Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию в средней группе От рождения до школы
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа
по социально-коммуникативному развитию.
(часть общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений)
для детей 4-5лет
(средняя группа)
Авторы – составители:
Воспитатели: Городецкая С.В.
2016 – 2017 учебный год.
Особенности детей группы №5 «Радуга»
Группу №5 «Радуга» посещают 45 детей 4 – 5 лет. Из них с I группой здоровья – 15 детей (35%), со II группой здоровья 24 ребенка, с IIб 2 ребенка (60%), с III группой здоровья 2 ребёнка (5%).
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 38 семей (86%) - полные семьи, 6 семей (14%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),
1 семья (2%) - многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы: 42 ребенка - русские (92%), 3 ребёнка - армяне (6%), 1 ребёнок (2%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.
В группе 27 мальчиков (58%) и 18 девочек (42%).
В этом учебном году в нашу группу перешли 7 детей из другой группы детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
У детей сформированы культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. У некоторых недостаточно сформировано умение следить за своим внешним видом (дети учатся замечать неряшливость).
У большинства детей развита мелкая моторика.
Умеют самостоятельно организовать настольные и сюжетно-ролевые игры.
Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят
слушать книги. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.
Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети компенсирующего детского сада с нарушениями речевого развития отличаются неуравновешенным поведением, повышенное чувство тревожности………
Дети не умеют строить отношения с окружающими людьми. Это вызывает напряженность во взаимоотношениях при взаимодействии со сверстниками и взрослыми и не способствует нормальному психическому здоровью.
Опыт работы педагогического коллектива показал, что заниматься социально-коммуникативным развитием ребенка нужно как можно раньше, со всеми детьми и постоянно, как на НОД, так и в повседневной жизни.
Ребенок должен иметь возможность как можно чаще соотносить свои эмоциональные переживания с переживаниями людей ближайшего окружения. Его нужно научить изменять, корректировать свое поведение в различных жизненных ситуация
Программа «Мир социально-коммуникативных отношений»
составлена на основе региональной образовательной программы «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, адаптирована к условиям МБДОУ компенсирующего вида и составляет часть, формируемую участниками образовательного процесса общеобразовательной программы МБДОУ.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для социально-коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта.
ЗАДАЧИ:
Формировать у ребенка осознание себя личностью с определенными чертами характера и поведения
Формировать у ребенка различные способы социального поведения, которые обеспечивают ему уравновешенное взаимодействие, примирение и выход из конфликтных ситуаций
Развивать индивидуальность ребенка, чувство собственного достоинства, доброжелательный интерес и уважение к другим людям, стремление и желание с ними взаимодействовать.
Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 8 блоков, содержание которых представлено в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными возможностями детей и учетом уровня их знаний.
«Я» и мое отличие от других.
Мои достоинства и недостатки.
Способы проявления и регулирования своего эмоционального состояния.
Интерес к другим людям, что я должен знать о других, прежде чем взаимодействовать с ними.
Семейный статус. Что я знаю о семье и своем месте в ней.
Алгоритм совместных действий. Правила поведения.
Конфликтные и проблемные ситуации, способы их решения.
Участие в общих мероприятиях.
Выбор направленности блоков не случаен. Каждый блок охватывает тот круг знаний и умений, без которых ребенок попадает в стрессовые ситуации.
Программное содержание:
Знать и замечать свои индивидуальные особенности (возрастные, половые, эмоциональные). Что похоже, а что нет. Сравнивать себя с другими по особенностям разных умений, кто как может действовать: быстро, медленно, ловко, умело и пр. как можно изменить свой вид (ряжение, мимика, жесты)
Мои желания, мое любимое занятие
Забота о других людях: старых, малышах, нуждающихся в помощи. Что и как ты можешь сделать.
Способы проявления эмоциональных состояний (мимика, поза, жест, цвет кожи, разрез глаз и т.д.)
Дифференциация разнообразных состояний и эмоций одного порядка (радостный-веслый-счастливый и др.) причины разных эмоциональных состояний людей. Что ты знаешь о своем сверстнике, товарище, что тебе в нем нравится.
С кем ты живешь? Расскажи о своем папе, дедушке их обязанностях, что они могут, как ты с ними проводить время.
Что такое семья. Кто такие «родственники». Как они живут, называются (брат, сестра, внук…). Как заботятся друг о друге. Как ты заботишься о них?
Правила поведения. Зачем нужны, для кого они? Какие есть в нашей группе? Проявление негативных и положительных эмоций через слова и действия. Способы проявления эмпатии (погладить, обнять, утешить, помочь и др.)
Знакомство с алгоритмом взаимодействия: понаблюдай – определи настроение-действуй. Разбор конфликтных ситуаций, как избежать конфликт. Проявление гуманности – быть терпеливым, снисходительным, уметь прощать.
Участие в общем деле, имеющем ярко выраженный эмоциональный отклик от окружающих людей (поздравления, прием гостей, показ концерта малышам).
Средства развития коммуникации:
общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.
Методы развития речи и коммуникации:
Наглядные, словесные, практические.
Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:
-наблюдение в природе,
-экскурсии
-чтение и рассказывание художественных произведений
Дидактические игры
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):
- рассматривание игрушек и картин,
-рассказывание по игрушкам и картинам
Заучивание наизусть
Игры-драматизации
Пересказ
Инсценировки
Обобщающая беседа
Дидактические упражнения
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Пластические этюды
Хороводные игры
Методы и средства дифференциации в условиях фронтальных форм обучения
различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:
- разноуровневое изложение материала:
вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по частям;
варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
по образцу, показанному педагогом или ребенком;
с комментированным управлением способом выполнения задания;
в паре; группе;
полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
устная педагогом;
в виде образца;
алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
по плану, данному педагогом;
дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
уровневые задания;
задания с выбором;
индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
по объему;
по сложности;
по творческой направленности;
по срокам выполнения.
-дифференциация темпа усвоения.
Дифференцированный подход можно осуществлять на различных этапах занятия, учитывая соблюдение следующих условий:
чаще переключать детей с индивидуальной работы на совместную деятельность, затем на коллективную работу;
создавать ситуацию успешности ребенка;
создавать ситуацию для самостоятельного выбора, управляя организованной деятельностью детей.
Формы, методы и приёмы работы по миру социально – коммуникативным отношениям во II-ой младшей группе
Формы
работы
Способы Методы и приемы
(наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые)
НОД Групповые
Подгрупповые сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.Совместная деятельность Подгрупповые, индивидуальные Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Экспериментирование
Развивающие игры
Проблемные ситуации
Самостоятельная деятельность Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования
Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
В средней группе наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Количество занятий– 1 в две недели, в месяц – 2. Всего 23.
Академический час = 20 минут
Содержательный раздел
№ Дата, время Тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь
1. «Я и мое имя» 1 Октябрь 2.
3. «Имена моих друзей»
«Наши внешние отличия» 1
1 Ноябрь 4.
5. «Что мы умеем делать»
«Отгадайте, кто мы» 1
1 Декабрь 6.
7. «Мое любимое занятие»
«Подарки и сюрпризы» 1
1 Январь 8.
9. «Подарки близким»
«Цветик – семицветик» 1
1 Февраль 10.
11. «Заботливые дети»
«Друг детства» 1
1 Март 12.
13. «Что ты чувствуешь?»
«Разговариваю руками» 1
1 № 18, 19, 20, 21, 22, 23 вынесены в
Апрель 14.
15. «Разговариваю телом»
«Лесной колобок» 1
1 совместную деятельность календарногомай 16.
17.
«Лица – маски»
«Моя семья» 1
1
Всего - 23 планирования беседами.
Планируемые результаты:
«Я» и мое отличие от других.
Мои достоинства и недостатки.
Способы проявления и регулирования своего эмоционального состояния.
Интерес к другим людям, что я должен знать о других, прежде чем взаимодействовать с ними.
Семейный статус. Что я знаю о семье и своем месте в ней.
Алгоритм совместных действий. Правила поведения.
Конфликтные и проблемные ситуации, способы их решения.
Средства развития коммуникации и методы ознакомления дошкольников с социальным развитием:
1. Наблюдение (экскурсии, целевые посещения и прогулки)
2. Беседы с детьми (во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чём он беседует с ними) .
3. Дидактические игры и упражнения (которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивать логическое мышление детей.4. Трудовая деятельность (не только для себя, но и для других) . Общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов зависит от возраста детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
«Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
Развивающие карточки «Познаем мир»
«Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
Тематические картинки «Мой дом».
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Методическое обеспечение рабочей программы:
1.Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой, 3-е изд. исп. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
2.Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
3.Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.
4. Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Библиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.
5. Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М. Линка -Пресс, 2000г.
6. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
7.Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г.