Доклад на тему Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

МОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»




Информационно-аналитический семинар


«Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов»




Многина Наталья Ивановна, учитель начальных классов, I квалификационная категория
2011 год


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Образовательный процесс в начальных классах в нашей школе осуществляется на основе учебников УМК «Гармония», в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связаны с решением проблемы,
личностные – определяют мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивают организацию собственной деятельности.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, обеспечивает:
личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
познавательные универсальные учебные действия логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей при работе с текстом, развитие знаково-символических действий – замещения (звука буквой), моделирования (состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Предмет «Литературное чтение способствует:
личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, даёт возможность для формирования первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; порождает смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Способствует развитию самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально- действенной идентификации. Формирует основы гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.
формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
познавательных универсальных учебных действий через знакомство с элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Предмет «Математика» направлен на развитие
познавательных универсальных учебных действий использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, овладение основами логического и алгоритмического мышления, планирования (цепочки действий по задачам); систематизации и структурирования знаний; моделирования; общего приема решения задач
коммуникативных универсальных учебных действий это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.
Предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие
познавательных универсальных учебных действий, именно он обеспечивает осознание целостности окружающего мир, освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
способствует личностному развитию ученика, обеспечивает сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, побед, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Таблица 4.1.
Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые
акценты УУД
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир

личностные
жизненное само-
определение
нравственно-этическая ориентация
Смыслообразование
нравственно-этическая ориентация

регулятивные
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

познавательные
общеучебные
моделирование (перевод устной речи в письменную)
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
широкий спектр источников информации

познавательные логические
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.


«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие
личностных универсальных действий:
знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой; открытие универсальности детской субкультуры; формирование гражданской идентичности личности; доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
коммуникативных действий:
общее речевое развитие учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитие письменной речи; формирование ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.
познавательных действий:
смысловое чтение.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих видов УУД:
личностных:
формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижения младших школьников, творческой самореализации; ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
регулятивных действий:
целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
познавательных:
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
коммуникативных:
организация совместно-продуктивной деятельности.

Предмет «Музыка» обеспечивает формирование
личностных действий:
эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении; приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
коммуникативных действий:
развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
познавательных действий:
замещение и моделирование.

Развивающий потенциал «Изобразительного искусства» связан с формированием
личностных действий:
формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
регулятивных действий:
целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью; умение контролировать соответствие выполняемых действий способу; внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.
познавательных действий:
замещения и моделирования; логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

Предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование
личностных УД:
основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте, освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни
регулятивных действий:
умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
коммуникативных действий:
развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации.

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).
Для развития регулирующей речи должны быть:
организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);
в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;
речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);
речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.





Таблица 4.2. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Метапредметные
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу
Планируемые результаты на конец 1-2 класса
(необходимый уровень)
Формирование
Тренировка
Предъявление
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы (необходимый уровень)

Общеучебные


- выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя;
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Коллективная, групповая, индивидуальная работа
По иллюстрации, по заголовку, загадке
- самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;


- осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя;
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
индивидуальная работа, в парах
Формулирование правила, составление алгоритма действия
- осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;



- находит информацию в словаре;
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Коллективная, групповая, индивидуальная работа, поиск в интернете
Рассказ одноклассникам «Что значит это слово?»
- применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирует знания;



- строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Индивидуальная работа, в парах
Игра «Учимся задавать вопросы», «Доскажи словечко», «Займи свое место».
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;




-выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;


Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий
технология
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Технология
Приемы сравнения. Работа по образцу, шаблону, сверка с эталоном
Выбор наиболее удачно написанной цифры, буквы, выставка рисунков, поделок, конкурсы чтецов
- осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

- слушает и понимает речь других,

выразительно читает и пересказывает простые небольшие тексты;
Чтение
Окружающий мир

Диалог с текстом, сочиняем сказку,
«Мастер пересказа», «Лучшие слушатели», «Почитаем по ролям»
понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;



Чтение
Внеурочная деятельность
Тексты разного жанра
Конкурсы чтецов, театрализованные сценки
- осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели;


- находит ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и различную информацию;
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Диалог со взрослыми, решение предложенных ситуаций, задач
«Как я поступлю», «Как поступил герой? (мама)», «Что будет дальше?
- извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;



Литературное чтение,


-определяет основную и второстепенную информацию;



Уроки чтения, предметные кружки
Тренировочные задания по алгоритму, предложенному учителем при работе с литературным текстом

-свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;



Социальная работа, внеурочная проектная деятельность
Сбор информации по теме, работа со словарем
Сообщения по заданной теме на основе информации, полученной из СМИ
- понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации;


умеет работать по предложенному учителем плану;
Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Технология
Составление плана, решение задачи, алгоритма действия
«Фотоглаз» (запомни порядок цифр,букв,иллюстраций),изготовление поделок, «Закончи работу», «Продолжи текст»,
-самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


- использует знаково-символические действия;
Математика
Технология
Окружающий мир
Кружки «Умелые руки»,«Юный художник»

Ведение дневника наблюдений, заполнение таблиц, построение, чтение чертежей и выполнение изделий по чертежу
Работа с условными знаками;
Игры на развитие знаний символических обозначений:
«Глаз- фотоглаз», «Веселый счет», «Геометрическое лото»,
«Графические узоры».

- моделирует преобразование объекта
(пространственно-графическая или знаково- символическая);

Умеет использовать предметные заместители, а так же умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и своё отношение к нему

Уроки технологии, ИЗО;
Кружки «Умелые руки», «Юный художник», «Казачок»

Работа с условными знаками;
овладение приёмами (технологией) работы с материалами.
-преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область


Логические

- умеет следовать образцу, правилу, инструкции
- разбивает группу предметов и их образы
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
технология по заданному учителем признаку
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
технология
Фонетический анализ, деление группы предметов по цвету, форме, размеру; живые – неживые предметы
«Найди различия»
«Найди пару»
«Кто на кого похож»
«Разменяй»
- анализирует объекты с целью выделения признаков
правилу, заданному учителем признакам; (существенных, несущественных);

умеет увидеть целое раньше его частей;

- группирует предметы и их образы по заданным признакам;

Математика
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
технология
Соотношение количества предметов с числом; объединение слов в группы по общим признакам (род, число,часть речи); группировка предметов, явлений природы, растения по их существенным признакам; работа с разным материалом и классификация работ.
Игра: «Сколько квадратов?» и т.д., «Чем похожи слова?», конкурс «Знатоки времени года», «Посмотри вокруг»

- проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты);
выбирает


-классифицирует объекты под руководством учителя;
Математика
Русский язык
Окружающий мир
Технология
ИЗО
Устанавливает сходства и различия между предметами, сравнивает их цвет, размер, форму, материал.
Игра «Будь внимательным», «Не подведи команду», «Сортировка», «Как пишем имена собственные?», «» Чем похожи растения?».
- классифицирует объекты;

задаёт вопросы: как?, почему? зачем? (интересуется причинно-следственными связями);

- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
Математика
Окружающий мир
чтение
Русский язык (развитие речи),
Решение задач, установление причинно-следственных и сезонных изменений, развитие событий в тексте.
Конкурс загадок, магические квадраты, конкурс «Знатоки родной природы».
- устанавливает причинно-следственные связи;


- оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Сравнение и анализ предметов, текстов. Развитие умения делать выводы и обобщения по этапу урока, по всему уроку, по ответу ученика или рассказу учителя.
Игра «скажи быстро», «Загадай загадку», «Что было дальше или раньше?» .Участие в предметных неделях и конкурсах.
- строит логические цепи рассуждений


- высказывает своё мнение;
Русский язык
Математика
Окружающий мир
ИЗО
технология
Участвует в обсуждении проблемы урока,
Предполагает тему урока по иллюстрациям, словам, загадкам. Активно участвует в обсуждении проблем поставленных на уроке.
Темы для обсуждений: почему идет снег? Чем отличаются звуки друг от друга? Как продолжить ряд чисел? Как изобразить предметы, чтобы показать их удаленность? Что такое экономия материала?
Участие в родительских собраниях: «Как быть здоровым?» «Что такое воспитание?» «Позиция теоретика».
- доказывает;




Проектная внеурочная деятельность
Участвует в исследовании проблемы,
сопоставляет цели проекта и полученные результаты
- выдвигает и обосновывает гипотезы.

Постановка и решение проблемы


- формулирует проблемы с помощью учителя;
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Технология

Проектная внеурочная деятельность
На уроках и внеклассной деятельности задает вопросы учителю, одноклассникам, библиотекарю при выполнении заданий. Ведется исследование.
Игра «Считаем слова и ищем ответ», игра «Прислушивайся и приглядывайся», «Шагай и считай».
«Что будем изучать?» «Зачем это нужно?»
Составление мини-проектов на экологическую тему, конкурс рисунков.
-формулирует проблемы


Коммуникативные
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу
Планируемые результаты на конец 1 класса
Формирование
Тренировка
Предъявление
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

- имеет первоначальные навыки работы в группе
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий .мир
ИЗО
технология
Умеет договариваться,
Устанавливает правила и работает по заданию и плану учителя.
Все конкурсы, на всех этапах урока.
-умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия


-понимает смысл простого текста;
-знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)
опытом;
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир

Ищет возможности найти правильный ответ и решение с опорой на коллективное мнение, общение. Не останавливается не достигнув результата.
Конкурс «знатоки русского слова», логические задачи, конкурс «Хочу все знать».
-умеет осуществлять поиск информации,
-критически относиться к ней,
-сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным

-проявляет широкую
любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений
умеет задавать учебные вопросы;
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Технология
Проектная внеурочная деятельность
Ведет диалог с учителем и детским коллективом; вопросы возникают у ребенка в процессе его самостоятельной работы.
«Найди правило»,
конкурс «Почемучек», праздник «Кем быть?», «кто внимательнее».
-умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

-способен договариваться, учитывать
интересы других, сдерживать свои
эмоции, проявляет
доброжелательное внимание к окружающим


-умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Технология

Внеурочная спортивная деятельность
Постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Придумаем рифму, сочинение сказки по кругу, восстанавливаем пословицы, «Найдем все части растений», «Построим общий дом», панно.
Спортивные состязания
-владеет способами разрешения конфликтов:
А) выявляет, идентифицирует проблему, Б) находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
В) принимает решение и реализует его;

-обсуждает в ходе совместной
деятельности возникающие
проблемы, правила

-умеет договариваться

Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир

ИЗО
Технология

Социальная практика
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Спортивные соревнования, участие КТД, игра «Кто где живет», «Не подведи свой ряд».

Действия в команде

-владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

-поддержать разговор на интересную для него тему

-строит простое речевое высказывание

Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий .мир
ИЗО
Технология

Проектная деятельность
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
«Перепутанные пословицы», посещение выставок картин и т.д. , описание главного героя, делится впечатлениями об экскурсии.

Защита проекта
-умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Регулятивные

Умеет проявлять
инициативность и
самостоятельность в разных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу;

Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
технология
Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Игра «Молчанка», «кто больше подберет слов с буквой..», «Чтение по ролям», дорисуй недостающие детали, «Похожи на.».
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Умеет выбирать себе род занятий

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
технология
Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки.
Игра «Угадай число», «Идем в магазин», «Пиши не спеши», «Чем похожи растения (животные).
Выделяет
ориентиры действия
в новом учебном
материале


- планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Русский язык
ИЗО
Технология
Математика
Чтение
Окружающий мир
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Групповая и индивидуальная работа.
Использование таблиц – опор,
Решение задач,
Выполнение заданий по определенному алгоритму.
умеет планировать,
т.е. определять последовательности промежуточных
целей с учётом
конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий


Осваивает правила планирования, контроля способа решения;

Русский язык
Математика
Окружающий мир


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличия от эталона.
Игра «Не подведи свою команду», «От а до я», решение заданий по образцу.
умеет вносить необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия
и его результата;


- осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату
Русский язык
Математика
Окружающий мир
технология
Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляет план своих действий.
Составление цепочки предметов взаимосвязанных. Конкурс «Сезонные изменения», игра «Дойди до вершины горы».
умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном

Проявляет умения произвольности предметного действия,
произвольные предметные
действия.

- овладевает способами самооценки выполнения действия,
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Русский язык
Математика
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
технология
Выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить,
Осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (т.е. самоанализ).
Конкурс чтецов,
Письмо под диктовку, конкурс рисунков и поделок,
конкурс «Знатоки природы», составление мини-проектов.
Самооценка достижений с эталоном/образцом
Внеурочная спортивная, проектная деятельность
умеет вносить изменения в результат своей деятельности,
исходя из оценки этого результата самим обучающимся,
учителем, товарищами;



На уроках

Самооценка достижений, усвоения материала с эталоном/образцом
умеет выделять и осознавать то. что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения;



На уроках
Внеурочная спортивная деятельность
Кружок «Аэробика»
Спортивные тренировки; выполнение тренировочных упражнений для закрепления навыка на уроках.
Спортивные соревнования; командные / групповые действия; туристические походы; экскурсии.
владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия.



Внеурочная проектная деятельность, кружки предметные, прикладные
Подготовка сообщений на заданную тему.

Защита проекта.
Социальная практика
Умеет самостоятельно организовывать поиск информации. Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.


Личностные

Активно участвуют в развлечениях, умеют общаться, быть честными, доброжелательными, отзывчивыми, сопереживают сверстникам в процессе общения с ними
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Русский язык
Чтение
Окружающий мир

Озаглавливание текста, оценка поступка героя
«Подходит ли заглавие к тексту», «Разыгрываем сказку», «А ну-ка девочки», «А ну-ка мальчики»
Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми

Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за одеждой и обувью, самостоятельно устраняют непорядок в своём внешнем виде, организовывать своё рабочее место осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями; проявляют заботливое отношение к малышам и пожилым людям
Знания моральных норм
Музыка
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Сюжетно- ролевые игры, чтение и заучивание сказок, пословиц, поговорок, песенок, изготовление изделий народного декоративного творчества
«Красивое и некрасивое»,
«Доброе и безопасное», Дразнить и докучать», « Чью сторону ты примешь», « Трудные ситуации»
Оценивать поступки, как «хорошие» так и «плохие», разрешая моральные противоречия

Знают дни рождения свой и родственников, своё отчество, адрес, имена родителей, интересы своих родственников, проявляют к людям новых профессий, знакомы с флагом, гербом, гимном родины; свободно ориентируются в помещении детского сада, соблюдают правила дорожного движения
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношений
Русский язык
Чтение
Окружающий мир
Чтение рассказов о труде взрослых, о родном крае, обычаях, традициях героях космоса, государственных праздников. Работа с физической картой или глобусом
«Кто я», « Какой я»,
« Чем мы похожи и чем отличаемся мы друг от друга»,
« Мы все разные»,
« Мое настроение», «Земля – наш общий дом», «Москва – столица России»

Осознавать своё эмоциональное отношение к происходящему во круг

Умеет детализировано изображать человека, работать по образцу, конструировать, развивается связная речь, диалогическая, монологическая.
Умеет учиться и самостоятельно добывать знания
ИЗО
Музыка
Чтение
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Технология
Кружок «Казачок»
Разучивание стихов, словесное рисование в рассказах и стихах, построение логических цепочек, знакомство с целостной картиной мира
« Я не боюсь научиться», « Если надо- научусь»,
Обладает огромным потенциалом к саморазвитию

Пользуются формами словесной вежливости, пересказывают и драматизируют небольшие художественные произведения, умеют играть, трудиться, заниматься сообща, умеют не вмешиваться в разговор взрослых, идентифицируют по половому признаку
Введение детей в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
Чтение
Музыка
ИЗО
Кружок «Казачок»

Чтение произведений о детях, детях и взрослых, прослушивание классических произведений, просмотр и обсуждение фильмов
« Я и моя семья»,
« Я и мои друзья»,
« Моя Родина», « В гостях у интересного человека»
воспитание личности со свободным и независимым мышлением

Умеют спокойно отстаивать свое мнение, доброжелательно оценивают поступки других людей, умеют выражать свои впечатления, оценки, соотносят органы чувств и виды искусства (музыку слушают. Стихи читают, картины рассматривают)
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и отвечать за свои поступки
Чтение
Окружающий мир
ИЗО
Технология
Музыка
Русский язык

Беседы, ролевые игры,
экскурсии, виртуальное путешествие по музеям, конкурсы рисунков, кроссвордов
« Я гражданин России», « Природа моей родины»,
«Выскажи отношение к тексту»; конкурсы рисунков, чтецов
Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свою Родину, сопереживать людям в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215