Логоритмические упражнения в работе учителя- логопеда
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 29
Московская область, город Красногорск
«Логоритмические упражнения в работе учителя- логопеда»
Метод. продукциюподготовила учитель - логопед Л.Н. Чеботарева
Красногорск-2015ВВЕДЕНИЕ
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Новизна и актуальность: логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
ТЕКСТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В ГОСТИ К КОШКЕ
Разминка на полу, ноги вместе, носочки вытянуты.
Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки),
И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).
Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)
Чики – бирики, (2 хлопка над головой)
Чики – брик (достать руками до носочков).
Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)
Видим озеро глубокое (ноги складываем в “бабочку”).
Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)
Никому их не дают (садимся на колени).
Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)
А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – “выглядываем в “окошко”)
Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)
и кошка (другая нога вверх)
Мы немножко погостим (принимаем и.п.)
И обратно побежим (стучим носочками по полу).
Повторяем несколько раз, убыстряя темп.
ЧЁРНЫЙ КОТ
Вот идёт чёрный кот (марш на месте).
Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту).
Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах),
И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в стороны, повороты головы вправо-влево).
ПЕТУХ
Шёл по берегу петух (марш),
Поскользнулся, в речку – бух! (присесть)
Будет знать теперь он впредь (грозим пальцем):
Надо под ноги смотреть (наклоны вперёд)!
ХОМЯЧОК
Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.) –
Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)
Спрятал зёрна за щекой (наклон вперёд),
И скорей к себе домой! (бег)
ЕНОТЫ
Два енота у реки (плие, наклоны головы)
Полоскали кушаки (наклон вперёд, махи руками),
Чистили манишки (выпрямление корпуса),
Гладили штанишки (плие по второй позиции, наклоны головы),
Мыли лапки (наклон), тёрли нос (выпрямление),
Опускали в речку хвост (гран плие по шестой позиции, наклон вперёд),
Снова чистили манишки,
Снова гладили штанишки…
И такой круговорот (бег с высоким подниманием бедра)
У енотов круглый год (гран плие, круг руками)!
ЗАЙКА
Прыг, скок, прыг, скок (прыгаем по 6 позиции),
Скачет зайка у ворот (показываем заячьи ушки).
Я (руки к сердцу) его к себе возьму (руки в стороны),
И морковкой угощу (гладим живот по кругу).
УТОЧКА
Маленькая уточка (поднимаем руки вверх по очереди)
Хвостиком виляет (приседаем и виляем «хвостиком»),
Крылышки распустит вдруг (релеве с подниманием рук через стороны)
И в небо улетает (прыжки, руками изображаем взмах крыльями).
МЫШКИ
Вышли мышки как-то раз (марш)
Посмотреть, который час (наклон вперёд).
Раз, два, три, четыре (изображаем стрелки),
Мышки дёрнули за гири (гран плие) –
Раздался ужасный звон (наклоны в стороны) –
Разбежались мышки вон (бег на месте)!
После этого, дети разбегаются под музыку по залу, исполняя танцевальный бег. С остановкой музыкального сопровождения, дети должны занять свои места в линиях. (Аналогичное задание в упражнении «У медведя» и «Рёвушка-коровушка»).
У МЕДВЕДЯ
У медведя во бору (марш)
Грибы, ягоды беру (приседаем и собираем).
А медведь не спит (повороты головы),
Всё на нас глядит (наклоны в стороны),
А потом как зарычит (поднимаем руки, через стороны)
И за нами побежит (топаем на месте).
РЁВУШКА - КОРОВУШКА
Что за вой, что за рёв? (Наклоны в стороны)
То ни стадо ли коров? (поднять плечи, руки развести в стороныЭто не коровушка (отрицаем)
Это наша Рёвушка (изображаем плачь)
Плачет, заливается (носки свернуть в завёрнутую I позицию),
Руками утирается (вытираем слёзы).
Положили Рёву спать (сложить руки под правое ухо),
Плачет Рёвушка опять (топаем ногами):
«Ой, не буду спать я (топ правой ногой),
Лучше буду бегать я!» (топ левой ногой).
У ТЁТИ МОТИ
Это упражнение на расслабление, помогает снять волнение перед выступлением, разрядить атмосферу на уроке. Включать в работу по очереди или сразу любую часть тела.
У тёти Моти 4 сына,
4 сына у тёти Моти.
Они не ели, они не пили,
А повторяли, один куплет!