курского края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте.























ЛИТЕРАТУРА
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие / история Курской области/ учебное пособие для уч-ся 7-10-х классов, ЦЧКИ, Воронеж, 1975 г
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
Медведская Л.А. / Вопросы истории и краеведения/ Курск, 1999
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Познанский В.В. / Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР, Курская область/ М., 1979
Прохоров В.А. / Надпись на карте/ географические названия Центрального Черноземья, ЦЧКИ, Воронеж, 1977
Сборник/ Отблеск высокого огня/ Курск, 2006
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
Буклет / Гербы Курского края/











13PAGE 15






15