Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию Наши имена
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Наши имена»
Цель: формировать положительное отношение к именам, формировать представление о том, что человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Обучающие задачи: познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием; познакомить с историей возникновения имен; пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к своему имени; активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование: выставка художественной литературы, детские альбомы «Самое интересное о наших именах», портреты людей, прославивших свои имена.
Предварительная работа:
беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «Самое интересное о наших именах»;
рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси.
заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Работа с родителями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок; совместно с детьми оформить страницы книги «Самое интересное о наших именах»: «Как растет наше имя», «Мои знаменитые тезки», «Как я берегу свое доброе имя»
Литературный ряд для занятий в детском саду: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент. Постановка целей.
-Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
-Молодцы, правильно рассказали. Оказывается, у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Об этом моя загадка: «Тебе дано, а все им пользуются» (Ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о ваших именах, о том что они означают, как ваши имена растут вместе с вами и откуда они появились.
Основная часть.
-Дети, у каждого человека на земле есть имя: у самого маленького ребенка, у взрослого, у старика и у старушки. Давайте послушаем, как по-разному звучат наши имена. Пусть каждый громко назовет свое имя, а мы послушаем. (Дети произносят свои имена)
-Вот как много разных имен! Но мы услышали и одинаковые мена. Кто знает имена, которыми называют и мальчиков и девочек?
-Как вы думаете, зачем человеку имя?
-Что было бы, если все имена исчезли?
-Кто дает человеку имя?
- С давних пор люди в каждом имени заключали определённый смысл. Например, Александр - «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна - «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина - «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится.
- Ребята, по дороге в детский сад я встретила девочку Катю, она была расстроена. Когда я спросила её, что случилось, Катя рассказала мне, что девочки, которые с ней дружат, называют её Катькой А ей нравиться, когда её зовут Катей, Катенькой. А как еще её можно назвать?
-Вы знаете, имя дают человеку при рождении. Когда он маленький его зовут ласково Оля, Оленька. Когда человек подрастает, его зовут по-другому Оля. А меня зовут Любовь Вячеславовна. Почему меня так зовут? Взрослых чаще называют по имени и отчеству.
Игра «Ласковое имечко»
Проблемная ситуация:
Как вы думаете, как появились имена? Это произошло случайно?
-Из художественной и познавательной литературы мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно: древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей) Возможные варианты:
По внешним признакам (Чернава, Кудряш)
По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)
По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
По христианским праздникам (Постник, Мясоед)
По времени и месту появления на свет (Суббота, Зима, Дорога )
По профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка)
Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки. Почему мы так говорим: «С именем – Иван, без имени – болван» «Береги своё имя смолоду», «Лёгок на помине?
Творческое задание: Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?
(Предполагаемые ответы детей: Катя– Молчунья (мало разговаривает) Оля– Снегурочка (родилась зимой), Артём– Первой (старший в семье) )
Шло время, люди стали выбирать имена для своих детей, пользуясь разными критериями: кто-то называет сына в честь деда или прадеда, кто-то – в честь знаменитого человека, а кому-то просто нравится звучание того или иного имени. Христиане, выбирая имя для ребенка, ориентируются на Святцы. В этой книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Есть ли у вас, ребята, друзья? Почему вы их считаете своими друзьями? Потому что с ними можно весело провести время или они вам помогли в сложной ситуации, чем-то даже пожертвовали ради вас?". Или взять пример из семейной жизни: "Вы ради своей мамы можете пойти на те или иные лишения и невзгоды? А вот эти люди... их жизнь являет собой подвиг мученичества. В данном случае речь идет о жертвенности, когда святые молились за все человечество. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.
Есть праздник, не менее важный, чем день рождения, - это именины. А вы знаете, что такое именины? Именины это такой день, когда в церкви празднуется память того святого, в честь которого вы названы, то есть, чье имя вы получили при крещении. Этот день еще называют День ангела. Каждый человек должен знать, в честь какого святого его назвали.
А знаете, чем отличается день рождения от дня имении? День рождения - это день, когда вы появились на белый свет, а день именин - это, когда нарекали - назвали вас именем, день памяти святого под этим именем. Раньше на Руси праздновали только день святого Ангела, т. е. день имени! на Руси считалось, что вас будет беречь Ангел- хранитель. Давайте назовём ноябрьских именинников.
Ваня - Иван означает «Благодарность божья».
Аня - Анна означает «Благодать».
Маша- Мария означает «Госпожа».
Марк - означает «Великий».
Именины часто сопровождались играми, песнями, хороводами.
Наши имена передаются от одного поколения к другому, от человека к человеку, от народа к народу. Общие имена объединяют людей, живших давно, с теми, кто живёт сейчас. Имена объединяют разные страны нашей планеты Земля. Вот, например, имя ИВАН у разных народов звучит по - разному;
Церковнославянское Иоанн
Эстонское Юхан
Латышское Янис
Немецкое Йоханн и Хаис
Французское - Жан
Английское Джон, но все они означают благодать божья.
Именинник отвозил пироги крёстному отцу и матери, а за это получал и именинный пирог в подарок. Пирог не простой, а с кашей. Его обычно печёт мама или крёстная мама.
Игра без слов «Именины».
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)
Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).
Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади. Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем.
Презентация группового проекта: книги «Самое интересное о наших именах»
А сейчас вы познакомите нас с тем, что означают ваши имена, в честь каких Святых они названы, какие великие учёные, путешественники, писатели и музыканты носили эти имена. Мы узнаем, как наши замечательные соотечественники, своими добрыми делами на благо Родины навечно оставили свои имена в народной памяти.
А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
Подведение итогов: Что нового вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Литература
Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 209. - 128 с.
Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия/авт.-сост. О. Р. Меремьянина. -Волгоград: Учитель, 2012. - 120 с.
Суперанская А.В., Суслова А. В. О русских именах. – СП: Азбука, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Именины» (без слов)
Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети - «дарители». Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник». Информация для воспитателя. Дошкольники младшего и среднего возраста обычно дарят вещи, а дети старшего возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, защиту, любовь, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.
Игра «Ласковое имечко»
Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка. «А теперь», - говорите вы, - по кругу, по очереди будем перечислять возможные ласковые формы наших имен. Все имена запишем. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Нико, Колюня и Колюшка, дед называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Друзья во дворе - Колькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть». Дети подсказывают: «Кольча, Николенька, Николаша». Колиных имен оказалось одиннадцать! Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру. Призы достаются владельцу имени с самым большим количеством форм и тому, кто придумал больше вариантов.
ВђЗаголовок 1ВђЗаголовок 2ВђЗаголовок 3ВђЗаголовок 4ВђЗаголовок 5ВђЗаголовок 6ВђЗаголовок 7ВђЗаголовок 8ВђЗаголовок 915