Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Моя Родина Кубань- тополиный край»


Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Моя Родина Кубань- тополиный край»
Задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому краю;
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Предварительная работа: чтение книг, прослушивание и заучивание
стихов, песен о Кубани, рассматривание книги «богатства Кубани»,
посещение музея, знакомство с символикой Кубани, занятие «Рассказ
воспитателя об истории Кубани», разучивание кубанских игр.
Демонстрационный материал. Карта Краснодарского края,  изображение казаков, фотоальбом о тружениках Кубани, картины природы, животных краснодарского края
ХОД
Воспитатель:
Мой отчий край!Мой дом святой!Где мне найти слова такие,Каких не сказывал никто:Откуда корни все родные? ...... И вновь себя на том ловлю,Что сердце в поиске не стынет...Люблю тебя, мой край! Люблю!Мой отчий дом - моя святыня!...(Верона Шумилова)
У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, играл со своими друзьями, учился, взрослел. Ребята, а кто мне скажет, как называется наша малая родина?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Правильно Кубань, Краснодарский край. Много лет назад пришли люди на Кубань. Это были наши предки, они обживали, благоустраивали эти земли. Краснодарский край (Кубань) - самый южный регион России. Краснодарский край граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Грузией. Кубань - край двух морей: Азовского и Черного.  Как называли и называют людей, живущих на Кубани? 
Дети: кубанцы, казаки.
Воспитатель: Верно, казаки. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Самые главные казачьи обычаи:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
3. Почитание гостя.
4. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Воспитатель: Как нужно соблюдать обычай уважения и почитания старшего?
Дети: проявлять заботу, сдержанность, оказывать помощь, не перечить старшим.
Воспитатель: Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старших. Младший должен проявлять терпение и выдержку. Проявлять заботу о родителях, относиться с уважением.
Воспитатель: Кубань – житница России. Казаки очень любят свою землю и нежно о ней заботятся. Именно поэтому Кубань называют всероссийской житницей, жемчужиной России. Наиболее почетная профессия у нас в крае, конечно, хлебороб. В любую погоду: в снег, дождь, нестерпимую жару - он заботится о том, чтобы на нашем столе всегда был душистый каравай. 
1 ребенок:
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью, светлой любовью,
В гости друзей встречай!
2 ребенок:
Течет река Кубанушка,
Средь белых берегов.
Течет, играя камушком,
Разбуженных веков.
3 ребенок:
А вокруг, куда ни глянь,
Краснодарский край стеной.
Нет в России места лучше,
Чем любимый край родной.
4 ребенок:
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
5 ребенок:
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
Песня «Ой-да Краснодарский край»
4 ребенок
Над станицей моей - солнце яркое
Над станицей моей - солнце жаркое,
А вокруг как ковер – зеленеют поля
Это – Родина моя!
Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) 
Могучие горы,
    
Воспитатель вывешивает на карту изображение животных. 
Богат животный мир Кубани -Медведь и зубр, олень и лось.Когда б ходить в лесу пришлось,Увидел бы следы кабаньи.
В крае находиться Кавказский заповедник, там, живут ценные /редкие/ виды зверей и птиц.
И шум дубрав и птичьи голоса…
Люби природу- сказочную фею,
За то, что она дарит чудеса,
Нам лишь беречь и восхищаться ею.
Игра «
Воспитатель:- А сейчас мы рассмотрим изображение флага Краснодарского края. - Какую форму имеет наш флаг? ( прямоугольную) - Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (знамя) Эти слова означают одно и тоже, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. В 1919году Законодательная рада утвердила флаг Кубанского края .Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 3 горизонтальных полос. - Какие цвета вы видите на флаге нашего края? (На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зелёного цветов) Расшифровка полос Верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизирует иногороднее население края Средняя широкая полоса малинового цвета символизирует казачье население Нижняя узкая полоса зелёного цвета символизирует черкесское население. Флаг – это полотнище, состоящее из 3 горизонтальных полос лазоревой, малиновой ( она вдвое шире остальных) и зелёной. В центре золотом изображается герб края. - Где мы можем видеть флаг? (На зданиях) Флаг Кубани поднимают перед проведением праздников. Флаги поднимают в случае победы наших спортсменов на соревнованиях. Мы должны гордиться своим флагом. 
(игра-соревнование «Кто быстрее раскрасит кубанский флаг?»)
Воспитатель:
Кубань, Кубань – души моей отрада, Сияньем зорь налитые поля. Мне в целом мире ничего не надо, Твоя бы песня в вышине плыла. Песня «У Кубани матушки реки».