«Организация творческо-ролевых игр, в которых развиваются моральные качества личности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр»
«Организация творческо-ролевых игр, в которых развиваются моральные качества личности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр»
Шамаева Ульяна Дементьевна, старший воспитатель.
Цель: Совершенствовать умение совместно творчески развивать сюжеты игр; смелее и разнообразнее комбинировать в играх знания, полученные в ходе игр-тренингов, бесед, наблюдений, экскурсий, из книг; использовать обыгранные игровые ситуации, где дети демонстрировали моральные качества личности.
Игра «Мы оленеводы».
Цель: Ознакомление с традиционным видом деятельности предков –оленеводством, орудиями труда, применение в игре знаний, полученных в ходе экскурсий, бесед, дидактических игр; формирование моральных качеств личности: дружелюбие, взаимовыручка, честность.
Игра «На пастбище».
Игры:1. «Ловля оленей» («Мамыкта быра5ыы»).
2. «Охота на волков».
«Уучахха суурдуу».
«В юрте» - выделка шкур, приготовление пищи, шитье.
«Слет оленеводов» - спортивные игры:
«Сыар5анан суурдуу» (санки).
«Уучахха суурдуу» - ( макет головы оленя на палке).
«Маамыктаны быра5ыы» ( макет рогов, маамыкта).
9. «Наартаны ыстаныы» (бруски размером : длина 90 см., высота 10-15 см.).
Игра «На рыбалке».
Цель: ознакомление с традиционным промыслом предков – ловом рыбы, орудиями труда; формирование моральных качеств личности: дружелюбие, взаимовыручка, честность.
В игре отражаются впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности. Так как детям близки эти сюжеты, в разворачивании сюжета практически не требуется вмешательство воспитателя.
Игра «Орудия рыболовства» - плетение сети, подготовка снаряжения.
Игра «В доме» - девочки готовят еду, шьют одежду для рыбаков.
Игра «Рыбалка» - техника ловли рыбы. Дидактические игры «Чем ловят рыбу?», «Что это за рыба?»
Игра «Возвращение с рыбалки» - встреча рыбаков, сдача рыбы, разделка рыбы. Дидактическая игра «Что можно приготовить из рыбы?»
Игра «На охоту».
Цель: ознакомление с традиционным промыслом предков – охотой, орудиями труда, применения в игре знаний о Красной книге Якутии, правила охоты, полученных в беседах; формирование моральных качеств личности: дружелюбие, взаимовыручка, честность.
В игре широко используются игрушки-заместители, различные макеты.
Игра «Снаряжение охотника» - «Буран», лыжи, капканы, ружье, патроны.
Игра «В доме» - девочки готовят еду, шьют одежду для охотников
Игра «Охота»:
1) едет на «Буране», кто-то становится на лыжи; ставят капканы, силки – на зайца, куропаток; 2) едет проверять капканы; 3) охота на дикого оленя с ружьем.
Вопросы:
- Что нужно охотнику?
- Виды охоты.
- Чей след?
- Угадай по шкурке зверя?
- Что можно приготовить из мяса оленя?
- Как мы используем шкуру оленя?
Игра «Больница».
Цель: уточнение представлений детей о содержании работы медицинских работников: врача, медсестры, санитарки, аптекаря, скорой помощи, о взаимодействии профессий; формирование моральных качеств личности: отзывчивость, доброта, заботливость.Организация игры:
- загадывание загадок;
- поделка атрибутов: из картона – шприцы, градусник, лекарства – витамины.
Объяснение: «Врач рассматривает пациента, смотрит горло, слушает, меряет температуру, давление, назначает лечение, выписывает рецепт. Санитарка следит, чтобы в больнице было чисто». Обращение педагога к ребенку: «Доктор, выпишите мне рецепт на лекарство от кашля».
В ходе игры ребятами были созданы следующие ситуации: «В аптеке», «Скорая помощь».
Объяснение: «Если больной сам не может прийти в больницу, приезжает скорая помощь. Медсестра ставит укол, измеряет температуру. Нужен водитель, врач, медсестра».
Объяснение: «По рецепту больной получает в аптеке лекарство, шприцы, вату, витамины». Вопросы к ребенку-аптекарю: «Скажите, пожалуйста, у вас есть таблетки от боли в животе? А горчичники?».
Игра «Магазин».
Цель: уточнить представлений детей о содержании работы продавцов; научить использовать знания, полученные во время бесед, экскурсий во время игры; самостоятельный выбор предметов-заместителей, использование бросового материала (продажа игрушек из пластилина, который сделали сами дети); формирование моральных качеств личности: честность, доброжелательность, вежливость.
Напоминание: «Не забудьте сложить отдельно одежду, посуду. Как называется магазин, где продаются одни продукты?»
Развитие игры: дети сами распределяют роли в игре, самостоятельно придумывают содержание игровых ситуаций, разыгрывают их.
Поощрение, вопрос: «Молодец, очень красиво заполнила витрины. Какую игрушку можно купить для маленькой девочки? Сколько стоит вот эта кукла? Очень дорогая».
Игра «Детский сад».
Цель: уточнение представлений детей о содержании работы сотрудников детского сада; формирование моральных качеств личности: доброта, отзывчивость, заботливость.
Вопросы:
- «Наш детский сад большой, много взрослых здесь работает. Кто работает? Кто знает? Какую работу они выполняют?»
Дети играют самостоятельно. Постройка дома из разных материалов: строительного, бросового, бумаги и т.д. Вопросы и предложения: «А где можно устроить детский сад для наших дочек? А теперь играем в музыкальное занятие. Вика будет музыкальным руководителем».
Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители (например, коробка – стиральная машина, кубики, конструкторы – еда и т.д. ), самостоятельно распределяют роли. Развивая сюжет игры, дети подражают любимым работникам детского сада: нянечке, воспитателю, физруку, музыкальному руководителю.
Игра «Строители».
Цель:- уточнить знание детей о труде строителя, о пользе его труда; формировать у детей умения сравнивать, сопоставлять созданную постройку с реальными вещами предметами и с тем образом, на основе которых производилась постройка;
-формирование моральных качеств личности: взаимовыручка, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
Материал: крупногабаритный конструктор «Наш дом», набор «Построй город», использование игрушек-заместителей.
Дети соревнуются в игре «Кто скорее построит дом?» Игра получает свое развитие. Дети вносят в игру другие персонажи: водителей больших машин, кранов. После того, как построили здание, в игру включаются маляры, штукатуры. Следующим этапом становится въезд жильцов в новый дом.
Вопросы, поощрения. «Молодец! Вот какой красивый дом построил! Кто там живет?» « Что еще могут строить строители?»
Игра «Школа».
Цель: ознакомление с жизнью школы, подготовка детей к обучению в школе, умение применять знания, полученные в ходе бесед, экскурсий в игре; формирование моральных качеств личности: доброжелательность, справедливость, чувство долга.
Дети играют самостоятельно, вводят в игру учителей-предметников, ставят друг другу отметки. Воспитатель наблюдает за ходом игры, чтобы дети не обижали друг друга (ставят в угол, ставят плохие отметки).
Таким образом, на протяжении всего формирующего этапа с детьми проводились тренинги, разыгрывались игровые ситуации, творческие ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Театр», «Едем в автобусе», «Семья», «На почте», «В больнице», «На теплоходе», «Мы строители», «Детский сад», «Школа» направлены на привитие добрых чувств у детей, снижение агрессивности и негативного отношения к сверстникам.Игры «Волшебные очки», «Комплименты», «Подарки» направлены на развитие готовности у детей к общению, способности говорить приятные слова, хвалить других. Волшебный персонаж Лунтик способствует формированию у детей честности, способности относиться к себе критически в случае нарушения моральных норм.
Все игры основаны на добровольном участии. Сначала необщительные дети наблюдают со стороны, молчат. Наш опыт показал, что когда они слышат приятные слова в свой адрес, когда их хвалят другие и дарят подарки, они также пытаются в ответ поблагодарить, сказать приятные слова другим, проявляют заботу.
Во время эксперимента активизировалась работа с родителями.
Постоянно проводились индивидуальные беседы с родителями, консультации, также тренинги. Чтобы вызвать интерес родителей к обсуждаемой проблеме, использовали выставки работ детей, видеозаписи в группе, собранные и записанные высказывания детей
по обсуждаемой проблеме, несложные тесты. Родители стали чаще включаться в педагогический процесс: участвовать в совместных спектаклях, праздниках, занятиях, играх.
С детьми постоянно проводились беседы о том, как они играли. Беседуя по поводу прошедшей игры, оценивали поведение играющих, осуждали проявление резкости, себялюбия, хвалили за интересную выдумку, планировали, как будем играть завтра. У детей появилось стремление как можно больше времени проводить в детском саду, играть и с девочками и с мальчиками вместе.
Таким образом, через метод непосредственного наблюдения воспитателя в процессе каждодневного общения с каждым ребенком, можно отметить положительную динамику в уровне общения в группе.
Проведены индивидуальные беседы с родителями о вредных привычках детей, о том, как они играют дома, об отношении детей в группе.
По своим наблюдениям можем сделать вывод, что гипотезы, выдвинутые в программе исследования, подтверждаются. Действительно, воспитание будет успешным и результативным в том случае, если будут едины учебная и воспитательная деятельность воспитателя, то есть воспитание продолжается и во время занятий, эти два процесса неразрывны. В течение этого процесса нужно применять разнообразные формы и методы воспитания: беседы, экскурсии, просмотр телепередач, громкое чтение. Воспитатель обязан создавать благоприятные условия для формирования нравственного опыта дошкольников, помогать применять теоретические знания в реальной жизни. А взаимодействие воспитателя и родителей дает самый лучший результат, конечно в том случае, если родители идут навстречу воспитателю.
Эти наблюдения и результаты проведенной работы показывают, что дома ребенку нужно подходить индивидуально – это способствует созданию дружного коллектива, формированию положительных взаимоотношений, моральному развитию личности ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подчеркивая исключительную роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста, где «творчество» и «социализация» выступают как взаимосвязанные понятия, рекомендуем всем практическим работникам ДОУ следующее:
Прежде всего, обратить внимание на те педагогические условия, которые предопределяют эффективность развития моральных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В процессе игровой деятельности необходимо учитывать естественность эмоционального состояния детей, их целостность развития и предусмотреть бережное отношение к их природе, выращивание личности каждого ребенка с учетом имеющегося его потенциала.
В организации обучения детей следует учесть поэтапность и после-довательность усложнения задач организации творческой игры, также задач развития моральных качеств личности; нужно установить их взаимообусловленность.
На первом этапе нужно ориентировать содержание работы на обучение детей играть творчески. Следует научить их обыгрывать различные игровые ситуации, разнообразие атрибутов, которые характерны для содержания игр.
На втором этапе нужно обратить внимание на обучение детей играть творчески, а также на взаимоотношения людей, научить проявлять в игре самые лучшие свои качества.
Практическим работникам постоянно следует отслеживать развитие детей. Потому провести предварительное обследование, в ходе и после практического обучения выявить динамику развития детей.
Для того, чтобы грамотно построить и провести работу нужно проанализировать психолого-педагогическую литературу и основываться на идеях, теоретических положениях научных исследований известных педагогов и психологов.