Внеклассное мероприятие Тайны физического эксперимента
«Тайны физического эксперимента»
Сценарий
(подготовка и проведение мероприятия занимательной физики)
Без сомнения, все наше знание начинается с опытов(Немецкий философ Кант Эммануил)
«Надо стремиться сделать обучение увлекательным»
Немецкий педагог А. ДистервегВоспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду, научить отвечать за свое поведение и поступки, быть сознательными, целеустремленными и творческими личностями.
Необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся различного возраста
Физика – наука экспериментальная и, чтобы пробудить у учеников интерес к предмету, интеллектуально загрузить их и получить результат, я провожу мероприятие, именуемое: «Тайны физического эксперимента».
Вечер нужно начать с показа интересного опыта, чтобы привлечь внимание учеников. Если в плане вечера есть вопросы, то лучше чередовать их с опытами, которые тоже необходимо обсуждать, обговаривать. Заканчивать вечер стоит самым ярким экспериментом.
О проведении вечера заранее сообщают красочным объявлением, на него приглашаются не только ученики, изучающие физику, но и те ребята, которые интересуются этим предметом.
Музыка в зале создает праздничную обстановку, повышает настроение.
Опыты следует тщательно готовить, так как самый занимательный опыт, неудавшийся сразу, перестает интересовать ребят и внимание их ослабевает.
Предлагаю некоторые методические указания по постановке самих опытов и объяснений к ним. Также несколько вопросов, с помощью которых можно заполнить паузы между опытами.
Опыт №1 Достать монету
Оборудование: скатерть, 3 или 5 монет, стакан.
На стол, покрытый скатертью, положите две монеты. На них нужно поставить стакан. Третью монету, меньшую по размеру, положите под стакан посередине (можно использовать 5 одинаковых монет). Попробуйте достать ее, не касаясь руками монет, стакана, не используя другие предметы. Не получится…
/Ногтем пальца вызывают движение скатерти рывками в направлении на себя (словно царапая скатерть). Скатерть движется вместе с монетой, затем срывается с ногтя и рывком перемещается обратно, а монета, вследствие инерции, остается. Этот процесс продолжается до тех пор, пока монета не появится из-под стакана.
Опыт №2 Неудержимый воздушный шарик
Оборудование: леска или веревка (плотная нитка), соломинка для коктейля, воздушный шарик, скотч.
73660674370Возьмите 3-4 м бечевки (лески) и проденьте ее через соломинку для коктейлей. На расстоянии 2,5-3,5 м друг от друга поставьте стулья и, потуже натягивая, привяжите к ним эту бечевку. Надуйте воздушный шарик, прикрепите его скотчем к соломинке, передвиньте ближе к одному из стульев. Развяжите отверстие шарика. Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в стул или при выходе всего воздуха из шарика. Почему?
/Наблюдается реактивное движение.
Опыт №3 Сухие пальцы
Оборудование: блюдце или тарелка, монета, вода, стакан, спички, бумага, поплавок.
Положите на дно блюдца или тарелки монету и налейте немного воды, чтобы монета еле покрылась водой. Как достать монету, не замочив пальцы?
/Нужно зажечь бумагу, положив ее на поплавок из огнеупорного материала, пламя накрыть стаканом. Воздух в стакане нагреется, расширится и часть воздуха выйдет. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охладится, давление в стакане понизится и вода, под действием атмосферного давления, войдет в стакан. Монета высохнет и ее можно будет взять, не замочив пальцы.
Опыт №4
Оборудование: монета, стакан, лист картона.
Положите на стакан кусок картона размером 7х10 см с монетой наверху. Резко ударьте по ребру картона (щелчком). Картон вылетит, а монета упадет в стакан. Почему?
/Время взаимодействия монеты и картона так мало, что сила трения, действующая на монету, не может сообщить ей скорость в горизонтальном направлении. Практически монета остается в состоянии покоя по инерции, но при удалении опоры, падает в стакан.
Опыт №5 Исчезнувшая сила тяжести
Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.
Стакан, наполненный наполовину водой, накрывается листом плотной бумаги (можно тетрадным листом). Придерживая ладонью одной руки бумагу, другой переворачиваем стакан. Затем убираем руку, придерживающую бумагу, – вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана? Снова прижимаем бумагу и возвращаем стакан в исходное положение.
/Вода удерживается атмосферным давлением.
Опыт №6 Задуть свечу
84455361315Оборудование: свеча, спички, воронка.
Зажгите свечу. Слегка подув на свечу, заметите, что пламя свечи отклоняется от вас. А если подуть через воронку, то пламя свечи отклоняется к воронке. Почему?
/Образованные против центра воронки вихри создают область пониженного давления, в которую втягивается пламя свечи.
Опыт №7 Не тонущее яйцо
Оборудование: 2 стакана, вода, соль, яйцо.
36398201094105882651237615На стол поставьте два стакана: один с обычной водой, другой с крепким раствором поваренной соли (ребята пока не знают). Опустите поочередно яйцо сначала в первый стакан, а затем во второй. В первом яйцо тонет, а во втором плавает. Почему?
/Здесь проявляется действие закона Архимеда. Так как плотность рапы больше во втором стакане, то больше и выталкивающая сила, поэтому яйцо во втором сосуде всплывает.
Опыт №8 Мыло-«магнит»
Оборудование: тарелка, кусок мыла, вода.
Возьмите тарелку, налейте в нее воды и сразу слейте. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, лучше любого хозяйственного, сильно прижимая к тарелке, поверните несколько раз и поднимите вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
/Подъём тарелки с мылом объясняется взаимодействием (а именно, притяжением) молекул мыла и тарелки.
Опыт №9 Шарики и свеча
Оборудование: 2 воздушных шарика, свечка, спички, вода.
Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
/Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Опыт №10 Заколдованная вода
Оборудование: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
/Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей. Карандаши лучше взять цилиндрической формы.
Опыт № 11 Вертящаяся змейка
Оборудование: плотная бумага (цветной картон), свеча (спиртовка), ножницы, проволока.
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
/Воздух от свечи (спиртовки) нагревается, расширяется и поднимается вверх (явление конвекции), вращая змейку.
Опыт № 12 Бездонный бокал
Оборудование: большой бокал, мелкие монеты (иголки), вода.
Налить в бокал воду до самых краев. Сколько монет можно в него поместить? (Опускать нужно осторожно, чтобы не расплескать воду).
33655046355
/Много, до 100 штук. Сила поверхностного натяжения, действующая на поверхность воды, вызывает сокращение поверхности жидкости под воздействием притягивания ее молекул в середину жидкости.
Опыт № 13 Удивительный подсвечник
Оборудование: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
2095543815Удивительный подсвечник – стакан воды, он совсем не плох. Утяжелить конец свечи гвоздём. Рассчитать величину (массу) гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой. Зажечь фитиль. Сможет ли свеча догореть до конца?
/Свеча будет гореть и понемногу всплывать (ведь она становится легче), причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, поэтому свеча и догорит до конца.
Опыт № 14
Оборудование: колба, пробка с двумя отверстиями, две согнутые трубки: короткая и длинная, пустой сосуд (стакан), вода.
Возьмите колбу с водой, закройте ее пробкой, через которую пропущены стеклянные трубки. Как перелить из колбы воду в пустой сосуд, не вынимая при этом пробку?
/Если подуть через короткую трубку, то давление воздуха на воду внутри сосуда увеличиться и вода будет переливаться в пустой сосуд.
Опыт № 15 Яйцо в бутылке
20955688975Оборудование: бутылка из-под молока, яйцо, сваренное вкрутую, небольшой лист бумаги, спички.
4572076200Для опыта очистить яйцо. Как засунуть его в бутылку? Подожгите лист бумаги, опустите его в бутылку и через несколько секунд накройте бутылку яйцом. Горение прекращается, а яйцо со свистом втягивается в бутылку. Объясните явление.
/При горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит из бутылки. После того, как яйцом накрыли бутылку, горение прекращается (нет тяги), воздух в бутылке охлаждается, возникает разрежение (давление понижается), яйцо втягивается.
Мероприятие стоит закончить награждением самых активных ребят.