Игровая программа на тему «Народные мудрецы» (для детей 10-16 лет)

«Народные мудрецы» (для детей 10-16 лет)

Цель: побудить детей к более глубокому изучению истории своей страны, своего края, города.
Задачи:
- расширять знания воспитанников об объектах культурного, национального наследия;
-способствовать развитию творческого мышления, приобщая к аналитической деятельности;
-воспитывать уважительное отношение к культурным, природным ценностям.
Форма проведения: игровая программа.
План проведения:
Вступительное слово ведущего.
Познавательный этап.
Проведение конкурсов:
«Знатоки обрядов и традиций».
«Народные мудрецы».
«Мои мысли – мои скакуны»
Заключительное слово.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего: Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на нашей игровой программе. Я думаю, что мне удастся заразить вас духом игры, азартом развлечений.
Любую страну, государство отличают традиции, обычаи, стиль жизни, привычки, обряды, нравы, праздники.
Песня – это символ жизни, любви казахского народа. Она глубоко вошла в жизнь казахского народа и находится в тесной связи со всей историей. Песня испокон веков сопутствует людям в радости и горести. Появление на свет ребенка сопровождалось праздником – шілдехана, где пелись песни с пожеланиями благополучной, долгой жизни. Свадебные обряды сопровождались такими песнями, как той-бастар – начало пира, вступительная песня- поздравление, сынсу - песня прощания невесты с родными и родителями – поется в день отъезда невесты в аул жениха. Свадебные обряды заканчивались песнями беташар (раскрытие лица) – представление невесты ее новым родственникам.
Кюй – казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре. Кюи формировались в течение столетий. Имеются Кюи, изображающие скачки. Полет птиц, грустную песнь матери, веселую песнь девушки, шуршание змей.
(исполнение казахской песни).
Казахский народ тем и могуч, что, даже не имея собственной письменности, сумел сохранить в памяти своей вековые традиции, обряды и обычаи. Одним из чудесных праздников является Наурыз. Это торжество единения с народом, дни памяти и благодарения, спокойствия и мира.
Итак, объявляется конкурс «Знатоки обрядов и традиций».
Вопросы:
Из каких основных частей состоит Наурыз-коже? (7 частей: бидай, тары, соль, молоко, курт, вода, копченое мясо).
Что за обычай – тусаукесер? (разрезание пут).
Что олицетворял айтыс на Наурызе между девушкой и юношей. (Борьба между зимой и весной).
Из скольких частей состоит юрта? (кереге, уыки, шанырак, есік)
Как называется свадебный головной убор невесты? (Саукеле).
Определите: правильно ли выполнена схема?
Кыстау – летние пастбища (зимние).
Джайляу – зимнее пастбища (летние).
Кузеу – весенние пастбища (осенние).
Коктеу – осенние пастбища (весенние).
Подводятся итоги конкурса.
Ведущий: Жителей степей всегда отличались красноречием, умением, говорить бегло, не запинаясь и не останавливаясь, наслаждаясь изяществом и отточенностью слов собеседника.
Итак, объявляется конкурс «Народные мудрецы»
У каждого участника на столе 5 карточек, на которых имеется вторая половина пословиц.
Задание: прослушав первую часть пословиц, участники должны быстро найти ее продолжение.
Не верь своим силам, ..(а верь знаниям).
В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине(падишахом быть).
Цветет бутон там, где прижился, джигит силен (там, где родился).
Зимой не зимуй на холме, летом .(не летай в лощине).
От батыра – подарок, от охотника -.(доля).
Подводятся итоги конкурса:
Победителю жетон – «Мудрость заключается только в истине».
Объявляется конкурс «Мои мысли – мой скакуны».
Участники получают письменные задания, на выполнение которых отводится время (одна минута); нужно завершить мысль или решить ситуацию. Каждый участник получает карточку с заданием.
Каждая из крупных наций первенствует в определенной отрасли мировой цивилизации, древние греки – в эстетики, римляне – в праве, евреи и арабы – в религии, французы – в литературе, тюрки (в нравственности - вся тюркская история от начала до конца полна образов благородства и гуманизма).
Когда-то, в стародавние времена, любимый муж, единственный сын и единственный брат одной женщины были обвинены в тяжком преступлении и приговорены к смертной казни. Обезумевшая от горя женщина бросилась к ногам хана, моля о пощаде. Пожалев несчастную, хан пообещал освободить одного из трех. Кого выбрала женщина и как объяснила свой выбор? (Мужа и ребенка можно было заменить, а брата нет).
Путы для обряда тусаукесер изготовлялись из трех видов различных материалов. Использовали растение, чтоб ребенок имел многочисленное потомство. Кто хотел, чтобы его ребенок вырос богатым, в качестве пут использовали кишки. Чего желали детям те, кто использовал путы из шерстяных ниток? (желали видеть ребенка честным, благородным, любящим отечество).
Подводятся итоги конкурса: вручаются жетоны «Ума палата».
Заключительное слово ведущего:
Что ж, друзья мои, на мой взгляд, наша встреча удалась! Мы наполнили ее чарующими звуками музыки, слова, яркостью творческих проявлений. Каждый попробовал себя в той или иной роли, прикоснулся к миру знаний, искусства и просто пообщался, интересно и с пользой провел время.









Рисунок 17 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315