Непосредственно – организованная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Дружба»
Непосредственно – организованная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Дружба»
Выполнила: воспитатель
Самусенкова Ольга Анатольевна
Непосредственно – организованная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Дружба»
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи
Образовательные:
развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру,
умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других,
развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения,
формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
закреплять умение участвовать в совместной игре,
продолжать формировать умение из частей составлять единое целое.
закреплять знания пословиц и стихов о дружбе,
Развивающие:
развивать у детей способность к сопереживанию,
желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации,
развивать социальные чувства.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения,
умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;
Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.
Оборудование и материалы: игрушки 2 мышонка из мультфильма Кот Леопольд, «клубочек дружбы», лепестки ромашки, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И. Шаинского, разрезанные картинки, проектор, презентация слайдов.
Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу о дружбе и друзьях, высказывать свою точку зрения, самостоятельно составить небольшой рассказ на данную тему,игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию, выражает интерес к прослушиванию аудио-песни «От улыбки» И. Шаинского.
Предварительная работа:
Беседы о дружбе, рассматривание иллюстраций, слушание песен о дружбе; организация и проведение с детьми подвижных игр, игр имитаций. Карточки с загадками.
Содержание организованной деятельности детей
I.Организационный момент
Собрались все дети в круг.
- Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
В.: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила два мышонка. Они сидел на крылечке, и плакали. Я у них спросила: «Почему вы плачете, мышата? ». А они сказали, что с ними никто не хочет дружить и они вообще не знают, что такое дружба. Давайте, ребята, поможем мышатам и расскажем им о дружбе, что мы знаем. Поможем?
Д.: да.
II. Основная часть
Беседа на тему «Что такое дружба? ».
В.: Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг?
Д.: ДРУЖБА – это когда все играют вместе, не ссорятся.
В.: А вы - дружные ребята?
Д.: да
В.: А почему вы так думаете?
Д.: потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга.
В.: А с чего начинается дружба?
Д.: с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.
В.: Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха?
Д.: желтая, розовая – яркая, сладкого запаха.
В.: С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Д.: с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д)
В.: Почему мы называем другом только некоторых людей?
В.: Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
В.: Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?)
Рассказы детей.
(2-3 РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕМ ДРУГЕ ИЛИ ПОДРУГЕ)
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, мышатам, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.
В.: Ребята, а вы любите слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)
В.: А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)
В.: У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. (Дети играют: прокатывают друг к другу клубочек и называют комплимент).
В.: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)
В.: Ребята, а вы знаете секреты дружбы?
Д.: Да.
В.: Давайте их разгадаем и расскажем мышатам. Хотите узнать первый дружбы секрет?
Д.: да
В.: Тогда слушайте песенку. (Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского)
В.: Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Д.: с улыбки.(Воспитатель берет лепесток от ромашки и прикрепляет на магнитную доску. В ходе занятия должна из лепестков получится ромашка).В.: Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Д.: Который улыбается.
В.: Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и мышатам.
В.: ребята, а какой же второй секрет дружбы? (Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому – держит мальчик зонтик)
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. (второй лепесток)
В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них, я буду называть начало пословицы, а вы будете продолжать.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Друзья познаются в беде.
В.: что-то мы с вами заигрались, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Если есть хороший друг»
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Гимнастика для глаз « Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
(Смотрят вверх)
Капай, капель не жалей.
(Смотрят вниз)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи
В.: Третий секрет дружбы.
В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды, и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали части пазлов у других. Это правильно? Ответы детей.
Д.: нет, нельзя отбирать, надо попросить.
В.: молодцы, справились с заданием. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.
Проблемные ситуации
«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bсем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня. »В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)
- Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
Кто умеет мириться? Это третий секрет доброты – мир (третий лепесток)
В: Ребята, послушайте стихотворение:
Уроки доброты
В доме рядом во дворе
Жили два зверька,
И на радость детворе
Милых два щенка!
Приносили им еду,
Кто и чем богат,
И у деток на виду
Ели всё подряд!
И улыбки у людей,
Стал добрей весь дом,
Было важно для детей
Поиграть с щенком!
Детский возраст и мечты,
Золотые дни,
Но уроки доброты
Помнили они!
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.( четвертый лепесток).
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю.
В.: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
В.: Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет?
Д.: Честность. (пятый лепесток)
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, и помогли мышатам и теперь они будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: (дети рассматривают ромашку из 5 лепестков и называют секреты дружбы)
• улыбка
• помощь
• мир
• доброта
• честность
В.: ребята, вы внимательно слушали ответы детей, а теперь давайте скажем, кому больше, чей ответ понравился. Я передаю палочку – волшебную, и кому ее передам тот и будет рассказывать про понравившийся ответ. (ОЦЕНКА ДЕТЕЙ ДРУГ ДРУГА)
Рефлексия:
В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте в ладоши. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям). Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос). Кому было не интересно, трудно, кто ничего не понял – скрестите руки на груди.
Мы с вами продолжим знакомиться, что такое дружба и вечером почитаем
Стихотворение «Самосвал»
Гулял однажды во дворе я,
И вдруг увидел самосвал!
Такой красивый, красно-жёлтый,
Серёжка, друг, его держал!
Ему машину подарила
На праздник мама. Вот беда –
Ведь я об этом самосвале
Мечтал всю жизнь, мечтал всегда!
Я сразу очень рассердился,
Моим врагом Серёжка стал!
Ведь не ему, а мне был нужен
Тот красно-жёлтый самосвал!
И чтоб Серёжка не зазнался,
Хотел сказать ему тогда,
Что мне ни капельки, нисколько
Машина эта не нужна!
Но тут мой друг меня увидел,
Ко мне он быстро подбежал,
Такой весёлый и счастливый,
Сказал, что очень меня ждал.
И долго мы потом играли...
И вдруг неважно стало мне,
Что самосвал тот подарили
Серёжке, другу, а не мне.
Обсудите с ребёнком:
Хорошо ли завидовать своим друзьям?
Приятно ли тебе, когда друзья с тобой делятся игрушками или вещами?
А как ты можешь это делать?
Заключительная часть
В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться). Мышата благодарят за помощь, и отправляются в гости к коту Леопольду. (мышата дарят коробочку с воздушными шарами)
Литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / Авт. – сост. Н.Б. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399 с.
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
3. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, 2010. – 192 с.
4. развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения /Авторы-составители О.С. Ушакова, Е. М. Струнина.- М.: Вентана – Граф, 2010. – 192 с.