Авторская рабочая программа по ориентировке в пространстве 3 класс.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов № 33 г. Новочеркасска
СОГЛАСОВАНО
на совете учреждения
Протокол № от
Председатель
Т.Б. Тимофеева
УТВЕРЖДЕНО
И. О. директора ГКОУ РО
школы-интерната III, IV видов № 33
г. Новочеркасска
Т.Б. Тимофеева
Приказ № от
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ориентировке в пространстве
в 3 «А» классе ( начального обучения)
Количество часов: 102 (3ч. в неделю)
Учитель: Коротя Е.И
Программа разработана на основе
авторской рабочей программы группы учителей Н.Л. Герасименко, Н.И. Зиминой, .В. Онищенко, Т.А. Москалевой, О.С. Тарановой, А.С. Чичкан «Ориентировка в пространстве» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III
Пояснительная записка.
Данная адаптированная рабочая программа по ориентировке в пространстве составлена на основе:
Авторской рабочей программы группы учителей Н.Л. Герасименко, Н.И. Зиминой, .В. Онищенко, Т.А. Москалевой, О.С. Тарановой, А.С. Чичкан «Ориентировка в пространстве» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III вида.
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ГКОУ РО школы - интернат III, IV видов № 33 г. Новочеркасска.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Настоящая программа рассчитана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных общеобразовательных школ III, IV видов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ориентировки в пространстве, которые определены стандартом.
Данная программа содержит материалы, помогающие достичь того уровня знаний по ориентировке в пространстве, которые необходимы учащимся для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по ориентировке в пространстве. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к возможностям обучающихся.
Цель адаптированной рабочей программы –сформировать навыки и умения пространственной ориентировки, развивать мобильность незрячего и слабовидящего ребенка. Интеграция и адаптация учащихся в условиях зрительной депривации в современное общество.
В программе отражаются следующие блоки задач:
Формирование у ущащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;
формирование интереса к окружающему миру и умений ориентироваться в нём;
формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине), светоощущения, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций и действий;
формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные тифло- средства для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);
развитие пространственного мышления и топографических преставлений;
развитие у учащихся волевых качеств при приодалению страха передвижения в пространстве, формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем.;
формирование навыков пользования тростью, специальными приборами облегчающими ориентировку;
обучение ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;
обучение слабовидящих и незрячих учащихся приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве;
развитие речи, её культуры и каммункативных способностей.
Планируемые результаты ЗУиН по ориентировке в пространстве.
Незрячие выпускники начальной школы осознают значимость овладения навыками пространственной ориентироваться для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи зрячего и успешности обучения по образовательным предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах.
Обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве; будут учиться самостоятельно ориентироваться в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.
Обучающиеся получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; узнавать их в макетах, рельефных изображениях и по словесному описанию.
Слепые выпускники овладеют техникой, способами и приѐмами пользования тростью. Научатся самостоятельно составлять схемы пути, используя топографические представления типа «карта-путь»; составлять схемы пространства, используя топографические представления типа «карта-план».
Школьники научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Слепые выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с прибором «Ориентир», научно популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки.
К концу обучения в начальной школе у слепых обучающихся будет сформирована потребность в необходимости в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.
Требования к уровню подготовки учащихся :
Личностные результаты освоения адаптированной рабочей программы.
У слепого выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
учебно познавательный интерес к учебному материалу;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Слепой выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
установки на здоровый образ жизни (в том числе и охране сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, кожной чувствительности и др.) и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
устойчивой мотивации к различным видам деятельности, в том числе к коммуникативной и двигательной;
формирование внутренней установки на достижение максимальной независимости от зрячих;
Регулятивные результаты освоения адаптированной рабочей программы.
Слепой выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
использовать компенсаторные способы, адекватно подключать остаточное зрение в учебной деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Слепой выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале;
осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно использовать компенсаторные способы в самостоятельной учебной деятельности;
самостоятельно выполнять учебные действия по алгоритму;
запрашивать и принимать актуальную практическую помощь;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные результаты освоения адаптированной рабочей программы.
Слепой выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнѐра высказывания;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы, остаточное зрение для решения различных коммуникативных задач;
использовать адекватные невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
Слепой выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотруднечестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать компенсаторные способы, в том числе остаточное зрение, невербальные средства общения для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения адаптированной рабочей программы по ориентированию в прстранстве:
Развитие сохранных анализаторов
Слепой выпускник научится:
совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
осязательно обследовать форму сенсорных эталонов (объемных, плоскостных), читать их изображения, выполненных различными видами рельефа; свойствам, а также по характеру поверхности;
осязательно обследовать и сравнивать предметы разной величины;
Получит возможность научиться:
использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве;
способам дифференцировки предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Слепой выпускник научится:
свободно ориентировать «на себе»;
ориентироваться в микропространстве – на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в брайлевском приборе, в колодке шеститочия;
ориентироваться в рядах и столбцах;
ориентироваться на приборе «Ориентир».
Получит возможность научиться:
владеть приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Формирование предметных и пространственных представлений
Слепой выпускник научится:
узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
определять пространственное расположение предметов в пространстве.
Получит возможность научиться:
Узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное расположение;
представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
Слепой выпускник научится:
приобретут первичные умения работы с прибором «Ориентир»;
самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
совмесно со зрячим ориентироваться на пришкольном участке;
представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь».
Получит возможность научиться:
отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров.
Слепой выпускник научится:
занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле;
занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка.
Получит возможность научиться:
занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий.6. Совместная ориентировка со зрячими
Слепой выпускник научится:
соблюдать позу при совместном передвижении;
передвигаться совместно со сверстником или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Получит возможность научиться:
передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость.
Обучение использовать трость и другие тифлотехнические средства ориентировки.
Слепой выпускник научится:
подбирать трость;
пользоваться тростью;
подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости;
обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.
Получит возможность научиться:
обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.
Развитие коммуникативной деятельности
Слепой выпускник научится:
осознание значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития;
использовать средства общения, компенсаторные способы устранения трудностей коммуникации.
Получит возможность научиться:
освоить способы формирования образа человека как субъекта общения, основы коммуникативной грамотности.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью корекционного процесса является учет усвоения ЗУиН школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный опрос, самостоятельные практические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение практических работ. Практическая работа дает возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных за год или курс обучения ориентированию; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются устно и ограничеваются оцениванием на «хорошо» и «отлично» . Если учащийся не справляется с предложенными заданиями, занятие по теме проводиться повторно.
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
При оценивании применяется разноуровневый подход в зависимости от возможностей обучающихся и уровня первичных и приобретенных знаний и умений.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ГКОУ РО школы – интерната № 33 , рабочая программа по ориентировке в пространстве рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю (34 учебные недели).
Общая характеристика курса
Занятия по ориентировке в пространстве направленны на формирование у учащихся специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Овладение способами ориентирования в пространстве – важнейшее условие востановления самостоятельности незрячего, путь преодаления изолированности в коллективе, непременное условие формирования его активной социальной позиции. Кроме того неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося, позволяющие незрячему обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, пространственное мышление, мобильность; развить у него компенсаторные механизмы; преодолеть деффицитарность функций .
Пространственные и предметные представления учащихся в условиях зрительной депривации - сукцесивны и искажены, на занятиях учащиеся получают знания о правилах и приемах обследования пространства и его предметной наполняемости. Занятия проходят в форме беседы, диалога направлены на развитие познавательного интереса к окружающему пространству и стойкой мотивации к его изучению.
Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Необходимым условием эффективной коррекционной работы на занятиях является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешная коррекционная работа при безразличном отношении к ней невозможна, поэтому на занятиях обеспечивается личностная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что и является основным условием успеха.
Кроме того, занятия по ориентировке оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Успешное обучение ориентировке в пространстве является залогом и подтверждением овладения выпускниками школы приемов ориентировки в пространстве и их мобильности. Эти навыки после оканчания школы будут им необходимы для самостоятельного функционирования в условиях учереждения или предприятия, при проживании в собственном жилье в самостоятельной трудовой или бытовой деятельности, передвижении в пространстве.
Структура программы
В соответствии с выделенными задачами и условиями обучения программа включает в себя следующие разделы: «Развитие сохранных анализаторов», «Развитие навыков ориентировки в микропространстве», «Формирование предметных и пространственных представлений», «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений», «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров», «Совместная ориентировка со зрячими». Разделы - «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки» и «Развитие коммуникативной деятельности» входят как неотемлемая часть в каждый раздел, но выделяются в общей структуре программы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3А класс
№
п/п Содержательные линии Кол-во
часов Виды деятельности
II.
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира
18 Выполнение упражнений на выявление ведущих и сохранных анализаторов.
Выполнение упражнений на выявление представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.
Исследование особенностей позы и жеста, навыков совместной ориентировки со зрячими.
III.
Ориентировка в микропространстве 19 Упражнения на развитие точных координированных движений кистей рук и пальцев. Самоконтроль произведенных движений.
Задания на формирование способов активного осязания (пальцевого, кистевого и ладонного) предметов.
Выполнение упражннений на различение и сопоставление свойств предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).
Формирование умений распознавать подошвами ног различные покрытия (ковер в спальной комнате и т.п.).
IV.
Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство.
21 Расширение представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство: школа; класс; спальня; столовая; квартира; спортзал; мебель; игрушки; посуда; одежда.
Выполнять упражнения на приборе ориентир (составлять план- схемы учебных классов, столовой, спальной комнаты, спортивного и актового залов.)
Занятия на формирование представлений об объектах города: жилые дома, транспорт на улицах, магазины, киоски, кафе. Формировать представления об объектах города: жилые дома, транспорт на улицах, магазины, киоски, кафе. Познакомить с тротуаром, проезжей частью, светофором, перекрестком. Формирование умения соотносить реальные предметы с их моделями, цветным и рельефным изображением. Работа с макетами.
Выполнение практических упражнений в свободном пространстве используя трость.
V.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве. 29 Формировать представление о пространстве с использованием макетов. Учить составлению рассказа о знакомом замкнутом пространстве.
Обучать специальным приемам ориентировки (мягкое скольжение руки по стене, осязание ногами, использование слуха и обоняния).
Самостоятельная ориентировка в здании школы: класс-спальня; класс-столовая; класс-медпункт. Формировать знания о некоторых специфических особенностях и признаках, по которым дети могут ориентироваться на пришкольном участке.
Ориентировка в здании школы: класс-спальня; класс-столовая; класс-медпункт.
VI.
Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и объектов в пространстве
11 Выполнение упражнений на развитие умения ходить и бегать согласуя движения рук и ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, учить ходить в колонне, парами.
Выполнение упражнений на формирование правильной позы в положении: стоя, сидя за столом, партой, в кресле; при ходьбе в паре;
при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил, лестницы).
Формирование правильной позы при обследовании больших предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира.
Выполнение ряда упражнений на формирование правильного жеста, указывающего направление. Упражнения с тростью (правильный захват и удержание; техника безопасности при обращении с тростью).
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ.
№
урока Тема Вид работы Дата проведения
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира
Выполнение практичес
ких упражнений. Ориентировка в микропространстве Выполнение заданных упражнений самостоятельно. Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство Выполнение заданных упражнений самостоятельно. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве Самостоятельная ориентировка в здании школы: класс-спальня; класс-столовая; класс-медпункт.
Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и объектов в пространстве
Выполнение заданных упражнений самостоятельно. Общее количество 17часов
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3А класс
№
п/п Раздел учебной программы по предмету.
Тема Кол-во
часов Дата
I. Обследование исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировки ребенка со зрительной патологией
4 II. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира- 18ч.
Развитие осязательного восприятия замкнутого пространства. 8
Развитие слухового восприятия пространства.
8 Развитие обонятельного восприятия. 4
Развитие зрительного восприятия пространства. 4 Урок-зачет 4 III. Ориентировка в микропространстве- 19ч.
Ориентировка на рабочем месте. 4 Ориентировка в классе
8 Формирование топаграфических представлений замкнутого пространства. 8 Урок-зачет 4 IV. Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство-21ч.
Моя школа
8 Формирование топаграфических представлений замкнутого пространства 8 Ориентировка в сводном, открытом пространстве.
Мой город. 8 Совместная ориентировка с учителем. 9 Урок-зачет 4 V. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве- 29ч.
Изучение пространственной соотнесенности предметов. 4 Изучение маршрутов в здании школы. 8 Урок-зачет 4 Ориентировка на пришкольном дворе. 4 Формирование топаграфических представлений замкнутого пространства 4 Урок-зачет 5 VI. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и объектов в пространстве- 11ч.
Развитие умения ходить и бегать 4 Формирование правильной позы и жеста при хотьбе и беге. 4 VII. Проведение диагностики ЗУиН на конец учебного года.
Урок-зачет.
3 Лист внесения изменений в рабочую программу.
№ п/п Тема (темы) урока Причина корректировки Способ, форма корректировки Согласование с администрацией школы